Название конкурса "Третий открытый профессиональный конкурс педагогов "Мультимедиа урок в современной школе" Тип урока:Изучение нового материала Цели урока: Формировать ценностное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям Задачи урока 1. Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания: дети не понимают родителей, родители - детей. 2. Развитие способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций. 3. Воспитание любви к близким людям, уважения к старшим, стремления помогать им во всем. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Психологическая минутка. - С каким настроением пришли на урок? Почему? 3. Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи. (Слайд 2) - «Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие. Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага!» (О. Фокина) - Как вы понимаете слово «очаг»? - В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: очаг - устройство для разведения и поддержания огня. - Как вы понимаете выражение «домашний очаг»? (Ученик рассказывает историю возникновения выражения «домашний очаг»). - Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать - семью, дом. - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о доме, семье) 4. Сообщение темы и целей урока. ……..(Слайд 3) - Да, тема нашего урока: «Когда семья вместе, так и душа на месте». Мы поговорим о семье, о взаимоотношениях в семье. Построим дом, в котором хотелось бы жить. 5. Открытие новых знаний. - А что такое семья? (мама, папа, дети). - Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья. Семья – это фундамент дома. (Слайд 4) - Сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью. . (Слайд 5) -Ученик читает стихотворение «Какой хороший вечер» (Золтана Зелка) Какой хороший вечер! Как хорошо быть вместе! С газетой папа дремлет Готовит мама ужин. Под крышкой пар в кастрюле Насвистывает песню. Глаза мои закрылись Раскрыть бы их пошире, Глядеть бы удивленно. Да открывать мне лень их. Весь мир исчез Лишь мама Посередине мира И я, уже уснувший У мамы на коленях - Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? 6. Групповая работа: (Ребята работают с раздаточным материалом. Приложение 1) (Слайд 6) -Давайте выберем кирпичики, из которых построим стены нашего дома. На свободных кирпичиках, предложите свои варианты. Словарная работа: Согласие - мир, порядок. Здоровье, здоровая семья - это нормальное состояние организма, движение, закаливание. Семья - где любят и заботятся друг о друге. (Слайд 7) - Ребята, мы с вами писали сочинения, кто хочет поделиться впечатлениями о своей семье? (Дети читают свои сочинения) - Ребята, вот мы прочитали стихи, сочинения, кто же скажет: какая должна быть семья, чтобы всем, кто живет в ней, хотелось быть дома, идти в родной дом? Благополучная семья - это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие. - А всегда ли так хорошо бывает дома? (Нет). 7. Выявление причин возникновения конфликтных ситуаций. (Слайд 8) - Посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так: Каждый раскрасит свои фигурки, лежащие на парте в один из цветов: синий или красный. - будет относиться к родителям, - будет относиться к братьям, сестрам. - А теперь, если у вас с родителями проблем нет, закрасьте в синий цвет, если возникают проблемы - в красный цвет. ( с - так же) Выполнив работу, дети помещают , на доску. - Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась. - Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ребята проговаривают проблемы). - Ребята, бывают ли у вас дома разногласия из-за распределения обязанностей между членами семьи? 8. Физминутка. Ролевая игра. (распределение обязанностей). (Слайд 9) - Давайте распределим роли и поиграем. 1. гр - мамы 2 гр. - папы 3 гр. - дети. Учитель называет обязанности, если вы считаете, что это обязанность мамы - встают мамы и сразу садятся и т.д. 1. Готовить обед. 2. Ремонтировать утюг. 3. Собирать портфель. 4. Мыть посуду. 5. Следить за цветами 6. Уборка квартиры. 7. Оберегать тепло родного очага. 9. Закрепление изученного. (сценки разыгрывают подготовленный учащиеся) - Рассмотрим следующую ситуацию, которая может произойти в семье. Сценка «Маму не запускать». (2 ученика сидят на полу, игрушки разбросаны) Автор. Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама заходит в дом, Мама глядит кругом. Мама: - Был на квартиру налет? Дети: - Нет! Мама: - К нам приходил бегемот? Дети: - Нет! Мама: - Может быть дом не наш? Дети: - Наш! Мама: - Может этаж не наш? Дети: - Наш! Это приходил Сережка, Поиграли мы немножко! Мама: - Значит это не обвал? Дети: - Нет! Мама: - Стол у нас не танцевал? Дети: - Нет! Мама: - Значит, просто показалось, Я напрасно волновалась. Вместе в доме уберем И порядок наведем? Дети: - Да-а-а! - Чему учит эта сценка? 1. Уважать старших. 2. Помогать по дому. 3. Делать работу вместе. 4. Понимать друг друга. (Слайд 10.) -Чтобы сохранить тепло родного очага чего не хватает нашему домику? ( Крыши) -Правила поведения в семье и будут крышей нашего домика. - Разыграем другую ситуацию и дополним правила. (Подготовленные ученики разыгрывают сценку «Сюрприз») Сценка «Сюрприз». Учитель: Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шахматы, девочки играют в куклы. Оля (подруге) - Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, Хоть бы ужин приготовила. Аня: - А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу? Оля: - Не знаю. Мы так никогда не делаем. Аня: - А давай попробуем. Оля: - Давай. (Девочки идут на кухню). Аня: - Где у вас картошка? Оля: - Вот. А еще у нас огурец есть. (Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходит папа и сын.) Отец: - Что это у вас здесь за шум? Оля: - Готовим маме сюрприз. Сын: - Какой? Оля: - Ужин. Сын: - Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не умею чистить. Аня: - Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси. Отец: - Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник. Все работают. Раздаётся звонок. Входит мама. Удивленно глядит вокруг себя, роняет сумки, хватается за сердце. Все суетятся. Сын: - Ну вот, сюрприз! И зачем мы все это затеяли? Как было раньше хорошо; мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что? Отец: - А к сюрпризам-то надо готовить постепенно. Сын: - Мамочка, успокойся, мы больше так не будем! Оля: - Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка. Все: Ведь мы тебя очень любим! Мама: Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили помочь мне. - Почему успели с сюрпризом до прихода мамы? (Каждый делал свою работу). -Сформулируйте правила. 5. Заботиться о ближних. 6. Делать приятное.
- Давайте, еще раз назовите правила поведения в семье. 1. Уважать старших. 2. Помогать по дому. 3. Делать работу вместе. 4. Понимать друг друга. 5. Заботиться о ближних. 6. Делать приятное. - Какие еще правила можно назвать? (предположения детей). Рефлексия -Посмотрите, какой дом у нас получился. -Вам хотелось бы в таком доме жить? Почему? - Отныне он будет держаться на ….(дети зачитывают слова с кирпичиков) -Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных, от хороших взаимоотношений, от понимания друг друга. Частицу тепла нашего домика вы возьмете с собой. (Ребята складывают «Домик» техникой оригами по технологической карте индивидуально) Приложение 2. Домашнее задание - На своем домике написать слова, которые будут жить в вашей семье. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Учатся находить выход из создавшихся ситуаций, развивают способности взаимопонимания и взаимопомощи, учатся уважать старших и помогать во всем.