Суббота, 04.05.2024, 22:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Проверяемая безударная гласная в корне слова
[ · Скачать удаленно (1,68 Мб) ]
08.01.2011, 21:24
Разработка открытого урока по теме

«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА» 3 класс 
3 класс 
Цели урока: 
1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне». 
2. Отработка навыка правописания безударных гласных в корне слова. 
3. Развитие орфографической зоркости, логического мышления, общеучебных интеллектуальных умений, коммуникативных навыков. 
Задачи урока: 
1. Образовательные 
• Закрепить и обобщить правописание слов с безударными гласными в корне слова; 
• Учить распознаванию проверяемых безударных гласных в корне слова; 
• Учить обоснованию выбора безударной гласной в корне слова. 
2. Развивающие: 
• Активизировать внимание учащихся на уроке; 
• Развивать память; 
• Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, самостоятельность; 
• Расширять словарный запас детей. 
3. Воспитательные: 
 Воспитывать умение слушать и слышать товарищей. 
 Воспитывать любовь к слову, интерес к родному языку. 
 Воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения. 
Оснащение урока 
ТСО: 
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат с алгоритмом проверки орфограммы. 
На уроке использована презентация, сделанная учителем в программе 
Microsoft PowerPoint. 
У учащихся на столах лежат математические карточки с цифрами 1. для устной работы, конверт со словами для работы в парах, листочки для мини-проверки и рефлексии. 
ХОД УРОКА 
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 2 мин. Слайд № 1 
-Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей, давайте поприветствуем всех присутствующих и друг друга. 
Игра «Здравствуйте!» 
Скажем «Здравствуйте!» руками, 
Скажем «Здравствуйте!» глазами, 
Скажем «Здравствуйте!» кивком, 
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом 
Станет радостным наш дом! 
(Ученики хором произносят слово «Здравствуйте!») 
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. 
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ. 7 мин. 
а) –Ребята, прочитайте, написанные в цепочке слова. Обратите внимание на стрелки. 
-Как вы думаете, какое задание мы должны выполнить к этому упражнению? Сформулируйте задание к упражнению. Слайд № 2.

1. ре( д,т ) ко, с (о, а)сновый , у(з,с)ко 
2. ру(сс, с)кий, а(кк, к)уратный, т(и,е)шина 
3. в (а/о)дить, со?нце, мес?ность 
4. …, …, … 
В каждой строчке есть лишнее слово, его надо найти и поставить в 4 строчку. 
- Итак, какое же слово лишнее в 1строчке, во второй, третьей? Почему? 
Ученики объясняют выбор лишнего слова с учетом орфограмм. 
Общая орфограмма здесь - проверяемая безударная гласная в слове. 
- Учитывая общую орфограмму данных слов, сформулируйте тему урока. 
(Тема урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова») 
- Мы сегодня первый раз работаем по этой теме? (Нет) 
- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. 
(На прошлых уроках мы работали с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне слов.) Слайд № 3

б) - Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания. Какую закономерность в чередовании букв заметили? (первая буква становится последней) 
Буквы написаны на доске.

аоиея оиеяа иеяао … (еяаои яаоие) 
- Спишите и продолжите. 
-Какую закономерность увидели? 
- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки без ударения) 
Слайд № 4 
в) –Как проверяются такие гласные? Дети говорят правило. 
- Сколько таких гласных? (5) 
-Правильно, молодцы! 
- Вспомним алгоритм «Правописание безударных гласных». Что надо сделать? Во-первых …, во-вторых,…и т. д. 
ПЛАКАТ с алгоритмом. Дети по нему с места рассказывают алгоритм проверки орфограммы. 
ЗАРАНЕЕ НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ «ЛЕСЕНКА» 
- Давайте поупражняемся в подборе проверочных слов (4 шаг алгоритма). Перед вами необычная лесенка, спускаемся по этой лесенке слов, вставляя пропущенные буквы. (Слова записаны на доске) 
Дети выходят по одному к доске, записывают слова, объясняют и графически обозначают корень слова, ударение, безударную гласную. 
г ) § Спустись по лестнице. 
р… к а 
к ...в ё р 
л…с и ц а 
л... н е й к а 
в… р х у ш к а 
п... ч т а л ь о н 
-Молодцы, спустились. А вот по этой лесенке поднимитесь вверх самостоятельно. 
п о в …р 
с т р… л а 
г р… ч а т а 
с м…т р е т ь 
з а м… р з а т ь 
с к в… р е ч н и к 
Взаимопроверка по слайду № 5. 
- Поменяйтесь тетрадочками, взаимопроверка. 
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП. 23 мин 
-Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные. Предлагаю вам игру, которая так и называется «Секрет-ответ». 
Игра « Секрет – ответ». Начиная со слова «секрет» учитель читает вопрос, дает время на обдумывание и по команде «ответ» дети поднимают карточку с нужной цифрой, т.е. с вариантом ответа. 
- Внимание на слайд!!! 
- Задание под номером 1. СЕКРЕТ 
1. В каком слове есть безударная гласная в корне?

1) стёклышко 
2) кормушка 
3) сладкий 
Время для обдумывания. ОТВЕТ. Щелчок - проверка по слайду. 
- Задание под номером 2. СЕКРЕТ

2. В каком слове 2 безударные гласные

1) зеленеть 
2) осень 
3) травинка 
Время для обдумывания. ОТВЕТ. Щелчок - проверка по слайду.

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»

1) кленовая 
2) клиника 
3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»:

1. В . лчата, г . лчата, з . йчата, к . злята. 
2. Р . дник, п . рник, н . чник, т . йник. 
3. С . сновый, с . лёный, б . льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?

1) ветер, сапог, одежда 
2) осенние, дождливый, холодные; 
3) покраснели, смастерили, слетелись 
Проверка по слайду № 6. 
2. РАБОТА В ПАРАХ. 
-Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в парах. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха – хорошо работать с другом вместе. Но это не простое дело. Вспомним наши правила совместной работы. 
Слайд № 7 « ВМЕСТЕ «Думаем, Выбираем, Обсуждаем, Решаем» 
- На каждой парте лежат карточки. Рассмотрите их. Достаньте из конверта 
карточки со словами, сформулируйте задание к данному упражнению. 
(Разложить слова в две шкатулки, в зависимости от безударной гласной) 
стр.жи, з.мля, т.шина, с.мена, н.беса, т.мно, в.черний, гр.бной, скр.пучий, з.мовать, т.желый, ув.дает. 
- Начинаем работу, чья пара справится первой – поднимите руки. 
- Какие слова с безударной гласной Е вы нашли? 
- А какие слова с безударной гласной И? 
Проверка: дети читают сначала слова с безударной гласной «е», потом с безударной «и», выявляют лишние слова: тяжелый, увядает. 
- Что заметили? (Остались лишние слова) 
- Какие? 
-А почему вы не положили эти слова в шкатулки? 
(В этих словах безударная гласная «Я») 
3. СМЫСЛОВЫЕ ЦЕПОЧКИ. 
Включается слайд № 8. 
–Ребята, перед нами цепочка слов, но в них нарушена смысловая закономерность. Запишите слова, восстанавливая эту закономерность, вставьте пропущенные буквы.
а) - 1ряд составляет смысловую цепочку под №1, 2ряд под номером 2, и 3 ряд-под № 3. 
- Кто первый сделает, поднимите руку. 
1. З…рно, кол…с, мука, хлеб 
2. Плод, растение,с...мена, ур....жай 
3. В…ренье, яг…да, п...ляна 
-Проверим. 
-Прочитайте, какие смысловые цепочки у вас получились. 
-Скажите, к каким словам вы подбирали проверочные слова? (Дети называют слова). 
- А к каким словам вы не смогли подобрать? Почему? 
(В них непроверяемая безударная гласная, надо проверять по словарю, надо запомнить правописание слова). 
ФИЗМИНУТКА 1 мин. 
Добрый день, мой милый друг! 
Посмотри-ка, ты вокруг: 
Здесь есть «ты», 
Здесь есть «я», 
Будем вместе жить, друзья!

Учащиеся говорят слова и делают соответствующие движения. 
Слайд № 9 «Яблоко» упражнение для снятия напряжения глаз. 
4. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. 
- Для выполнения следующего задания надо быть особо наблюдательными и внимательными. 
– Прочитайте предложения (вслух читают дети), напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную, подчеркните орфограмму. 
Слайд № 10. 
1.Вечерняя тишина висит над рекой. 
2.Качает ветвями косматая вековая сосна. 
3.Желтели, золотились листочки в саду. 
Проверка. 
-Сколько предложений записали? 
- Какой сделаем вывод? 
Дети обращают внимание, что каждое предложение состоит из слов с безударной гласной. 
-Молодцы! Дома составьте 3-5 предложений, где все слова будут с безударными гласными. 
Устное задание: посмотреть по времени, если время позволит, то письменно по рядам. 
-В 1 предложении выделить подлежащее и сказуемое. Справляется 1 ряд. 
-Во 2 предложении подпишите ( или назвать) части речи. 
-В 3 предложении подчеркните слово ( или назвать), которое употреблено в переносном значении. 
-Ребята, вы наверное немного устали, поэтому я вам предлагаю игру «Хоккей». Но «Хоккей» у нас будет необычный, а орфографический. 
5. ИГРА «Хоккей» 
-Делимся на две команды. 
Слова для игры записаны на доске. 
1) обл.тели 5) д.ждливый 9) цв.тной 13) к.рмушка 17) п.ля 
2) тр.щат 6) с.сновый 10) в.черний 14) др.зды 18) с.нева 
3) перес.дил 7) л.сной 11) тр.пинка 15) к.вер 19) пл.ды 
4) см.стерили 8) з.леный 12) х.л.да 16) гр.чи 20) скв.рец

Учитель начинает игру: вызывает первого ученика и называет номер слова. Учащийся выходит к доске, вставляет пропущенную букву и вызывает к доске ученика из другой команды. В случае ошибки команде «забивается гол». 
6. МИНИ-ПРОВЕРКА 
-Ребята, вы молодцы, хорошо поработали на уроке, многое успели сделать, осталось провести уже традиционную для нас мини-проверку. 
Учащимся раздаются листочки с заданиями. Слайд № 11. 
1. Отметь знаком «+» слова с безударной гласной в корне слова 
б . льшой б . лезнь 
в . сной н . ходка 
з.пись сб . жать 
2. В каждой строчке отметь знаком «+» проверочное слово 
Зимушка, зимний, зима. 
Мостик, мостить, мостовая. 
Грибной, гриб, грибница. 
Полюшко, полянка, Поля. 
3. Отметь знаком «+» строчку, где во всех словах пропущена буква «а»: 
1. д . ждливый, гр . чи, п . ля, 
2. к . вёр, . сенний, с . сновый 
3. вр . чи, тр . ва, зн . чок 
Дети сдают работы учителю. 
4. Итог урока. 1 мин. 
-Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке? 
(Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в корне.) 
-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? 
(Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить его так, чтобы безударная гласная стала ударной.) 
Рефлексия. 1 мин. 
- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! 
Возьмите «линейки самооценки» и оцените свои достижения, на сколько усвоена вами тема «Правописание безударных гласных в корне слова». 
Дети отмечают на линейке самооценки свои достижения: «Я знаю», «Я сомневаюсь», «Мне трудно». 
-Молодцы! Спасибо за урок! Слайд № 12

Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 29481 | Загрузок: 1282 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]