Пятница, 09.12.2016, 22:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

урок русского языка в 3 классе
[ · Скачать удаленно () ]
29.09.2014, 18:02

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

 

«Имена существительные с шипящим звуком на конце»

Предмет

Русский язык

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Данилина Наталия Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Республика/край, город/поселение

Саратовская область, р.п. Екатериновка

Методическая информация

Тип урока

 

Изучение нового материала

Цели урока

 

Формировать умение определять род имён существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;

тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки;

развивать орфографическую зоркость

 

 

Задачи урока

 

- развивать у учащихся умения высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; 

- формировать умения  различать слова мужского и женского рода;

- воспитывать у учащихся начальной школы доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать; 

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, /приобретут/

закрепят/др. ученики в ходе урока

Усвоение нового материала происходит самостоятельно через создание проблемной ситуации на уроке и ее решения, а для этого созданы предпосылки:

1)интеллектуальное затруднение (Обучающиеся проводят наблюдение за двумя словами, оканчивающимися на одинаковый звук Ч - согласный, мягкий, глухой, непарный, шипящий, но  в одном случае с Ь знаком, в другом - без Ь знака. Почему?);

2)у учащихся был определённый запас знаний, чтобы решить эту проблему, но они не сразу видели правильное решение;

3)в ходе наблюдения выяснилось, что Ь знак пишется у существительных женского рода, а у существительных мужского рода - не пишется. В результате дети самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

     Закрепление спланировано через фронтальную деятельность, чтобы сработала слуховая память и школьники учились высказываться на грамматическую тему, а затем индивидуальная самостоятельная работа для активизации деятельности каждого и более глубокого усвоения нового.

       Воспитательный и развивающий аспекты урока раскрывались через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.

Необходимое оборудование и материалы

Мультмедийный проектор,  компьютер, экран, карточки

Подробный конспект урока

Организационный момент

 

Во время организационного момента мотивировала обучающихся на учебную деятельность, стараясь создать у детей эмоциональный настрой.

Ход и содержание урока

 

Минутка чистописания.

жь  чь шь щь ж ш щ ч

врач дочь вещь гараж мышь луч

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

-Какой частью речи являются эти слова?( им.сущ.)

-Что мы называем именем существительным?( им.сущ. являются слова, которые  в начальной форме отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, явление природы, действие или признак)

-Сколько родов имеет имя существительное?

-Определите род данных существительных?

Выделите основу. Какой звук слышится в конце основы каждого слова? (согл., мяг. или твёрдый, шипящий)

-Почему в одних словах после шипящих есть ь знак, а в других нет? (говорят правило: в конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после шипящих пишется ь знак. В этих существительных ь знак указывает на женский род.

В конце существительных мужского рода в начальной форме с нулевым окончанием после шипящих ь знак не пишется)

Постановка темы и целей урока.

-На сегодняшнем уроке продолжим тренировать умение правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с основой, заканчивающейся буквой, обозначающей шипящий звук и помогать нам в этом будет, угадайте кто?

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

( мышь) слайд 5

Изучение нового материала.

-Как изменяются имена существительные? (по числам)

-В форме какого числа могут употребляться существительные? (единственного и множественного)

На слайде 6

-Даны словосочетания. Вам их нужно правильно записать.

Полевая (мыши), русская (речи), новая (вещи), свежий (калачи), вкусный (борщи), весёлый (малыши).

-Определите число существительных.

-Чтобы правильно составить словосочетания нужно существительные поставить в какое число? (единственное)

Образуйте словосочетания. Записываем в тетрадь, комментируя каждое словосочетание.

Проверим, правильно ли мы записали словосочетания.(слайд 7)

Физминутка  (слайд 8)

- Будем отгадывать загадки. Если в отгадке существительное женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной. Начали.

1.Белые горошки на зелёной ножке.(ландыш)

2. Да не бойтесь, ладно уж,

   Не ужалит, это…(уж)

3. Подходить к дому стала, с неба солнце украла. (ночь)

4. Из меня берут порою

    Реки свой исток,

    А в руках твоих открою

    Я любой замок. ( ключ)

5. В небе - изба,

    На избе - труба.

    Зашумело в избе,

    Загудело в трубе.

    Видит пламя народ,

    А тушить не идёт. (печь)

6. Если хорошо заточен,

    Всё легко он режет очень –

    Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

    Рыбу, яблоки и масло. (нож)

7. Я из ладоней в ладони лечу –

    Смирно лежать я никак не хочу. (мяч)

8. Маленький грызун с острой мордочкой. (мышь)

Продолжение работы над темой.

-Прежде, чем приступить к следующему заданию, вспомним, в каком случае пишется ь знак после шипящих.

(слайд 9)Продолжим работу над темой урока. Вам нужно заменить слова и словосочетания близкими по смыслу существительными с основой на согласные ж, ш, ч,щ.

Записываем слова, объясняя правописание.

Слайды 10-18

Доктор. Круглый, упругий… Неправда. Чёрная птица, вестник наступающей весны. Мелкие деньги. Одежда, укрывающая от дождя. На груди сияла красивая…

Помещение для автомобиля. В поле колосится…

(слова-отгадки появляются на слайде)

Объясняют: Гараж - он мой, существительное мужского рода, после шипящего мягкий знак не пишется и т.д.

-Ещё раз проверьте себя. (слайд 19 с написанными словами)

-А сейчас вам будет дано интересное задание.(слайд 20)

Из данных слов составьте три предложения.( на слайде 21

даны слова)

печ..   матери  пом..гла  доч.. разжечь

 

со..нца  разбудил  первый  над  луч..  камыш..  рекой

 

оркестр  играл  духовой  марш..  в..сёлый

-Назовите мне  существительные с шипящим согласным на конце.

-На что показывает ь знак после шипящих?

- Назовите мне слово с непроизносимой согласной ( как проверить).

-Назовите мне слово с безударной гласной, проверяемой ударением (как проверить).

Составление предложений, объяснение орфограмм.

Проверим. (слайд 22)

Комментированная запись в тетрадь второго предложения.

Проверка и оценивание ЗУНКов

 

Закрепление изученного материала.

 Работа по карточкам. (слайд 23)

Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. А теперь самостоятельная работа. Проверим, так ли вы хорошо усвоили наш сегодняшний материал.

На ваших столах лежат карточки, которые вы заполните и сдадите мне на проверку.

Пожалуйста, за работу.

На столах разноуровневые карточки.

1 уровень.

Вставьте ь знак там, где он нужен.

Реч_, ландыш_, ноч_, калач_, молодёж_, нож_, борщ_, врач_, печ_, луч_. мелоч_, плач_.

 

2 уровень.

Вставьте пропущенные буквы, определите род существительных.

Трубач_, циркач_, скрипач_ ели дич_ и калач_.

Царевич_ и королевич_ в полноч_ встретили мыш_.

Сторож_ услышал плач_ , надел плащ_ и потерял ключ_.

 

3 уровень.

Допишите предложения подходящими по смыслу 

словами с ж, ш,щ,ч.

Больному нужно оказать медицинскую ____________.

Печник сложил русскую _______.

Мы зашли в лесную ______.

Дети играли в _____.  Весенняя птица -_______.

Надвигалась длинная полярная ____.

 

Итог урока. Напомните, в каких случаях пишется ь знак после шипящих.

 

 

Рефлексия деятельности на уроке

 

Рефлексия.

- В заключение  мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения -голубую

3. Если не разобрались в теме – красную

(Дети показывают звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много  жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

 

Домашнее задание

 

Домашнее задание. Выставление отметок.

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки «5».

 

 

Категория: Русский язык | Добавил: natlin86
Просмотров: 583 | Загрузок: 139 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Здравствуйте. Когда можно получить сертификат участия.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]