Подробный конспект урока.Организационная информация Тема урока «Познакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имен существительных 1,2 склонения и со способами проверки» Предмет Русский язык Класс 4 Автор урока (ФИО, должность) Ефименко Елена Александровна, учитель начальных классов. Образовательное учреждение МОУ СОШ №1. Республика/край, город/поселение Амурская область, город Завитинск Методическая информация Тип урока Изучение нового материала. Цели урока 1. Познакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имен существительных 1,2 склонения и со способами проверки . Задачи урока Выяснить, какие безударные окончания у существительных нужно проверять; Составить алгоритм определения безударного окончания у существительных. Способствовать развитию наблюдательности, внимания, умения слушать и слышать; Высказывать свое мнение и доказывать; Развивать познавательную активность. Воспитывать упорство в труде, умение добиваться цели; Толерантное отношение к окружающим. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Пополнят свои знания новым о существительном. Закрепят ранее полученные знания о данной части речи. Составят алгоритм определения безударного окончания у существительных. Будут отрабатывать правописание безударных окончаний у существительных на практических заданиях Необходимое оборудование и материалы • компьютер, проектор, экран; • презентация; • учебник: Рамзаева Т.Г. «Русский язык». Учебник для 4 кл. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2003.– 83 с. Подробный конспект урока Мотивация учащихся Организация. У. Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с пословицы. Слайд «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» Как вы ее понимаете? У И сегодня нас ждет новое. Но чтобы пополнить свои знания новым, нужно воспользоваться необходимыми знаниями, которые мы получили на прошлых уроках Ход и содержание урока 1. Актуализация знаний. -Над какой большой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? - что мы уже об этом знаем? ( сущ бывают 1. 2, 3, скл; к 1 скл относ …..) - Как определить склонение сущ? (род, окончание.) - Что вы можете сказать об окончаниях каждого склонения? ( они бывают ударными и безударными и пишутся одинаково, как в ударных окончаниях, так и безударных)
2. Постановка проблемного вопроса. слайд Страна, дядя, стол, море. _ Распределите слова на группы. - по какому признаку распределили? - поставьте каждое слово в П.п . Запишите слова. Выделите окончание. Кому нужна моя помощь? - Проверим. - У каких сущ написали окончания уверенно без ошибок ? Почему? - Где встретили препятствие? - В чем сложность? Итак, что нам предстоит выяснить? ( как пишутся безударные окончания у существительных?) Как проверить написание. - Сформулируйте тему урока. (ДЕТИ) ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ Правописание ударных падежных окончаний у сущ 1. 2 скл. ДЕТИ испр ошибку. Слайд. 3. Работа по решению проблемного вопроса. У: Кто может высказать свое предположение по решению данной проблемы? ( если есть гипотеза – проверяем, делаем вывод. Использовать слова с ударным окончанием этого же склонения: поставить слово такого же склонения с ударным окончанием и по его окончанию написать окончание в безударной позиции, это будут слова-помощники. после проверки этой гипотезы исправляем ошибки в написанных словах ) 4. Предлагаю поиграть в игру «Найди пару» Карточки на столе. - Прочитайте слова. - по какому признаку они распределены на группы? - Что эти группы может связывать? - Найдите пары, какие слова из правого столбика будут являться помощниками для написания окончаний в словах левого столбика? - Соедините пары стрелками. Тропинка село Поезд орел Горизонт Москва дерево Проверяем Молодцы. Далее У: Посмотрите на слова. -придумайте задание. - выполните его, используя новые знания. ЗАПИСЬ 1скл 2скл И.п деревня город, Р.п деревн.. город.. Д.п деревн.. город.. В.п деревн.. город.. Т.п. деревн.. город.. П.п о деревн.. о город.. - Проверим что получилось. У : В каких падежах написание окончаний не вызывают сомнений и мы сразу можем их уверенно написать? Зачеркните их. ( 1скл – В.п; 2 скл – Р.п , Д.п, В.П ; 3 скл – И.и, В.п, Т.п) - Что осталось? _ А в каких падежах возникали трудности с правописанием безударных окончаний? ДЕТИ Получается запись СЛАЙД 1скл 2скл И.п деревня город Р.п деревн(е-и) города Д.п деревн(е-и) городу В.п деревню город Т.п. деревн(е-и)й город(а-о)м П.п о деревн(е-и) о город(е-и) У: Итак, в каких падежах окончания вызывают сомнения при написании безударных окончаний? Р.п, Д.п, П.П. е-и? слайд Т.п - ей- ий; ам-ом? У: Чем можно воспользоваться при написание безударных окончаний в этих падежах? (СЛОВАМИ ПОМОЩНИКАМИ) Какие слова могут быть помощниками? (Д: по ударным окончаниям сущ. Пр. Р.п реки 1 скл врач 2 скл Д.п реке П.п о реке, об окне, Т.п рекой, конем или по таблице. Проверте окончания и если есть ошибки исправьте) Физминутка. У: Давайте попробуем создать опорную схему –помощницу, в которой отразим правописание безударных окончаний в данных падежах. Итак, 1скл 2скл первый ребенок рисует у доски, затем Р.п - и - обсуждаем, дополняем. Д.п -е - П.п -е -е Т.п ой ей Проверим наш вывод с выводом, который дан в учебнике. Сравним окончания в данных падежах. Откройте учебник на стр 82. - Рассмотрите таблицу. У: Посмотрите на опорную схему видите ли вы сложность в чем-либо? В чем? Кто не видит сложности? - Для чего нам нужна схема? Вывод: ответили мы на поставленный вопрос в начале урока? У : Как узнать какое окончание нужно писать в безударных окончаниях имен сущ 1.2 скл? Физминутка 5 .Составление алгоритма проверки безуд. Оконч. У: А теперь давайте составим алгоритм, последовательность действий при выборе правильного окончания. - как вы думаете, с чего мы начнем в первую очередь? ДЕТИ : 1. нужно определить падеж УЧИТЕЛЬ записывает «ПАДЕЖ» - Как определим падеж? ( по вопросам и предлогам) У : Что еще необходимо узнать о сущ? ДЕТИ: 2 определим склонение У: «Склонение» нач. форма. У: как определим склонение ? ( по окончанию в нач. форме и роду) У : Зная падеж и склонение, что делаем? ДЕТИ выбираем окончание, согласно схеме. У Выбор окончаний. ПОЛУЧАЕТСЯ СХЕМА 1. Падеж( по вопросу и предлогу) 2. Определение склонения по роду и окончанию в нач. ф. 3. Вспоминаем окончания сущ этого склонения в нужном падеже. Проверка и оценивание ЗУНКов Работа с предложением: Какое окончание нужно написать в слове. Учитель диктует
Летом ребята отдыхали в спортивном лагер.. . Подчеркните орфограммы. В каком слове орфограмма правописание безударных окончаний? Какое окончание нужно писать. Докажите. Рассуждайте согласно составленному плану. Задания в парах на столе у вас лежат задания. Возьмите задания № 1 в парах. Рефлексия деятельности на уроке 8.Итог урока - Что нового мы узнали на уроке о правописании окончаний имен существительных? - В окончаниях каких падежах можно ошибиться? - Какими способами можно проверить написание безударных окончаний? - Как надо рассуждать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний имен сущ? Оцените свою работу . Расскажите по схеме: Сегодня на уроке Я : Узнал, открыл для себя.. Научился, смог… Могу похвалить себя и своих одноклассников за… Домашнее задание Д. з Задания по уровням 1 уровень Определи падеж, склонение, выдели окончание. За братом, на ветке, к маме, около девочки 2 уровень Прочитай . Определи падеж, склонение, вставь пропущенную букву. В холод.., из деревн.., по букв.., в фонтан…, на солнц… 3 уровень. Найди ошибку, исправь ее. В этом месяци чудесная погода. Первые листочки на берези, тополе сверкают и блестят на солнышки. В речке играют солнечные лучи. Для Ване отец смастерил лодочку. Дополнительная необходимая информация Д. задание: на 1 карточке записаны задания всех 3-х уровней, учащиеся дома для выполнения выбирают любой уровень. (можно выполнить больше одного задания) В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются) Рекомендации к урокам русского языка по системе Л.В.Занкова авт. Нечаева Н.В. Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Урок направлен на самостоятельное открытие нового знания. Создана последовательная цепочка вопросов и заданий, способствующая достижению цели урока. На эту работу тратится немало времени, учитывается особенность работы класса. Мультимедиа способствует рационально использовать рабочее время, быстро проводить самоконтроль, а также является одной из форм проведения урока, что делает его более интересным, разнообразным, способствует активной деятельности у учащихся. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данный урок является ступенькой к изучению темы «Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения». Другое Урок разработан в системе развивающего обучения. |