I. Организационный момент.
- Девиз урока:
"Грамоте учиться - всегда пригодится”. (Запись даты в тетрадях).
- Ребята, представьте себе, что у нас в
кабинете работает телевизор. На каждом канале идёт своя телепередача.
- Какие телевизионные передачи вы любите
смотреть? В чём их польза?
- Как вы думаете, почему я завела речь о
телевизионных передачах?
- Сегодня на уроке мы посмотрим некоторые
передачи, которые я надеюсь вам понравятся.
II. Актуализация знаний учащихся.
1) Работа по карточкам.
- Вставь пропущенные буквы.
Ло_ ка, избу_ка, шес_надцать, сер_це, печ_ка, л_дяной, в_терок, в_езд.
2) Мозговая атака.
- С какой целью мы её проведём?
а) Главная часть
слова. (Корень)
б) Как называется
опасное место в слове. (Орфограмма)
в) Звуки, которые
могут "свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)
г) Третья буква
русского алфавита. (Буква в)
д) Буква,
обозначающая последний звук в слове "парад”. (Буква д)
е) Буква, следующая
за буквой "к”. (Буква л)
ё) С этой буквы
начинается третий слог слова "лопата”. (Буква т)
III. Минутка чистописания.
- Какие четыре буквы вы сейчас назвали?
- Буквы в, д,
л, т.
- Определите порядок следования букв в
цепочке:
Вдлт Влтд В…
- Справа
от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л,
т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них
становится последней.
- Напишите эту цепочку
в указанной последовательности до конца строки. (Дети работают в тетрадях)
- Дайте
характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в
них общего? (Все звуки согласные)
IV. Сообщение темы и цели
урока.
-Включаем канал №1. На этом канале идёт
передача «Тема».
- Определите тему урока. (Непроизносимые согласные).
- Почему вы так решили?
Есть
согласные такие в, д, т, л
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
- Как вы думаете почему появляются
непроизносимые согласные?
- Как вы считаете необходимо проверить
непроизносимые согласные? Приведите примеры.
(Чтобы
проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине
слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после
этого согласного следовал гласный)
V. Словарная работа.
– Переключаемся на следующий канал №2
«Запомни».
- Как вы думаете о чём пойдёт речь на
этом канале?
-Мы с вами знаем, что есть будни и есть
выходные дни. Как вы понимаете слово «будни»?
(рабочие дни)
-А как по-другому называют красные дни
календаря? (Праздники)
- Вспомните, как пишется это слово.
(Праз-ник)
- Как вы думаете, что нужно запомнить в
этом слове?
- Проведите фонетический разбор слова
«праздник».
- Вспомните и назовите пословицы с этим
словом. (Праздник помни, а будни знай. Праздник – придёт, гостей приведёт.)
-А теперь попробуйте составить мою
пословицу, в которой есть это слово.
праздник, и, будни, в, ленивому.
Ленивому
и в будни праздник.
-Как понимаете эту пословицу?
-Запишите эту пословицу по памяти.
Самопроверка.
VI. Закрепление.
- По этому телеканалу у нас идёт передача
«Посмотри- подумай!»
- Какие задания я могу вам предложить на
этом канале?
- Прочитай. Выпиши слова с непроизносимой
согласной. Объясни свой выбор.
праздник лестница
аллея мороз
известный дрова
друг радостная
здоровье солнце
VII.Физминутка.
- Телеканал « Здоровье»
Все движения разминки повторяем без
запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
-Физкультминутка для глаз.
VIII Актуализация
знаний.
1) Работа по учебнику.
1) Переключаемся на следующий канал №4
«Объяснялки».
- Работа по учебнику.
- Стр. 64, упр 84.
- Прочитайте задание и объясните как надо
выполнить данное упражнение.
- Когда мы так говорим? Что означают эти
выражения?
- У меня на сердце камень - плохо, тяжело
на душе.
Сердце кровью обливается – переживаю за
кого – то, очень больно за кого-то.
Уйти с тяжёлым сердцем – уйти сильно
расстроенным.
Этот человек мне по сердцу – мне нравится
этот человек.
Скажу тебе положа, руку на сердце –
честно, искренне без утайки.
Подарил от чистого сердца – искренне с
любовью.
- Списать по вариантам (I вариант –
1, 2, 3 предложения, II вариант – 4, 5. 6 предложения).
2)-Переключаемся на следующий канал №5.
- По этому каналу идёт передача «
Счастливый случай».
- Почему этот канал назвали «Счастливый
случай?»
- Проведём буквенный диктант.
- Объясните как его выполнить, связав с
нашим уроком.
- Я буду называть слова, а вы будете
писать букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук.
Повестка,
звёздный, окрестность, поздний,
свистнул, прелестный, счастливый, солнце, сердце, вкусный.
- Проверим:
- т
д т д
т т т
л д _
- Почему в слове «вкусный», вы не
обозначили непроизносимый согласный звук?
3) Переключаемся на следующий канал № 6.
- По этому каналу идёт передача «Устами
младенца».
- Кто из вас видел эту передачу и может
объяснить правила игры? (Рассуждалки, игра на выбывание)
Известный
Опасность
Весёлый
Грустная
Чудесный
- Как вы считаете, какое слово уберём
первое, по какому признаку?
Весёлый
(к правилу о непроизносимой согласной не подходит)
- Какое следующее?
Опасность (все оставшиеся слова имена
прилагательные)
- Какое третье слово?
Грустная
(ж.р., остальные слова мужского рода)
- Какое следующее слово уберём и почему?
Чудесный
- ( в нём нет непроизносимой согласной)
- Осталось слово известный, его разберём по составу.
IX. Итог урока.
- Переключаемся на телеканал №7 «Итоги».
- Почему канал называется «Итоги»?
- Какой итог мы можем подвести?
—
Как проверять написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?
Приведите примеры.
Экспресс опрос.
- Игра «+», «-»
- Объясните правила игры.
- Если слово написано правильно ставим
«+», если нет – «-».
I вариант – чудестный, звёзные, поздний, празник, честный, ужастный.
II вариант – опасный, устный, радосный, лесница, властный, серце.
I вариант - - - + - + - -
II вариант - + + - - + - +
- Взаимопроверка.
Рефлексия.
- Работа с листом самооценки.
|