1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тип урока: изучение нового материала 3. Цели урока: познакомить учащихся с правилами написания слов с разделительными ь и ъ.4. Задачи урока: Образовательные: - Помочь учащимся усвоить тот факт, что мягкий и твёрдый знаки показывают, что согласный звук и сле-дующий за ним звук произносятся раздельно. - Познакомить учащихся с правилами написания слов с разделительными ь и ъ. - Научить учащихся различать с лова с разделитель-ными ь и ъ. Развивающие: - Развивать внимание, память, логическое мышление, быстроту мысли, умение сравнивать, классифициро-вать, обобщать, строить умозаключения. Воспитательные: - Воспитывать умение работать в коллективе, взаимо-уважение, интерес к предмету. 5. Краткое описание хода урока. 1. Организационный момент. У. Ребята, сегодня на уроке мы побываем в сказочной стране «Букварии», понаблюдаем за её жителями, ко-торые нам помогут познакомиться с новыми прави-лами написания слов, а какими, вы узнаете в течение урока. 2. Словарный диктант. У. А сначала вспомним написание ранее изученных словарных слов. (Дети под диктовку учителя записывают слова в тетрадь, они же появляются на слайде с пропусками букв) У. Большой, воробей, лебедь, мальчик, снегирь. А теперь проверим правильность написанных вами слов. (Дети по очереди объясняют трудные места в написании слов. Параллельно на слайде появляются ранее пропущенные буквы.) У. Сравните словарные слова, найдите лишнее слово, докажите своё мнение. Д.Лишним является слово «воробей», так как в написании этого слова нет буквы «ь». У. Какую роль играет «ь» в написании остальных словарных слов? Д. В написанных нами словарных словах, «ь» обозначает мягкость предыдущего согласного звука. У. А можно ли изменить слово «воробей», так, чтобы в его написании появился «ь»? Д. Употребить слово «воробей» во множественном числе». У. Запишите в тетради пару слов: Воробей - воробьи. А какую роль играет «ь» в написании слова «воробьи» вы узнаете, побывав в сказочной стране «Букварии». Только все должны внимательно слушать учителя и наблюдать за жителями этой страны, только тогда вы лучше усвоите правила написания слов с «ь» и «ъ» . 3. Изучение нового материала. У. (Звучит мелодичная музыка.) А сейчас все закройте глаза и представьте, что мы на ковре-самолёте взмываем в небо. Под нами проплывают леса, поля, города, реки, озёра, океаны. И вот мы приземляемся на небольшой остров, нашему взору открывается великолепный замок, это и есть страна «Буквария». Открывайте глазки. А как вы думаете, кто является жителями этой страны? Д. Жителями этой страны являются буквы. У. А сейчас заглянем, что же происходит за воротами этого замка. В один из солнечных дней на зелёной лужайке собрались буквы, обозначающие согласные звуки. Они весело резвились на поляне, играли в разные игры. Ничего не предвещало смене их радостного настроения. Как вдруг на поляне появились две подружки: скромная буква И в красном платьице и гордая себялюбивая буква Й в зелёной юбочке и с огромным зелёным бантом на голове, которым она так гордилась, так как ни у какой другой буквы такого банта не было. Она считала себя самой красивой из всех букв, и поэтому очень зазнавалась. Буква Й подбежала к игравшим буквам и заявила: «Я буду играть с вами, причём играть будем по моим правилам!» Но такое заявление не понравилось участникам игры, и они ответили ей отказом. Как вы думаете, почему? Д. Буква Й вела себя неправильно: не поздоровалась, не спросила, можно ли ей играть со всеми, да ещё и правила хотела свои навязать. У. Буквы ей так и ответили: «Ты очень некрасиво себя ведёшь. Мы не хотим с тобой играть!» А чтобы буква Й не мешала им, поставили перед ней забор из мягких знаков, он и разделил буквы, обозначающие согласные звуки и букву й, которая продолжала очень громко кричать, стоя за забором. А скромница буква И так и стояла за спиной у Й, поэтому тоже осталась по другую сторону забора. Но не только И пострадала из-за невоспитанной буквы Й. С тех пор «ь» стал писаться в словах после букв, обозначающих согласные звуки и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, но только тогда, когда уж буква Й очень громко перед ними кричала. А вы не знаете, почему именно перед этими буквами? Д. Потому что буквы Е, Ё, Ю, Я - йотерные, то есть, при прочтении этих букв, мы слышим звук [ й’]. Обратите внимание, где стоят мягкие знаки относительно радуги. Д. Под радугой и после неё. У. Запомните это ребята. Долго не могла успокоиться буква Й , она была очень зла на буквы. На следующий день, взяв с собой буквы Е, Ё, Ю, Я, буква Й снова пошла на поляну. Буква И отказалась с ними идти, ей было очень стыдно за поведение своей подруги. Когда они появились на поляне, даже небо нахмурилось и пошёл дождь. Подругам пришлось открыть над собой зонт. Буквы, обозначающие согласные звуки удивились назойливости буквы Й. «Не будем с тобой играть!»- сказали они твёрдо. А чтобы буква Й больше никогда к ним не приставала, отделились от неё забором из «Ъ». С тех пор и пишется «ъ» после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, когда Й очень громко перед ними кричит. А где стоит Ъ, относительно зонтика? Д. Ъ стоит перед зонтиком. У. Запомните этот факт. Закрываем глазки и возвращаемся из страны «Букварии» в класс. (Звучит мелодичная музыка.) Какую же роль играют ь и ъ знаки в словах? Д. Разделяют согласный звук и гласный. У. Поэтому им дали название «разделительные ь и ъ». А теперь вернёмся к слову воробьи. Какую же роль играет «ь » в этом слове? Д.В слове «воробьи» ь разделяет букву, обозначающую согласный звук и букву И. У. Итак, какую же роль играют разделительные ь и ъ? Д. Разделительные ъ и ь показывают, что согласный звук и стоящий за ним гласный произносятся раздельно. (Слайд 9) У. А теперь вспомните, где стоял ь, относительно радуги, и где ъ, относительно зонтика. Д. Ь- под радугой и после неё, а ъ перед зонтиком. У. А на какую линию похожи радуга и зонтик, которой мы выделяем общую часть родственных слов? Д. Они похожи на дугу, которой мы выделяем корень родственных слов. У. А теперь расскажите, где пишется разделительные ь и ъ, если радугу и зонтик заменить выражением «корень слова». Д. Разделительный ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед гласными е, ё, и, ю, я, в корне слова или после него. Разделительный ъ пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед гласными е, ё, ю, я , перед корнем слова. У. Молодцы ребята, вы сформулировали правила написания слов с разделительными ь и ъ знаками. Прочитайте правила ещё раз. В чём разница между написанием слов с разделительным ь и ъ? Д. ь- в корне слова, а ъ – перед корнем слова. 5. Физминутка. 6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: знание словарных слов, работа с предложением, тек-стом, знание согласных звуков, йотированных глас-ных |