1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тип урока: изучение нового 3. Цели урока: Образовательные цели урока: - изучить понятие электризация, устройство и принцип действия электроскопа - доказать экспериментально существование зарядов двух знаков «+» и «-«, а также существование проводников и диэлектриков. Развивающие цели урока: - развитие учебно-интеллектуальных умений (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выбирать главное, обобщать, делать выводы) - развитие учебно-коммуникативных умений( задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре). Воспитательные цели урока: - воспитание безопасного поведения при работе с устройствами, накапливающими электрические заряды. 4.Задачи урока. - Изучить особенности процесса электризации - выявить способы сообщения зарядов - доказать существование двух видов зарядов - определить виды взаимодействий зарядов - изучить особенности проводников, диэлектриков, полупроводников - изучить практическое применение явления электризации 5.Краткое описание хода урока.1. Мотивация. Постановка проблем: (слайд 2) Звучит запись с «местными новостями» - Что общего в данных ситуациях? - Что необходимо знать, чтобы объяснить данные явления? (учитель записывает проблемы, предложенные учащимися на доску) / Ученики: - откуда появляются заряды - какие заряды существуют - способы обнаружения и снятия заряда - какие вещества проводят заряды, а какие нет/ 2. Изучение нового материала: ТЕМА «Электризация» (слайд 3) - Какими способами можно получить информацию? - Выберите способы деятельности с помощью которых мы решим наши проблемы (предложения учащихся обобщает и записывает на доску) Историческая справка: (слайд 4) В7-6 веке до н.э. древнегреческий ученый Фалес заметил, что янтарь, натертый шерстью притягивает к себе различные тела. По гречески янтарь-«электрон», отсюда произошло «электричество» . Врач английской королевы Елизаветы Уильям Гильберт в 1600г издал первую работу об электричестве, в которой показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества, и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, камешки и даже воду Про тело , которое после натирания притягивает другие тела говорят, что оно наэлектризовано. Электризация- это процесс сообщения зарядов телу (слайд 5) РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1: (слайд 6) - Какими способами можно сообщать заряд? /для подтверждения демонстрация опытов/ ОПЫТ: натирание эбонитовой палочки куском шерсти ОПЫТ: ударить куском резинового шланга по краю стола ОПЫТ « Пляшущие человечки» (аналогичный опыт проводил И.Ньютон) - Какие особенности можно выделить в процессе электризации? (слайд 7) ОПЫТ: поднести к кусочкам бумаги оба наэлектризованных тела Вывод: участвуют два тела и электризуются оба тела РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2 - Одинаково ли заряжаются тела при электризации? /Ученики: гипотеза : различными зарядами/ -Спланируйте эксперимент исходя из оборудования на ваших столах или, если учащиеся не справились с задачей, предложить фронтальный эксперимент (для проверки гипотезы): положить рядом две полоски бумаги , и натирать их ручкой в одном направлении, после поднять листочки и поднести натертыми сторонами друг к другу, затем одну из полосок повернуть, и опять приближать к натертой. - Какой вывод можно сделать? (слайд 8) /Ученики: -Тела заряжаются разными зарядами/ - Экспериментально было доказано, что существуют заряды двух видов положительные (стекло потертое о шелк) и отрицательные (янтарь, эбонит, сера, резина потертые о шерсть) - Как взаимодействуют одинаково заряженные тела и разноименно заряженные ? Вспомним результаты предыдущего опыта. (слайд 9) /Ученики: - одинаковые отталкиваются, разные притягиваются/ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3 - Какими способами можно обнаружить электрические заряды? /Ученики: - по притяжению других тел/ - А еще с помощью электроскопа и электрометра (слайд 10) , продемонстрировать принцип действия. - На основе чего работают эти приборы? /Ученики: стрелка и стержень электрометра заряжаются одинаково, поэтому отталкиваются, аналогично в электроскопе (слайд 11)/ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 4 ОПЫТ: к заряженному электрометру прикоснуться резиновой палочкой , затем медной. Объясните наблюдаемое. /Ученики: - резина не проводит электрические заряды , а медь проводит/ (слайд 12) Действительно все вещества можно разделить на две основные группы: проводники и непроводники зарядов- диэлектрики. Из непроводников изготовляют изоляторы. Среди веществ также выделена третья группа- полупроводники, в нормальных условиях эти вещества диэлектрики при повышении температуры становятся проводниками - Можно ли было воспользоваться свойством проводить заряды во второй ситуации для избегания трагедии? /Ученики: - да, соединить трубы проводником с землей/ - Такой принцип называется заземлением. - Чтобы выяснить, когда электризация полезна, а когда вредна , отправимся в небольшое путешествие в город «Электризацию», а вы по ходу путешествия заполните таблицу (слайд 13, по гиперссылке открывается другая презентация), если влияние электризации вредное будите ставить букву «В», полезное- «П» Примеры Влияние электризации 1. На ткацкой фабрике 2. При получении муки 3. При замесе теста 4. При окраске автомобиля 5. При заправке самолета 6. При изготовлении печатной продукции - Подведем итоги: (взаимопроверка по эталону, на последнем слайде презентации) 3 . Проверка и оценивание ЗУНКов (1О мин) Учащимся предлагается выполнить тест (слайд 13, по гиперссылке открывается тест в электронных таблицах, при подготовке к урока можно установить тест на все компьютеры) /Учащиеся выполняют тест в компьютере/ 4 .Подведение итогов (7 мин) .Рефлексия деятельности на уроке - Обратим внимание на проблемы, поставленные в начале урока./записи на доске/ Все ли нам удалось решить? /Ученики: - да / -Творческая работа: написать письмо на местную радиостанцию, в котором изложить решение ситуаций, прозвучавших по радио( одну на выбор). (слайд 14) /Выполняют задание на отдельных листочках/ В журнал оценки поставить с учетом всех работ , выполненных на уроке.( таблица, тест, творческая работа) 5. Домашнее задание (1 мин) Параграфы 26-27, придумать интересный вопрос по теме ( слайд 15) 6. Постановка новой проблемы (1 мин) - Почему возможна электризация через влияние ? 6.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Ученики приобретут знания о - электризации - двух видах зарядов: положительном и отрицательном - видах взаимодействия зарядов - проводниках, диэлектриках, полупроводниках - полезном и вредном влиянии электризации Ученики приобретут умения: - обнаруживать заряды с помощью приборов (электрометр, электроскоп) - объяснять явления связанные с электризацией Ученики закрепят навыки и умения: - планировать эксперимент -выбирать главное из текста - анализировать информацию - делать выводы - осуществлять взаимоконтроль |