Вторник, 08.10.2024, 21:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

«Познакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имен существительных 1,2 склонения и со способами проверки»
[ · Скачать удаленно (252.88 Kb) ]
29.12.2010, 21:56
Подробный конспект урока.

Организационная информация 
Тема урока 
«Познакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имен существительных 1,2 склонения и со способами проверки»

Предмет Русский язык

Класс 4 
Автор урока (ФИО, должность) Ефименко Елена Александровна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение МОУ СОШ №1.

Республика/край, город/поселение Амурская область, город Завитинск

Методическая информация 
Тип урока 
Изучение нового материала.

Цели урока 
1. Познакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имен существительных 1,2 склонения и со способами проверки .

Задачи урока 
Выяснить, какие безударные окончания у существительных нужно проверять; 
Составить алгоритм определения безударного окончания у существительных. 
Способствовать развитию наблюдательности, внимания, умения слушать и слышать; 
Высказывать свое мнение и доказывать; 
Развивать познавательную активность. 
Воспитывать упорство в труде, умение добиваться цели; 
Толерантное отношение к окружающим.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Пополнят свои знания новым о существительном. 
Закрепят ранее полученные знания о данной части речи. 
Составят алгоритм определения безударного окончания у существительных. 
Будут отрабатывать правописание безударных окончаний у существительных на практических заданиях 
Необходимое оборудование и материалы • компьютер, проектор, экран; 
• презентация; 
• учебник: Рамзаева Т.Г. «Русский язык». Учебник для 4 кл. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2003.– 83 с.

Подробный конспект урока 
Мотивация учащихся 
Организация. 
У. Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с пословицы. 
Слайд 
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» 
Как вы ее понимаете? 
У И сегодня нас ждет новое. Но чтобы пополнить свои знания новым, нужно воспользоваться необходимыми знаниями, которые мы получили на прошлых уроках 
Ход и содержание урока 
1. Актуализация знаний. 
-Над какой большой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? 
- что мы уже об этом знаем? ( сущ бывают 1. 2, 3, скл; к 1 скл относ …..) 
- Как определить склонение сущ? (род, окончание.) 
- Что вы можете сказать об окончаниях каждого склонения? ( они бывают ударными и безударными и пишутся одинаково, как в ударных окончаниях, так и безударных) 

2. Постановка проблемного вопроса. 
слайд Страна, дядя, стол, море. 
_ Распределите слова на группы. 
- по какому признаку распределили? 
- поставьте каждое слово в П.п . Запишите слова. Выделите окончание. 
Кому нужна моя помощь? 
- Проверим. 
- У каких сущ написали окончания уверенно без ошибок ? Почему? 
- Где встретили препятствие? - В чем сложность?

Итак, что нам предстоит выяснить? 
( как пишутся безударные окончания у существительных?) 
Как проверить написание.

- Сформулируйте тему урока. (ДЕТИ)

ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ Правописание ударных падежных окончаний у сущ 1. 2 скл. ДЕТИ испр ошибку. 
Слайд. 
3. Работа по решению проблемного вопроса. 
У: Кто может высказать свое предположение по решению данной проблемы? 
( если есть гипотеза – проверяем, делаем вывод. Использовать слова с ударным окончанием этого же склонения: поставить слово такого же склонения с ударным окончанием и по его окончанию написать окончание в безударной позиции, это будут слова-помощники. после проверки этой гипотезы исправляем ошибки в написанных словах ) 
4. Предлагаю поиграть в игру «Найди пару» 
Карточки на столе. 
- Прочитайте слова. 
- по какому признаку они распределены на группы? 
- Что эти группы может связывать? 
- Найдите пары, какие слова из правого столбика будут являться помощниками для написания окончаний в словах левого столбика? 
- Соедините пары стрелками.

Тропинка село 
Поезд орел 
Горизонт Москва 
дерево

Проверяем Молодцы.

Далее 
У: Посмотрите на слова. 
-придумайте задание. 
- выполните его, используя новые знания.

ЗАПИСЬ 
1скл 2скл 
И.п деревня город, 
Р.п деревн.. город.. 
Д.п деревн.. город.. 
В.п деревн.. город.. 
Т.п. деревн.. город.. 
П.п о деревн.. о город.. 
- Проверим что получилось. 
У : В каких падежах написание окончаний не вызывают сомнений и мы сразу можем их уверенно написать? Зачеркните их. ( 1скл – В.п; 2 скл – Р.п , Д.п, В.П ; 3 скл – И.и, В.п, Т.п) 
- Что осталось? 
_ А в каких падежах возникали трудности с правописанием безударных окончаний? 
ДЕТИ 
Получается запись СЛАЙД 
1скл 2скл 
И.п деревня город 
Р.п деревн(е-и) города 
Д.п деревн(е-и) городу 
В.п деревню город 
Т.п. деревн(е-и)й город(а-о)м 
П.п о деревн(е-и) о город(е-и)

У: Итак, в каких падежах окончания вызывают сомнения при написании безударных окончаний? 
Р.п, Д.п, П.П. е-и? слайд 
Т.п - ей- ий; ам-ом?

У: Чем можно воспользоваться при написание безударных окончаний в этих падежах? (СЛОВАМИ ПОМОЩНИКАМИ) 
Какие слова могут быть помощниками? 
(Д: по ударным окончаниям сущ. 
Пр. Р.п реки 1 скл врач 2 скл 
Д.п реке 
П.п о реке, об окне, 
Т.п рекой, конем 
или по таблице. 
Проверте окончания и если есть ошибки исправьте)

Физминутка.

У: Давайте попробуем создать опорную схему –помощницу, в которой отразим правописание безударных окончаний в данных падежах.

Итак, 1скл 2скл первый ребенок рисует у доски, затем 
Р.п - и - обсуждаем, дополняем. 
Д.п -е - 
П.п -е -е 
Т.п ой ей 
Проверим наш вывод с выводом, который дан в учебнике. Сравним окончания в данных падежах. 
Откройте учебник на стр 82. 
- Рассмотрите таблицу. 
У: Посмотрите на опорную схему видите ли вы сложность в чем-либо? 
В чем? 
Кто не видит сложности?

- Для чего нам нужна схема? 
Вывод: ответили мы на поставленный вопрос в начале урока? 
У : Как узнать какое окончание нужно писать в безударных окончаниях имен сущ 1.2 скл?

Физминутка

5 .Составление алгоритма проверки безуд. Оконч.

У: А теперь давайте составим алгоритм, последовательность действий при выборе правильного окончания. 
- как вы думаете, с чего мы начнем в первую очередь? 
ДЕТИ : 1. нужно определить падеж УЧИТЕЛЬ записывает «ПАДЕЖ» 
- Как определим падеж? ( по вопросам и предлогам) 
У : Что еще необходимо узнать о сущ? 
ДЕТИ: 2 определим склонение У: «Склонение» нач. форма. 
У: как определим склонение ? ( по окончанию в нач. форме и роду) 
У : Зная падеж и склонение, что делаем? 
ДЕТИ выбираем окончание, согласно схеме. У Выбор окончаний.

ПОЛУЧАЕТСЯ СХЕМА 
1. Падеж( по вопросу и предлогу) 
2. Определение склонения по роду и окончанию в нач. ф. 
3. Вспоминаем окончания сущ этого склонения в нужном падеже.

Проверка и оценивание ЗУНКов 
Работа с предложением: 
Какое окончание нужно написать в слове.

Учитель диктует 

Летом ребята отдыхали в спортивном лагер.. .

Подчеркните орфограммы. 
В каком слове орфограмма правописание безударных окончаний? 
Какое окончание нужно писать. 
Докажите. 
Рассуждайте согласно составленному плану.

Задания в парах на столе у вас лежат задания. Возьмите задания № 1 в парах.

Рефлексия деятельности на уроке 
8.Итог урока 
- Что нового мы узнали на уроке о правописании окончаний имен существительных? 
- В окончаниях каких падежах можно ошибиться? 
- Какими способами можно проверить написание безударных окончаний? 
- Как надо рассуждать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний имен сущ?

Оцените свою работу . Расскажите по схеме: Сегодня на уроке Я : 
Узнал, открыл для себя.. 
Научился, смог… 
Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Домашнее задание 
Д. з Задания по уровням

1 уровень 
Определи падеж, склонение, выдели окончание.

За братом, на ветке, к маме, около девочки

2 уровень 
Прочитай . Определи падеж, склонение, вставь пропущенную букву. 
В холод.., из деревн.., по букв.., в фонтан…, на солнц…

3 уровень. 
Найди ошибку, исправь ее.

В этом месяци чудесная погода. Первые листочки на берези, тополе сверкают и блестят на солнышки. В речке играют солнечные лучи. Для Ване отец смастерил лодочку.

Дополнительная необходимая информация Д. задание: на 1 карточке записаны задания всех 3-х уровней, учащиеся дома для выполнения выбирают любой уровень. (можно выполнить больше одного задания) 
В помощь учителю 
Использованные источники и литература (если имеются) Рекомендации к урокам русского языка по системе Л.В.Занкова авт. Нечаева Н.В. 
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Урок направлен на самостоятельное открытие нового знания. Создана последовательная цепочка вопросов и заданий, способствующая достижению цели урока. На эту работу тратится немало времени, учитывается особенность работы класса. Мультимедиа способствует рационально использовать рабочее время, быстро проводить самоконтроль, а также является одной из форм проведения урока, что делает его более интересным, разнообразным, способствует активной деятельности у учащихся. 
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данный урок является ступенькой к изучению темы «Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения». 
Другое 
Урок разработан в системе развивающего обучения.

Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 3508 | Загрузок: 723 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]