Тема урока: Растения сада и огорода. Цели и задачи урока: формировать понятия «овощи», фрукты, представления об их значении для здоровья человека; о профессиях садовода и овощевода; развивать речь, фантазию, воображение и творческие способности учащихся; воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к труду людей, занимающихся выращиванием садовых и огородных культур. Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, презентация «Растения сада и огорода», учебник и рабочая тетрадь О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), альбомные листы и цветные карандаши. План и ход урока. 1.Организация к уроку. Психологический настрой . Тут загадки и задачи, игры, шутки – все для вас! Я желаю всем удачи, в добрый путь и в добрый час! -Ребята, сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию. Мы побываем в саду и на огороде. 2. Введение в новую тему. Проблемный вопрос (слайд№1)
- Что происходит с растением, когда отцветают его прекрасные цветки? (Образуются вишни, яблоки, груши…) - На какие группы можно распределить многообразие плодов? (слайд №2)
(Учащиеся, возможно, с помощью учителем выделяют несколько групп: овощи, фрукты, ягоды, орехи.) 3.Определение понятия «фрукты» Читаем четверостишие, записанное на доске , и обсуждаем вопрос: - Можно ли плодами назвать вишню, грушу, сливу, абрикос? Теплый лучик солнечный золотой иголочкой Сарафаны вишен ягодками вышил .(слайды №3 и 4)
-Ребята, что вы понимаете под названием «Фрукты»? (Это сочные, съедобные плоды культурных растений) -У них есть семена? (Да, но они у них разные). -Какие? (Семечки и косточки) -И называют эти фруктовые деревья по-разному…? (Семечковые и косточковые) (Слайд №5)
-Какие вы знаете семечковые деревья? (Слайды № 6 и 7)
- А какие вам известны косточковые деревья? (Слайды № 8 и 9)
- А нет ли у них общего названия? (Фрукты) Слайд №10
- Чем отличаются плоды разных фруктовых деревьев? (Цветом, формой, вкусом, запахом) 4 .Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тиши, тише, тише. Деревцо все выше, выше.
5.Закрепление полученных знаний. Работа в печатной тетради №2. - Мы отправляемся в сад, где выращивают фрукты. Выполняем на стр.4 задания №3-4 : подпишите название фруктовых деревьев и раскрасьте на них плоды. (Учащиеся выполняют самостоятельно). 6. Формирование понятия «овощи». а) Работа в печатной тетради №2. - Ребята на стр.7 необходимо объединить растения в группу «овощные культуры. Что вы предлагаете сделать? -Так овощные культуры – это что? (Это огородные плоды, корнеплоды, которые люди употребляют в пищу). б) Загадки: - Нужнее всех из овощей Для винегретов и борщей. (Свекла)
- Летом в огороде свежие зеленые, А зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас ? (Огурцы)
После отгадывания каждой учитель показывает слайды № 12 и 13:
7.Закрепление понятия «овощи». а) беседа по иллюстрациям. (Стр.7 учебника «Окружающий мир») -Как называют эти растения? Где они растут? - Какое значение имеют овощи для здоровья? б) работа в парах: назовите овощные культуры, которые растут на грядках (стр.7 учебника ) в) игра с цифрами в рабочей тетради (зад.5).Разговор о форме и различной окраске овощей, работа с загадками - подписать в отгадках номера загадок. 8. Региональный компонент: беседа-рассказ учителя. -Ребята, мы живем с вами в благодатном крае. Здесь живут трудолюбивые люди, которые на бескрайних кубанских полях выращивают высокие урожаи хлеба, овощей и фруктов. Среди тех, кто работает в садах и выращивает богатые урожаи яблок, груш, слив и других фруктов лучшим славится «Сад-Гигант» Славянский. Продукция этой агрофирмы пользуется успехом не только у нас на Родине, но и далеко за ее пределами. (Слайд № 13)
-А для тех, кто в день съедает 2-3 яблока, врачи не нужны. 9. Обобщающая беседа. Творческая работа учащихся. - Какие фруктовые деревья вы знаете? - Какие фрукты растут у нас на Кубани, а какие привозят из других стран? - Какие овощи и зачем вы употребляете в пищу? В каких блюдах? - Что нужно чтобы получить урожай овощей и фруктов? (Слайд №13) - А сейчас нарисуйте те овощи, которые используют хозяйки для приготовления любимого блюда всех жителей Кубани. Какое это за блюдо? ( Кубанский борщ) 10. Итог урока. Рефлексия. - Ребята, что нового вы узнали на уроке? - Что вас особо заинтересовало? - В чем вы испытывали затруднения?