Предмет Окружающий мир Класс 4 Автор урока (ФИО, должность) Иваненко Наталья Ивановна, учитель начальных классов Образовательное учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» Республика/край, город/поселение Город Ростов-на-Дону Методическая информация Тип урока Урок обобщение знаний Цели урока -сформировать у учащихся представление о Тундре -познакомить с географическим положением данной зоны, растительным и животным миром, деятельностью людей Задачи урока -развитие умения работать с картой, гербарием -совершенствование речи, умения наблюдать -развитие умения работать в группе Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока -умение работать в группе -умение работать с картой, гербарием -исследовательские навыки (работа со справочной литературой) -умение использования ИКТ в процессе получения знаний (работа с электронным дидактическим материалом). -умение систематизации и обобщения учебного материала -коммуникативные умения Необходимое оборудование и материалы -карта природных зон -гербарий растений Тундры -эциклопедия «Я познаю мир. Растения. Животные», «Зелёные страницы», - мультимедиа компонент: 1)презентация PowerPoint , 2) электронный дидактический материал средствами текстового процессора МS WORD «Удивительные растения»(с использованием метода перетаскивания объектов),3) электронный дидактический материал средствами текстового процессора МS WORD тесты «В тундре»;
Подробный конспект урока Мотивация учащихся 1. Организационный момент, сообщение темы урока: Дорогие юные исследователи! Мы продолжаем знакомиться с природными зонами России. (слайд1) Ход и содержание урока 2.Актуализация знаний Давайте попытаемся раскрыть секрет удивительного климата и природы этой зоны (слайд2,3). Занимает площадь около 3 млн. км2, протягиваясь вдоль северного побережья Северной Америки и Евразии сплошной полосой шириной до 500 км. Тундра встречается также на некоторых островах близ Антарктиды. В горах образует высотный пояс (горная тундра). В тундре длительная зима со снежным покровом в течение 7–9 месяцев, сильная заболоченность, широкое распространение многолетней мерзлоты.
Как растения приспособились к суровым условиям тундры? (слайд4-14) Показ сопровождается кратким рассказом. Так что же такое тундра? Тундра в переводе с финского – безлесная голая возвышенность. Расскажите о жизни животных в Тундре. (слайд15-26) 1 ученик: Горностай – хищное млекопитающее семейства куньих, по внешнему виду похож на ласку, но крупнее. Горностай отличается черным кончиком хвоста. Длина его тела до 32 см, хвоста до 10 см, масса до 260 г. Как и ласка, зимой горностай белеет. Горностай предпочитает селиться в перелесках, на опушках лесов, зарастающих вырубках, поймах рек. Зверек активен в разное время суток. Он отлично плавает, ловко забирается на деревья и кусты. Горностай питается, главным образом, мышевидными грызунами (в том числе и вредными), их норы служат ему жильем. Часто он разоряет птичьи гнезда, при недостатке грызунов охотится на земноводных и рыбу, в голодные годы ест плоды и даже отбросы. Горностай охотится не только на поверхности земли, но и в норах грызунов. Зверек линяет два раза в год. Горностай – объект пушного промысла. В средневековой Европе мех горностая мог украшать лишь членов царствующих фамилий, позднее горностаевые мантии надевали судьи. Мех горностая – один из двух геральдических мехов. 2 ученик: Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см. Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год. Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом. В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца. 3 ученик: Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков – от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми. Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища – тундровые грызуны, прежде всего лемминги,а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты – обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро. Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов, охраняется. 4 ученик: Северный олень – парнокопытное млекопитающее семейства оленевых. Длина тела 150–220 см, высота в холке – 80–150 см, масса до 220 кг. Волосяной покров зимой густой, с хорошо развитым подшерстком, светлый с тёмными пестринами. На шее образуется грива. Летом мех короткий, бурый с различными оттенками серого. Рога у самцов такие же, как и у самок. Два средних пальца несут широкие копыта. Боковые пальцы, имеющие копыта, при ходьбе касаются земли. Пальцы подвижны и широко раздвигаются, позволяя животным передвигаться по рыхлому снегу и топким болотам. Населяют лесотундру, тайгу и высокогорные районы некоторых горных систем (Саяны, Алтай), везде предпочитая открытые ландшафты. Летом олени питаются травой, листьями различных растений, ягодами и грибами, а зимой ягелем, который выкапывают копытами из-под снега. Олени держатся крупными стаями по 150–200 голов. Осенью олени начинают откочевывать на юг – из районов мохово-лишайниковой тундры в районы редколесий и северную тайгу, где зимой легче добывать корм. Протяженность их миграционных путей может составлять 300–500, а иногда и 700–800 км – это самые длинные регулярные миграции среди сухопутных млекопитающих. На своём пути им часто приходится преодолевать водные преграды, которые олени переплывают (даже такие широкие, как Енисей). Северный олень – и дикий, и домашний – играет огромную роль в жизни народов Севера.
Кто заметил небольшую ошубку? (Белые медведи живут не в тундре, а в Арктике) . Физминутка Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел: Встрепенулся, шевельнулся, Взвился вверх и полетел . Поиграем в игру – "Что лишнее? Кто лишний?” Что лишнее? Кто лишний?
1 водоросли рачки рыбы птицы лишайники (водорослями питаются рачки, рыбы, птицы) 2 Остров Врангеля Северный Ледовитый океан Восточно-Сибирское море Черное море Арктика (Черное море находится на юге страны, все остальное – на севере) 3 белый медведь тюлень морж лемминг (лемминг живет в тундре, остальные – в Арктике) 4 полярная ночь северное сияние сильные морозы вечная мерзлота белый медведь (белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа) 5 белая куропатка белая сова серый журавль белый медведь (куропатка, сова, журавль – птицы, медведь – зверь) 6 лемминг белая сова песец горностай сокол-сапсан (основная пища совы, песца, горностая в тундре – лемминги, сокол-сапсан питается рыбой или мелкими птицами)
Проверка и оценивание ЗУНКов 5.Закрепление пройденного Наше путешествие подходит к концу. В заключении я проверю, насколько вы были внимательны и наблюдательны. Тест «В тундре» 1.Что характерно для зимы в тундре?
2. Что характерно для лета в тундре?
3. Перечисли животных, которые живут в тундре
4. Каковы приспособления растений к жизни в суровых условиях тундры?
5. Составь цепи питания: 6. Вычеркни лишнее:
полярная ночь северное сияние сильные морозы вечная мерзлота белый медведь водоросли рачки рыбы птицы лишайники белый медведь тюлень морж северный олень
7. Расскажите об охране природы в тундре
8. Нарисуй тундру
Рефлексия деятельности на уроке Чем вам понравился урок? Кому интересно было работать в группе? Что оказалось самым сложным?
Домашнее задание 6.Домашнее задание - учебник, стр. 132-140 пересказать и ответить на вопросы -рабочая тетрадь на печатной основе, стр. 41-43 (составь цепь питания)
Дополнительная необходимая информация Биологи2, зоологи 2 готовят сообщения дома (с иллюстрацией) В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются) 1. Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: «Русская редакция», 2003. 2. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. / Под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003. 3. Федяинова Н.В. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 4. Федяинова Н.В. Использование информационных технологий при разработке дидактических средств обучения для младших школьников: Учебно-методическое пособие.– Омск: «ЧП Канн Е.В.», 2005.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Все уроки окружающего мира проходят с использованием презентаций. Проверочные и тестовые работы, проведённые в данном классе, показывают, что результаты запоминания лучше, когда учащиеся воспринимают информацию зрительно. Объекты растительного и животного мира очень разнообразны, личный опыт учащихся в путешествиях мал. Привлечь внимание детей данного класса можно только использованием мультимедиа компонентов урока. Поэтому презентации на этапе открытия нового знания, систематизации необходимы. Кроме того, учащиеся сами готовят презентации и иллюстрации к своим выступлениям (докладам). Детей не пугает индивидуальная работа с компьютером (перетаскивание объектов, заполнение кроссворда). Использование на уроке электронных дидактических материалов активизирует познавательную активность обучающихся. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данные мультимедиа компоненты целесообразно использовать на всех уроках изучения природных зон Другое На группы обучающихся нужно разделить заранее