1.«Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2.Тип урока. Изучение нового материала. 3.Цели урока. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений. 4.Задачи урока. Сформировать у учащихся представление о группах растений; развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал. 5.Краткое описание хода урока. 1.Мотивация учащихся. Сегодня мы продолжим наше путешествие в царство растений с нашим другом Мудрой Совой. 2.Проверка домашнего задания. Мудрая Сова предлагает вспомнить, на какие группы можно разделить растения? Слайд 2 Какое значение для человека имеют растения? Слайд 3 3.Введение в тему. Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор? Слайд 4,5,6 На какие группы можно поделить все растения? Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения. Слайд 7 Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями. 4. Знакомство с дикорастущими растениями. Слайд 8 Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья,и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек. Угадайте о каком растении идет речь. Слайд 9 Стоит Алена- Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.(Береза.) Березка получила свое имя из-за светлой белой коры. «Бер» у древних славян означало «светлый, ясный, блестящий, белый». От него-то и пошли слова «береста», «береза». Береза испокон веков является символом земли русской. О каком цветке пойдет речь. Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василек) В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья. Сидят на палочке, В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито.(Шиповник.) С давних времен известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха. Царь Иван Грозный посылал целые отряды для сбора шиповника. Запасы плодов хранили для военных походов и поили настоем раненых воинов. 5.Физкультминутка. Жил один садовод, Он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Копают грядки) Он принес чемодан, (Показывают, как он нес чемодан) Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена — (Дети присели, затем встали) Садовод любовался на всходы. (Восхищаются) Утром их поливал, (Поливают) На ночь их укрывал (Укрывают) И берег от холодной погоды. (Дети садятся, учитель продолжает.) Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: — Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, 1де на грядках, засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста. 6.Работа по учебнику. А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорастущих. Слайд 10 Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения. Накрой зелеными фишками дикорастущие, а желтыми – культурные растения. Дети выполняют задание. - А сейчас поможем сове составить схему. Слайд 11 7.Работа в группах. Игра «Найди пару» Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». Слайд 12 Дети находят пару и доказывают почему выбрали именно ее. Распределяют на группы. 8.Закрепление изученного. Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся: Слайд 13 Что красно снаружи, Бело внутри С зеленым хохолком на голове? (Редис.) Летом в огороде, Свежие, зеленые, А зимою - в бочке, Крепкие, соленые. (Огурцы.) Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) Голова велика, Только шея тонка. (Тыква) Правильно, все это — овощные растения. 9.Проверка и оценивание ЗУНКов. Выполнение заданий 1, 2 в тетради (с. 12). Работа в парах. Заполните схему (впишите 3—4 растения каждой группы) 10.Рефлексия деятельности на уроке. Слайд 14 Что узнал? …. Что удивило? …. Чему научился?... Что буду применять на практике?... 11.Прочитать «Легенды о растениях» (учебник, с. 64—65). 6.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Знать на какие группы делятся растения; уметь распознавать их; работать с гербарием — внимательно рассматривать растение; воспитывать интерес к полевым растениям.