Минутка чистописания.
жь чь шь щь ж ш щ ч
врач дочь вещь гараж мышь луч
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
-Какой частью речи являются эти слова?( им.сущ.)
-Что мы называем именем существительным?( им.сущ. являются слова, которые в начальной форме отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, явление природы, действие или признак)
-Сколько родов имеет имя существительное?
-Определите род данных существительных?
Выделите основу. Какой звук слышится в конце основы каждого слова? (согл., мяг. или твёрдый, шипящий)
-Почему в одних словах после шипящих есть ь знак, а в других нет? (говорят правило: в конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после шипящих пишется ь знак. В этих существительных ь знак указывает на женский род.
В конце существительных мужского рода в начальной форме с нулевым окончанием после шипящих ь знак не пишется)
Постановка темы и целей урока.
-На сегодняшнем уроке продолжим тренировать умение правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с основой, заканчивающейся буквой, обозначающей шипящий звук и помогать нам в этом будет, угадайте кто?
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
( мышь) слайд 5
Изучение нового материала.
-Как изменяются имена существительные? (по числам)
-В форме какого числа могут употребляться существительные? (единственного и множественного)
На слайде 6
-Даны словосочетания. Вам их нужно правильно записать.
Полевая (мыши), русская (речи), новая (вещи), свежий (калачи), вкусный (борщи), весёлый (малыши).
-Определите число существительных.
-Чтобы правильно составить словосочетания нужно существительные поставить в какое число? (единственное)
Образуйте словосочетания. Записываем в тетрадь, комментируя каждое словосочетание.
Проверим, правильно ли мы записали словосочетания.(слайд 7)
Физминутка (слайд 8)
- Будем отгадывать загадки. Если в отгадке существительное женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной. Начали.
1.Белые горошки на зелёной ножке.(ландыш)
2. Да не бойтесь, ладно уж,
Не ужалит, это…(уж)
3. Подходить к дому стала, с неба солнце украла. (ночь)
4. Из меня берут порою
Реки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок. ( ключ)
5. В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (печь)
6. Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (нож)
7. Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу. (мяч)
8. Маленький грызун с острой мордочкой. (мышь)
Продолжение работы над темой.
-Прежде, чем приступить к следующему заданию, вспомним, в каком случае пишется ь знак после шипящих.
(слайд 9)Продолжим работу над темой урока. Вам нужно заменить слова и словосочетания близкими по смыслу существительными с основой на согласные ж, ш, ч,щ.
Записываем слова, объясняя правописание.
Слайды 10-18
Доктор. Круглый, упругий… Неправда. Чёрная птица, вестник наступающей весны. Мелкие деньги. Одежда, укрывающая от дождя. На груди сияла красивая…
Помещение для автомобиля. В поле колосится…
(слова-отгадки появляются на слайде)
Объясняют: Гараж - он мой, существительное мужского рода, после шипящего мягкий знак не пишется и т.д.
-Ещё раз проверьте себя. (слайд 19 с написанными словами)
-А сейчас вам будет дано интересное задание.(слайд 20)
Из данных слов составьте три предложения.( на слайде 21
даны слова)
печ.. матери пом..гла доч.. разжечь
со..нца разбудил первый над луч.. камыш.. рекой
оркестр играл духовой марш.. в..сёлый
-Назовите мне существительные с шипящим согласным на конце.
-На что показывает ь знак после шипящих?
- Назовите мне слово с непроизносимой согласной ( как проверить).
-Назовите мне слово с безударной гласной, проверяемой ударением (как проверить).
Составление предложений, объяснение орфограмм.
Проверим. (слайд 22)
Комментированная запись в тетрадь второго предложения.
|