Пятница, 10.05.2024, 11:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Физика

Электризация
[ · Скачать удаленно (1.67 Mb) ]
04.01.2011, 17:54
1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 
2. Тип урока: изучение нового 
3. Цели урока: 
Образовательные цели урока: 
- изучить понятие электризация, устройство и принцип действия электроскопа 
- доказать экспериментально существование зарядов двух знаков «+» и «-«, а также существование проводников и диэлектриков. 
Развивающие цели урока: 
- развитие учебно-интеллектуальных умений (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выбирать главное, обобщать, делать выводы) 
- развитие учебно-коммуникативных умений( задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре). 
Воспитательные цели урока: 
- воспитание безопасного поведения при работе с устройствами, накапливающими электрические заряды. 
4.Задачи урока. 
- Изучить особенности процесса электризации 
- выявить способы сообщения зарядов 
- доказать существование двух видов зарядов 
- определить виды взаимодействий зарядов 
- изучить особенности проводников, диэлектриков, полупроводников 
- изучить практическое применение явления электризации 
5.Краткое описание хода урока.

1. Мотивация. Постановка проблем: (слайд 2) 
Звучит запись с «местными новостями» 
- Что общего в данных ситуациях? 
- Что необходимо знать, чтобы объяснить данные явления? 
(учитель записывает проблемы, предложенные учащимися на доску) 
/ Ученики: - откуда появляются заряды 
- какие заряды существуют 
- способы обнаружения и снятия заряда 
- какие вещества проводят заряды, а какие нет/ 
2. Изучение нового материала: 
ТЕМА «Электризация» (слайд 3) 
- Какими способами можно получить информацию? 
- Выберите способы деятельности с помощью которых мы решим наши проблемы (предложения учащихся обобщает и записывает на доску) 
Историческая справка: (слайд 4) В7-6 веке до н.э. древнегреческий ученый Фалес заметил, что янтарь, натертый шерстью притягивает к себе различные тела. По гречески янтарь-«электрон», отсюда произошло «электричество» . Врач английской королевы Елизаветы Уильям Гильберт в 1600г издал первую работу об электричестве, в которой показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества, и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, камешки и даже воду 
Про тело , которое после натирания притягивает другие тела говорят, что оно наэлектризовано. 
Электризация- это процесс сообщения зарядов телу (слайд 5) 
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1: (слайд 6) 
- Какими способами можно сообщать заряд? /для подтверждения демонстрация опытов/ 
ОПЫТ: натирание эбонитовой палочки куском шерсти 
ОПЫТ: ударить куском резинового шланга по краю стола 
ОПЫТ « Пляшущие человечки» 
(аналогичный опыт проводил И.Ньютон) 
- Какие особенности можно выделить в процессе электризации? (слайд 7) 
ОПЫТ: поднести к кусочкам бумаги оба наэлектризованных тела 
Вывод: участвуют два тела и электризуются оба тела 
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2 
- Одинаково ли заряжаются тела при электризации? 
/Ученики: гипотеза : различными зарядами/ 
-Спланируйте эксперимент исходя из оборудования на ваших столах или, если учащиеся не справились с задачей, предложить фронтальный эксперимент (для проверки гипотезы): положить рядом две полоски бумаги , и натирать их ручкой в одном направлении, после поднять листочки и поднести натертыми сторонами друг к другу, затем одну из полосок повернуть, и опять приближать к натертой. 
- Какой вывод можно сделать? (слайд 8) 
/Ученики: -Тела заряжаются разными зарядами/ 
- Экспериментально было доказано, что существуют заряды двух видов положительные (стекло потертое о шелк) и отрицательные (янтарь, эбонит, сера, резина потертые о шерсть) 
- Как взаимодействуют одинаково заряженные тела и разноименно заряженные ? Вспомним результаты предыдущего опыта. (слайд 9) 
/Ученики: - одинаковые отталкиваются, разные притягиваются/ 
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3 
- Какими способами можно обнаружить электрические заряды? 
/Ученики: - по притяжению других тел/ 
- А еще с помощью электроскопа и электрометра (слайд 10) , продемонстрировать принцип действия. 
- На основе чего работают эти приборы? 
/Ученики: стрелка и стержень электрометра заряжаются одинаково, поэтому отталкиваются, аналогично в электроскопе (слайд 11)/ 
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 4 
ОПЫТ: к заряженному электрометру прикоснуться резиновой палочкой , затем медной. Объясните наблюдаемое. /Ученики: - резина не проводит электрические заряды , а медь проводит/ 
(слайд 12) Действительно все вещества можно разделить на две основные группы: проводники и непроводники зарядов- диэлектрики. Из непроводников изготовляют изоляторы. Среди веществ также выделена третья группа- полупроводники, в нормальных условиях эти вещества диэлектрики при повышении температуры становятся проводниками 
- Можно ли было воспользоваться свойством проводить заряды во второй ситуации для избегания трагедии? 
/Ученики: - да, соединить трубы проводником с землей/ 
- Такой принцип называется заземлением. 
- Чтобы выяснить, когда электризация полезна, а когда вредна , отправимся в небольшое путешествие в город «Электризацию», а вы по ходу путешествия заполните таблицу (слайд 13, по гиперссылке открывается другая презентация), если влияние электризации вредное будите ставить букву «В», полезное- «П»

Примеры Влияние электризации 
1. На ткацкой фабрике 
2. При получении муки 
3. При замесе теста 
4. При окраске автомобиля 
5. При заправке самолета 
6. При изготовлении печатной продукции

- Подведем итоги: (взаимопроверка по эталону, на последнем слайде презентации)

3 . Проверка и оценивание ЗУНКов 
(1О мин) 
Учащимся предлагается выполнить тест 
(слайд 13, по гиперссылке открывается тест в электронных таблицах, при подготовке к урока можно установить тест на все компьютеры) 
/Учащиеся выполняют тест в компьютере/ 
4 .Подведение итогов (7 мин) .Рефлексия деятельности на уроке 
- Обратим внимание на проблемы, поставленные в начале урока./записи на доске/ Все ли нам удалось решить? /Ученики: - да / 
-Творческая работа: написать письмо на местную радиостанцию, в котором изложить решение ситуаций, прозвучавших по радио( одну на выбор). (слайд 14) 
/Выполняют задание на отдельных листочках/ 
В журнал оценки поставить с учетом всех работ , выполненных на уроке.( таблица, тест, творческая работа)

5. Домашнее задание (1 мин) 
Параграфы 26-27, придумать интересный вопрос по теме ( слайд 15) 
6. Постановка новой проблемы (1 мин) 
- Почему возможна электризация через влияние ?

6.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. 
Ученики приобретут знания о 
- электризации 
- двух видах зарядов: положительном и отрицательном 
- видах взаимодействия зарядов 
- проводниках, диэлектриках, полупроводниках 
- полезном и вредном влиянии электризации 
Ученики приобретут умения: 
- обнаруживать заряды с помощью приборов (электрометр, электроскоп) 
- объяснять явления связанные с электризацией 
Ученики закрепят навыки и умения: 
- планировать эксперимент 
-выбирать главное из текста 
- анализировать информацию 
- делать выводы 
- осуществлять взаимоконтроль

Категория: Физика | Добавил: Ирина555
Просмотров: 3329 | Загрузок: 599 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]