Урок русского языка Учитель: Чечукова Ольга Николаевна - учитель начальных классов Тема урока: «Имя прилагательное. Обобщение». (20-ый урок по теме «Повторение изученного в 3-ем классе») Форма урока: виртуальная экскурсия Технологии: информационно-коммуникационные, групповые Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска Раздаточный материал: карточки заданий, материалы для художественного труда Цель: обобщение и углубление знаний об имени прилагательном на материалах предмета ИЗО (тема «Искусство на улицах города») Задачи урока: Образовательные - обобщение знаний о существенных признаках имени прилагательного как части речи; - отработка навыков изменения имён прилагательных по числам и родам Развивающие - развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; - расширение кругозора учащихся в рамках изучения темы; Воспитательные - формирование умения работать сообща для достижения общей цели - возрождение чувства любви к русскому языку - воспитание культуры выражения эмоций - воспитание самостоятельности, инициативности
ХОД УРОКА I. Орг. момент - 3 мин 1)Проверка готовности к уроку, включение в деятельность. Дети заходят и рассаживаются под песню о Самаре 2) Сообщение цели урока - Приглашаем всех совершить виртуальную экскурсию по улицам нашего городаI I. Основная часть - 29 мин 1) актуализация имеющихся знаний Презентация -Мы уже не раз путешествовали в реальности, бывали в разных местах нашего города, а сегодня пустимся в путешествие, не покидая стен школы. Все начинается с порога родного дома. И Родины нет без него. Для нас родной дом – это и место, где мы живем с семьей, и родной город, и родная улица, идущая «у лица нашего дома». Любовь к родному краю, селу, городу, к родной речи, к родному языку начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, её прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству, к человеческой культуре. Но, если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Площади, парки, дома, памятники, улицы – всё это составляет лицо города, его облик Искусство и красота всюду вокруг нас – и надо уметь это замечать 2)Работа в группах - тренировка в применении полученных знаний Работа с интерактивной доской • Слайд " Уходящая безвовратно красота " - Как вы понимаете это выражение? -Исчезающая. -Разрушающаяся. -Уходящая насовсем (навсегда) С каждым днём в Самаре становится всё меньше и меньше деревянных домов. В них - вся красота русского деревянного зодчества. А ведь самарская деревянная домовая резьба - уникальный вид творчества, «говорящий» о высокой культуре наших предков. Украшения в узорах и орнаментах несут определенный смысл и информацию. -Хотели бы вы жить в таком нарядном доме? Ведь наши дома скучные и безликие. -Что вам нравится больше всего? -Какие элементы, части декора вы знаете? ( дом, наличники, резьба, окно, узор, орнамент, доска и т. д.) -С деревянным украшением дома и будет связано наше задание. У нас две группы: мастера слова и мастера украшения. Мастера украшения отрабатывают навыки конструирования ( под руководством учителя ИЗО), по окончании работы наклеивают изделия на модель дома, называют: кружевной узор, лобовая доска, резной наличник, красивое окно, деревянный дом, Мастера слова работают на интерактивной доске и на карточках. -Выберите имена существительные, подходящие к иллюстрациям. -Подберите подходящие имена прилагательные (в зависимости от рода имени существительного) -Выделите окончание. -Определите род. На карточках аналогичное задание. Подберите имена прилагательные, подходящие к именам существительным: узор, резьба, окно. Выделите окончание имен прилагательных, определите род прилагательных узор резьба окно __________________________________________________________________ -Какие имена прилагательные вы подобрали? (деревянная, резное, тонкий) ВЫВОД: - Как изменяются имена прилагательные? (По родам) - От чего зависит род имени прилагательного? (От существительного, с которым связано имя прилагательное)
Слайд " Блок-схема» (на интерактивной доске) - Впишите необходимые сведения в схему 3) групповая работа (группы меняются местами) - обобщение полученных знаний • Слайд "ЧУГУННЫЕ РЕШЁТКИ И ФОНАРИ" Город наполнен красотой. Художник участвует в создании любой вещи. Кружевная красота живет, создается и из других материалов. Глядя на эти чугунные узоры, невероятные переплетения стройные фонари, в нашем воображении рождаются разные образы, а в душе – радость от созерцания. -Давайте приступим к выполнению 2 задания Мастера Украшения выполняют свою работу: вырезают, наклеивают на разный фон изделия. Мастера слова работают с интерактивной доской (подтягивают окончания именам прилагательным в ед. числе и во мн. числе) -Как ещё может изменяться имя прилагательное? -Какие окончания у прилагательных множественного числа? -Запишем в блок-схему • Слайд "Блок-схема" -Впишем недостающие сведения в нашу Блок-схему. Вывод: -сформулируйте правило (интерактивная доска) Часть речи Что обозначает? Вопросы Как изменяется? Какие окончания имеет в Именительном падеже? Каким членом предложения является?
4) начало работы над проектом виртуального музея • Слайд «Современные и старинные здания» Человек живет в определенной окружающей среде. Очень важны чистый воздух, вода, еда. Но для жизни не менее важна культурная среда, созданная талантом предков и современников. Город наполнен красотой. Архитектура – вторая природа. -Что такое архитектура? ( Проектирование и строительство зданий и сооружений) Среди домов, зданий разных построек есть и такие, которые называют памятниками архитектуры. -Какие архитектурные памятники вам знакомы? (дом Клодта, Драматический театр и др.) То, что создают наши современники, тоже надо уметь ценить, понимать, беречь, сохранять для потомков. Пушкин напоминает нам «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» «Беспамятный – значит неблагодарный» - народная мудрость
- Ребята, что можно сделать, чтобы сохранить память о красоте, которую создавали люди? -Рисунки, фотоснимки, сочинения т. п. -Что нам поможет в этом лучше всего? (компьютер) -Можно создать виртуальный музей. И наполнить его изображениями и описаниями старых улиц, разных построек, и прочими сведениями. - Как можно назвать этот музей? -"Воспоминания о городе" -"Наш город в прошлом" -"Город сквозь времена" -Начнём работу над проектом музея прямо сейчас. - Какой памятник архитектуры вы бы включили в наш музей? Интерактивная доска Дети доказывают свой выбор, подтягивая иллюстрацию, название и описывая объект: -Мне бы хотелось, чтобы в музее было здание Филармонии. Я ходил туда на концерт с мамой. Оно необычной формы, красивое, с круглыми окнами, с круглой башней, на нем расположена скульптура. Оно похоже и на театр и на цирк. III. Заключительный этап урока - 8 мин 1) Итоги урока - подведение итогов урока -Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2)Выставление оценок - оценка урока учителем 3)Рефлексия учащимися своей деятельности на уроке -осмысление учащимися собственной учебной деятельности «Методика неоконченных предложений» (Интерактивная доска) - Мне нравится, потому что… - Мне не нравится, потому что… - Мне было интересно, потому что… - Мне не было интересно, потому что… |