1. Тип
урока: урок «открытия» нового знания.
2. Цели
урока: формирование системы физических понятий: введение понятия плотности
вещества, введение формулы плотности; формирование умений реализации новых
способов действий: умение применять новые знания для решения практических
задач.
3. Задачи
урока: 1) Ввести понятие плотности вещества, опираясь на полученные ранее
учащимися знания; установить взаимосвязь между величинами: V, m, ρ, записать формулу плотности; 2) развивать умения переводить
информацию из одного вида в другой (текст в таблицу-опору); умение сотрудничать
при работе в группе; умение работать с оборудованием (весы, разновесы,
линейка); умение осуществлять самооценку своей деятельности; 3) воспитывать
уважительное отношение к предмету, учителю, одноклассникам.
4. Краткое
описание хода урока.
Урок сконструирован в рамках
системно-деятельностного подхода. В начале урока используется педагогический
прием «Удивляй»: учитель начинает урок с небольшой истории-сказки, в которой
нужно помочь пленнику. На этапе актуализации знаний используется прием ТРИЗ
«Вопросительные слова», в одном столбце записаны вопросы, в другом термины и
понятия, ученики составляют вопросы по теме. Далее ученики формулируют тему,
цели урока, в том числе личностную цель. Следующий этап – проблемное объяснение
нового знания. Ученики самостоятельно составляют свою опору-таблицу, по новому
материалу, используя учебник. Далее первичное закрепление во внешней речи,
через проверку составленной опоры. Следующий этап – включение нового знания в
систему знаний и повторение: ученики, используя весы с разновесами, линейку
определяют плотность вещества, из которого изготовлен брусок, а затем по
таблице название вещества. При организации рефлексии используется прием «Мысли
во времени».
5.
В ходе урока актуализируются знания о величинах (объем
и масса), закрепляются умения работать с лабораторным оборудованием (весы,
разновесы, линейка), умения грамотно составлять вопросы, умения переводить информацию
из одного вида в другой, умения работать в группе. Ученики приобретают новые
знания о величине - плотность, изучают формулу плотности, умения применять
данную формулу при решении практических задач, учатся осуществлять самооценку
своей деятельности.