1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тема урока:«Решение текстовых задач с помощью геометрических моделей». Тип урока: усвоение новых знаний на основе технологии проектного обучения. Оборудование: компьютерный класс. 3. Педагогические цели: научить учиться (овладеть новой формой самостоятельной деятельности с постановкой целей, планированием, поиском путей достижения целей, защитой решения и оценкой результатов). 4. Дидактические задачи: спланировать и организовать деятельность, уметь работать с компьютерными источниками информации, выбирать и строить модели, выполнять задания на моделях. Средства обучения: предметные (материалы по практическому и теоретическому моделированию, заложенные в ПК), практические (самостоятельная познавательная деятельность, создание моделей), эмоциональные (интерес, радость открытия, осознания себя творческой личностью), интеллектуальные (сравнение, анализ, обобщение). 5. Ход урока: 1 этап – поисковый (определение темы и целей занятия). Примерный побуждающий диалог: -Знаете, в какой форме вам предстоит сдавать экзамен? -Как готовитесь? -Пишите пробные тесты? -Какие задания вызывают наибольшие затруднения? -Рассмотрим текстовые задачи: 1.2/3 всех юношей группы поставлены в соответствие 3/5-ым всех девушек для создания танцевальных пар. Какая часть группы поставлена в пары? (КИТ-2009). 2.Магазин выставил товар с 25%-ной наценкой от закупочной цены. После продажи 0,9 всего товара назначенную цену снизили на 40% и распродали оставшуюся часть товара. Сколько % составила прибыль? (ЕГЭ – 2009). 3.Из пункта А выезжает автомобиль и прибывает в Б через 6 часов, а мотоцикл доезжает из Б в А за 12 часов. Через сколько минут после начала движения они встречаются? (К/Р в формате ЕГЭ – 2006). 4 Навстречу друг другу одновременно выехали автомобиль и мотоцикл. Через 6 часов они встретились. Сколько часов нужно мотоциклу для поездки из пункта Б в А, если автомобиль тратит на путь из А в Б 10 часов? (К/Р - 2007) 5.Из двух смесей с 20% и 60% соли получили 200 г раствора с 45%-ным содержанием соли. Сколько граммов каждой смеси взяли? ( К/Р в формате ЕГЭ – 2008). 6.Папа и Ваня вместе вскапывают огород за 4 часа. За сколько часов будет вскопан огород, если сначала половину вскопает папа, а закончит Ваня, если известно, что производительность папы в 2 раза больше? (Итоговый тест – 2009) -Испытываете трудности при их решении? -Хотите научиться решать задачи легко и быстро? -Сформулируем тему занятия: «Решение задач» -Что нам может помочь решить задачи? -Каким словом можно объединить и чертеж, и схему, и уравнение? -Знакомо ли вам слово «модель»? -Знаете другие модели? -Значит, расширяем тему: «Решение задач с помощью моделей» -Актуальна ли эта тема для вас? -Какие цели можем поставить? -Цели разделяют на уровни: знание, понимание, применение, анализ, оценка. Что мы в итоге можем знать, понимать, как применять, анализировать, оценивать? Так как мы собрались изучать модели, мы хотим знать определение понятия и виды моделей; понимать, какую выбрать модель для той или иной задачи; строить модели; объяснять ход решения задачи на модели, сравнивать с традиционными способами, ставить дополнительные вопросы; делать выводы, оценивать свои результаты. 2 этап – аналитический (организация деятельности) Составление групп, исходя из видов представленных задач: 1 группа – задачи на движение (модель - пересекающиеся графики), 2 группа – на проценты и части (модель - самостоятельное введение данных), 3 группа – на сплавы и смеси (модель – двумерная диаграмма), 4 группа – на совместную работу(модель –двумерная диаграмма). -Каким может быть план вашей работы? Какие вопросы вы должны решить на пути к цели? -Примерный план: определить источники информации, изучить информацию, составить модель, решить задачу на модели, выбрать форму защиты. Исходя из плана работы, определим: какие роли могут быть у членов группы? (Информатор, теоретик, курьер, практик-модельер, оформитель). -Ваша деятельность будет оценена рейтинговым баллом по следующим критериям: достигнутый результат (0 – 5), оформление проекта (0 – 5), защита проекта (0 – 25) – качество доклада, регламент, доступность для слушателей, ответы на вопросы, умение держаться. Кроме того, каждая группа заполнит бланк самооценки. 3 этап – практический (осуществление деятельности по выполнению составленного плана): ученик на этом этапе – активный исследователь, учитель- наблюдатель, консультант. В электронных источниках найти и изучить информацию о моделях к задачам (см. «практическое моделирование», «теоретическое моделирование», «опыт» в папке "TD_GlinschikovaTG _Konkurs3_prilojeniya"), создать свою модель, решить с ее помощью задачу, сравнить с алгебраическим решением. 4 этап – презентационный (защита проекта). 5 этап – подведение итогов (обобщение результатов, сопоставление самооценок, оценок слушателей, оценки учителя, ретроспективный анализ). -Что нового вы сегодня узнали? -Чем работа на диаграммах и графиках лучше традиционного способа решения? Какие недостатки вы заметили в новом способе? Какие перспективы видите по данной теме? Чему вы научились в ходе занятия? Рефлексивная игра: «Что, куда, зачем?» (разложить в три корзины – чемодан, полка, мусор – новую информацию по личной значимости и мере дальнейшего использования). 6. Ученики приобретут знания видов моделей, умения выбирать и самостоятельно строить модели, сравнивать разные решения для одной задачи, самостоятельно ставить цели, планировать деятельность. оценивать свою работу и работу товарищей, автономизационные и коммуникативные качества.