Пятница, 17.05.2024, 09:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

урок на тему: Сочетания жи-ши
[ · Скачать удаленно (4.14 Mb) ]
25.01.2011, 13:49
1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 
2. Тип урока. Урок закрепления материала. 
3. Цель урока. Формирование умения проверять данную орфограмму. 
4. Задачи урока: 
Образовательные: 
• отработка усвоенного навыка написания данных сочетаний; 
Развивающие: 
• развитие внимания; 
• развитие фонематического слуха; 
• развитие орфографической зоркости; 
Воспитательные: 
• через обучающую игру воспитывать интерес к русскому языку.

1. Организационный момент. 
Прозвенел звонок, 
Начался урок. 
2. Повторение пройденного материала. 
Действия учителя Сегодня у нас в классе собрались гости, нужно их напоить чаем. Выбери, что нужно к чаю, найди среди них слова с разделительным мягким знаком. 
Давайте повторим правило на эту тему. Ответы учащихся 
СЛАЙД №1

Вспомните, ещё какие правила знаем про согласные звуки? 
Согласные звуки 
[ч], [щ], [й] всегда мягкие. 
Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые.

СЛАЙД №2

3. Создание проблемной ситуации. 
Действия учителя- Что записано на доске? 
ж Ш ш 
а и д е ы 
- Назовите лишнюю букву в 1 строке, во 2 строке. Дают ответы.

- Составьте слоги с этими буквами. 
- Сколько слогов получилось? 6 слогов

- А если 8 – то почему? Кто попался? 
- Почему не использовали букву ы? Знаем правило: жи, ши пиши с и.

- Назовите тему урока. 
- Чему будем учиться на уроке? 
На доске Называй буквы правильно! 
Ж - же 
Ш - ша 
ЖИ-ШИ пиши с И

4. Чистописание. 
Действия учителя. Запишите получившиеся слоги. 
Обратите внимание на соединение букв. Записывают слоги 
Жа, жи, же, ша,ши,ше 
СЛАЙД №3-7

5. Отработка алгоритма орфограммы жи-ши.

На каждой парте лежит конверт. Дети объединяются в группы по 2 человека, достают из конвертов буквы и составляют слова. 
Действия учителя- К нам на урок прилетела снежинка. Как думаете, почему снежинка? (Время года - зима). 
Снежинка прилетела к нам за помощью. Она узнала, что в зоопарке обезьянка-проказница переставила буквы в табличках на клетках со зверями. Дети называют животное. 
Помогите зверям вернуть их названия, расшифруйте слова. Как вести себя в зоопарке? 
РЫЖАФИ СЛАЙД №8 
ЖОРИМ СЛАЙД №9 
ИКИЁЖ СЛАЙД №10 
ШИМЫ СЛАЙД №11 
СЛИЫ СЛАЙД №12 
ИБЕКЛ СЛАЙД №13

- Кому мы помогали, назовите их одним словом? Помогали животным. 
Назовите орфограмму в слове ЖИВОТНЫЕ. Орфограмма жи. 
Запишите слово.

- Определите, сколько в слове животные букв и звуков. Подпишите.

8 букв и 9 звуков, потому что е стоит после гласной и дает 2 звука.

- Есть ли еще среди записанных слов такое, в котором звуков больше, чем букв? Подпишите. Ёжик - 4 буквы, 5 звуков.

СЛАЙД №14

6. Использование активных форм работы с учащимися 
Действия учителя Интересно, но мы же еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила нашу Наташу найти ответ на этот сложный вопрос. 
Ученица: Я подготовила информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочников по истории орфографии» я узнала, что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. /выставить слова/ 
В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые – лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык. 
Это буквы или сочетания букв, которые нужно запомнить. 
Что дружить эти буквы должны с буквой И 
СЛАЙД № 15 
На доске мужь, жир, лечю.

А что такое орфограмма?

И что же мы должны запомнить? 

плакат о дружбе жи и ши 
СЛАЙ №16

7. Физминутка. 
Игра на внимание - есть ЖИ-ШИ – подпрыгивать - нет - хлопать в ладоши

Животные 
Заяц 
Корзина 
Жираф 
Мяч 
Шина 
Шишка 
Кирпич 
Жилка 
Коньки 
Сушка 
Сушилка 
Мыши 
Жир 
Снежинка

8. Работа с учебником. 
Действия учителя Найти текст «Белка» на странице 65 
Прочитаем о белке, которая живет не в зоопарке, а в дикой природе. Читают про себя.

Словарная работа Лазейка- щель, где можно пролезть 
Кладовая – комната или место, где хранят не портящиеся продукты или ненужные вещи.

Чтение вслух. 
Ответы на вопросы. Ответы детей. 
СЛАЙД №17

Как нужно себя вести, если в лесу увидите белку?

Выпиши из текста слова с сочетаниями жи –ши. Закружит, спешит, пушистым, шишку. 
СЛАЙД №18

9. Самостоятельная работа. 
Действия учителя- Ребята, три снежинки принесли разные задания. Первое задание легкое, за правильное выполнение вы получите "3", прочитайте его. Второе задание трудней, за его правильное выполнение вы получите "4", прочитайте его. Третье задание трудное, за его правильное выполнение - "5", прочитайте его. Выберите то задание, которое вы сможете выполнить правильно. Выполните его. Выбирают задание и выполняют его. 
Проверка задания. Самооценка. 
Задание 1. 
Спиши слова, разделяя их на слоги. 
Шило, тушить, горошина, ужин, жирный, служить, покажи, ужи.

Задание 2. 
Подберите подходящие по смыслу слова. Подчеркните орфограмму жи-ши. 
Душистые _____, 
колючие ______, 
проворные _______, 
цветные _________.

Слова для справок: ёж, стриж, карандаш, ландыш.

Задание 3. Найди спрятавшиеся слова с сочетаниями жи-ши.

Запиши их. 
Машина - : 
Душистый - : 
Вершина - : 
Жираф - : 
Пружина - :


10. Рефлексия. 
- Закончите предложение. 
Сегодня на уроке я... СЛАЙД №21-22 
11. Домашнее задание с объяснением. 
Работа в рабочих тетрадях. Стр. 19, зад.3 СЛАЙД №21-22

6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: 
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; 
• обозначение гласных после шипящих (жи — ши); 
•осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 
• подбирать примеры с определённой орфограммой; 
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. 
Умение высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы. Навыки самостоятельной работы и работы в парах.

Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 3531 | Загрузок: 751 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]