1.Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2.Тип урока.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 3.Цели урока.Формирование у учащихся целостного представления о реках как природных объектах 4.Задачи урока.Образовательные: 1.познакомить с частями реки (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности; 2.научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать; Развивающие: 1.развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать свое мнение; 2.развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь, самоконтроль; 3.развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, применять свои знания в ситуации, близкой к жизненной. Воспитательные: 1.создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка; 2.расширять кругозор знаний учащихся. 3.воспитание любви к природе и своему краю 5.Краткое описание хода урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний, постановка цели - Как превратить воду в пар? - Какие 3 состояния воды вы знаете? - Где и как рождаются капли дождя? - Почему вода стекает вниз? - Без чего мы не сможем, путешествуя, обойтись? - Покажите на карте материки и части света? - Что на карте показывают голубой линией? - А чтобы узнать, где мы будем путешествовать – отгадайте загадку: Текут, текут – не вытекут, Бегут, бегут – не выбегут. - Итак, мы отправляемся путешествовать по рекам, чтобы узнать, как можно больше о них. III. Изучение нового материала. - Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода. 1. Работа по учебнику стр. 22 № 1, 2 - Река – это постоянный водоток. Начинается река с истока. Началом реки может быть родник из которого вытекает маленький ручей. Движение воды в реке образует течение. У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крутым склонам. У равнинных рек течение спокойное. - Работа по учебнику стр. 22 № 3 2. Рассказ учителя. - Представьте себе, что мы с вами плывём по течению реки на корабле. Слева будет у нас левый берег, справ – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывём, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками. а впереди водоём, в который наша река впадает. Это место называется устьем. Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или в озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком. 3. Физкультминутка. Речка К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе — раз, это — брасс. Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.) 4. Применение рек (составляется схема на доске: чтобы использовать в хозяйстве - вода, транспорт, рыба, отдых, электроэнергия, полив огородов и садов, ...) IV. Закрепление изученного материала. 1. Работа по учебнику стр.23 № 4, 5 – Давайте изобразим наш путь на контурной карте. 2. О каком явлении рассказывается в стихотворении Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»? Когда оно случается? Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке. 3. Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода? (работа в парах) 4. Работа по карте в группах «Реки России» - На территории России протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях ...(Волга). - А какая самая большая река у нас в Пермском крае? (Кама) 5. Фронтальная работа с интерактивной картой - Давайте найдем с вами крупнейшие реки мира: Нил (6670 км)- Африка, Амазонка - Ю.Америка, Миссисипи - С.Америка, Янцзы - Евразия. 6. Обобщение изученного материала V. Итог урока. Рефлексия. - Ну вот мы и вернулись домой.. Что вам больше всего запомнилось в путешествии? - Какие реки вы теперь знаете? Закончите фразы: - Я понял …… - Я узнал…….. - Я задумался…… - Я удивился….. - Оцените свою работу на уроке и работу соседа по парте на карточке. Я посмотрю их и поставлю оценки в журнал. - На следующих уроках мы продолжим наше увлекательное путешествие.
6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. В ходе урока учащиеся научатся обобщать информацию, полученную из презентации, рассказа учителя, иллюстративного материала, делать выводы. Получат новые знания о многообразии рек.