Разработка урока
по предмету «Окружающий мир» 1 класс
по теме «Где зимуют птицы?»
Учитель Козлова Галина Васильевна
ВИКТОРИНА
"Что ты знаешь о птицах?"
|
Дата: 18.01.2008г.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
(урок – викторина)
Учебник: Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 1 класс часть 2
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.
Оборудование и ТСО: мультимедийный проектор, компьютер,
музыкальное оформление (запись птичьих голосов); учебник.
Цель:
познакомить учащихся с многообразием птиц, их образом жизни; с терминами «осёдлые» и «перелётные птицы».
Расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях и перелётных.
Задачи урока:
Образовательные:
дать представление о разновидностях птиц, питании, образе жизни, углубить
знания учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года; расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц;
Развивающие:
развивать речь, расширять кругозор уч-ся;
Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное и действенное отношение к природе; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Ход урока:
1.Оргмомент – 3 мин.
Проверка готовности к уроку, включение в деятельность.
ЦЕЛЬ: Создать благоприятную психологическую обстановку, настрой на восприятие урока.
2.Работа по теме урока - 30 мин.
1.Вступительное слово:
КАКИЕ ПТИЦЫ БЫВАЮТ
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут только в лесу, другие — только в степи, третьи — там и тут.
Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие — только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц — птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнезда. А у других птиц детишки, едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за матерью. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности.
Одни птицы получили свои имена за голос, другие—за цвет, третьи—за поведение.
Ю. Дмитриев.
2.Названия команд.
3.Конкурс загадок:
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с многообразием пернатых, с термином «осёдлые птицы»; дать представление о разновидностях птиц; о бережном отношении человека к ним в разное время года.
1. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик. Не робей!
Я бывалый… (воробей)
2.Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит ... (сорока)
3.В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд - приятель!» И ставит подпись ... (дятел)
4.И в лесу, заметьте ,дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши, прячутся дрожа! Очень уж суровы филины и ... (совы)
-Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?
(Они не куда не улетают, а круглый год живут у нас)
-Таких птиц называют ОСЕДЛЫМИ. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны.
-Как можно помочь птицам зимой?
(Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крошки...)
4.Физкультминутка.
Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?!
Э. Мошковская
Под тихую музыку дети "разлетаются", машут руками, как крыльями.
2.Работа по теме урока.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с многообразием пернатых, с термином «перелётные птицы»; дать представление о разновидностях птиц.
-Наш конкурс загадок продолжается!
Что за весенняя черная птица,
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Угадайте, что за птичка- Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно- розовый ? (Скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
-Давайте послушаем, как красиво поёт соловей. (Звучит запись трели соловья).
-Птицы могут улетать па тысячи километров и после снова возвращаться домой.
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки. Это ПЕРЕЛЁТНЫЕ птицы.
-Куда улетают некоторые птицы? (В теплые края).
-Когда они вновь возвращаются? (Весной).
-Почему их так называют? (Они совершают перелеты из одного района Земли в другой).
6.Конкурс «Почемучка».
ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся о перелётных и осёдлых птицах.
По одному вопросу каждой команде:
*1-Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?
*2-Почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует в наших краях?
(Ответ на I часть вопроса можно найти на рис. со стр. 13 учебника.)
-Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а раньше этого не знали.
Конечно, люди замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы. Им помогли маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
7.Конкурс «Третий лишний».
ЦЕЛЬ: актуализировать полученные знания учащихся о перелётных и осёдлых птицах.
Надо найти « лишнюю» птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.
1 команда.
ГАЛКА
ГРАЧ ВОРОНА
|
ЛАСТОЧКА ДЯТЕЛ
ЗЯБЛИК
|
СОРОКА
ВОРОБЕЙ КУКУШКА
|
2 команда.
СОВА
ГОЛУБЬ
СОЛОВЕЙ
|
СКВОРЕЦ ПОПОЛЗЕНЬ ЖУРАВЛЬ
|
СТРИЖ
ВОРОБЕЙ
ГАЛКА
|
8.Конкурс «Узнай птицу».
ЦЕЛЬ: расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц; расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц; закрепить знания учащихся о пользе птиц.
Описание птиц на отдельных листочках (приложение 1). Учитель читает описание птицы. Задача детей как можно быстрее узнать её. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает очко, затем описание птицы учитель дочитывает до конца, показывает рисунок птицы (слайды 12,13,14,15 - приложение 2).
9. Итоги урока. Рефлексия – 2 мин
-Наша игра подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц.
-Давайте повторим, где зимуют птицы? (в тёплых краях)
-Какие птицы зимуют у нас?
-Не забывайте заботиться о птицах зимой, помогайте им!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание первое:
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится
таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички - воробьи; скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.
(Аисты)
Описание второе:
Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.
(Кукушка)
Описание третье:
Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом.
(Ласточки)
Описание четвертое:
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с
ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка,
спинка зеленая, а крылья серо-голубые.
(Синица)
|