Вторник, 07.05.2024, 23:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Интегрированные уроки

«Действия с рациональными числами и озеро Байкал»
[ · Скачать удаленно (4,4 МБ) ]
25.01.2011, 17:05
Тема урока «ДЕЙСТВИЯ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ»
И «ОЗЕРО БАЙКАЛ»
Цели урока: закрепление действий с рациональными числами, изучение флоры и фауны озера Байкал; продолжение формирования и углубления знаний об озерах, как составной части гидросферы;
природоохранное, экологическое и патриотическое воспитания учащихся;
развитие межпредметных связей и творческих способностей уч-ся.
Форма проведения урока: игровая, путешествие по Байкалу.
Оборудование : выставка книг об озере Байкал;
мультимедийный проектор, раздаточный материал
ХОД УРОКА.
(Звучит песня "Славное море, священный Байкал".)
Учитель географии: Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок, урок математики и географии, урок-путешествие. Учитель математики: Тема урока "Действия с рациональными числами" и "Озеро "Байкал".
Учитель географии: Прежде чем мы пустимся в путешествие, давайте вспом¬ним :
1.Что такое озеро? (Озеро - природное углубление на суше, заполненное водой)
2.Чем отличается озеро от моря ? ( В отличии от моря, озеро не является частью океана.)
3.Какое самое большое озеро на Земле? (Каспийское)
4.Какое самое глубокое озеро на Земле ? (озеро Байкал)
5.А как еще называют озеро Байкал в России? ( жемчужина России)
6.Какое количество мировых запасов пресной воды содержит озеро Байкал? (20% мировых запасов пресной воды )
(слайд №2)
Учитель географии : На Байкале водится уникальное млекопитающее животное нерпа, а ее детеныша называют ХУБУНОК. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиною 1мм - ЭПИШУРА. В озере водится уникальная рыбка ГОЛОМЯНКА длина которой 15см..целиком состоящая из жира, ею питается НЕРПА..Глядя сквозь эту рыбку можно прочитать газетный текст. Многие писатели и поэты воспевали и воспевают красоту этого озера. Послушаем стихотворение написанное учителем нашей школы, Дробной Татьяной Николаевной.
Нет мест в России нам дороже,
Что сердцу русскому близки.
Байкал могучий, он по строже
Любого моря и реки.
Лежит привольно среди гор
И не объять его простор.
Тайга глухая там видна,
Хребты седые и волна
На берег дивный набежит
И долго гладь ее дрожит.
Синее моря нет давно:
Вода как жидкое стекло
А каждый камешек на дне
На сорок метров видно мне.
Красота такая в дар дана,
Тебе и мне завещана.

чтоб жемчужину хранить, Природу нужно так любить,
Чтоб ты и я, и мой сынок
Ее когда-то видеть мог.
Дышать всей грудью, воду пить,
Руками рыбу там ловить ,
И гордо, чтобы он сказал:
"Ты - моя Родина, Байкал!!!"
Учитель математики: Много экспедиций до сих пор изучают озеро Байкал, настолько он таинственно и загадочно. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным озером-морем и одновременно повторим правила действий с рациональными числами и проценты.
Учитель географии: В Сибири говорят: "Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал".Это единственное море-озеро, которое полностью покрывается льда. Если прислушаться на мгновенье, стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет Байкал..Лед такой прозрачный ,что можно увидеть сквозь него дно Байкала на глубине 3-4 метра ; а в воде - на глубине 12-40 метров. Нагромождение льда называются торосами, они голубого цвета.
Учитель математики : Решим задачу. Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек должна быть не менее 5 см. ,а чтобы ездить на санях - 15-20см.
Выполнив вычисление с помощью блок - схемы мы узнаем какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт. (слайд №3)
При толщине льда, равной 35 см. по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым.
Учитель географии: Ледовый панцирь на Байкале держится от 1,5 до 6 месяце!
Байкал начинает замерзать в октябре - ноябре, а таять льды начинают в апреле-мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает,- это полынья длиной 3-5 км. Она существует благодаря боль¬шой скорости течения воды в данном месте и ее положитель¬ной температуре.
Учитель математики: Как называется это место, мы узнаем, выполнив задание №1.
Под правильным ответом "спрятана" буква, входящая в его название.
(Учащиеся используют раздаточный материал)
Учитель географии : (слайд №5) Это место называется Шаманский камень. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал.
Более 100 лет назад, в 1886 году Ян Черский привел число рек 336.Однако благодаря постоянно работающим экспедициям это число было уточнено.
Учитель математики : Сколько рек впадает в о.Байкал узнает тот, кто правильно выполнит задание №2. (Учащиеся используют раздаточный материал) Ответ: 524
Учитель географии:(слайд №6,слайд №7)
Это число назвал Бояркин в 1964 году. Из них ( по слайду)
Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 реки, с западного - 220 рек. В Сибири говорят "Все братья приносят свои воды в Байкал, а одна сестра- выносит ". По этому поводу есть легенда
Первый ученик Много есть озер на свете - больших и малых, глубоких и мелких суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог, бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой.(слайды №8, №9, №10)
О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Бай¬кал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работал.I не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого бурята. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подвод-ной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманский Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянки обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: "Обернись, Ангара, обернись!". И девушка лов¬ко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к студеному морю.
Легенда переплетается с былью.336 сыновей Байкала - это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч кв.километров, что примерно равно площади Франции. Вытекает же из озера река Ангара - могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: "Разоряет дочка старика Байкала!"
(А. П. Муранов. Голубые очи планеты.)

Второй ученик : Байкал - это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Из более чем 2530 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти идентичны, возникли в нем и нигде больше в мире не встречаются Байкал – это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов , но и любителей природы.
Третий ученик:
Байкал - одно из древнейших озер мира. Он существует около 25 млн.лет, и нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь в обозримом будущем, исчезнет с лица земли ,как исчезли и исчезай многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см. в год, подобно тому как расходятся континенты Африка и Южная Америка.
Учитель математики: Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд (слайд №11)
1.Расстояние от начала координат до заданной точки.2.Число, стоящее над дробной чертой в дроби.3.Один из компонентов деления.4.Отношение длины отрезка на карте к расстоянию на местности.5.Число, при котором данное равенство принимает верное значение.
Ответ:1.Модуль.2.Числитель.З.Делимое.4.Масштаб.5.Корень.По вертикали в выделенном столбце читаем: осетр.
Учитель географии: (слайд №12) Длина осетра достигает 1-2м.,а вес 20кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. В 1823г. его улов составлял 1000 пудов.
Учитель математики: Рыбные промышленники скупали осетра на Байкал по 1,75-2р. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4 р. за пуд.
Какой процент прибыли получал промышленник?
Ответ: 200%
Но как удавалось с помощью какого приспособления в свежем виде доставлять осетров в Иркутск ? 0твет на этот вопрос вы узнаете, решив следующую задачу:
(Слайд №13)
1) К числу (-2/3)прибавьте заданные дробные числа.
2) Расположите результаты в порядке возрастания.
3)Из заданных букв составьте слово. Ответ: кукан.
Учитель географии: (слайд №14) Специально свитую пеньковую веревку длиной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовался поводок - петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока ее не набиралось определенное количество для транспортировки.
Учитель математики: Но Байкал богат не только своими рыбными запасами, но и своими островами. Сколько островов на Байкале? Об этом вы узнаете, выполнив задание №5.Ответ:30
Учитель географии: (слайд №15) Да, на Байкале 30 скалистых островов, на которых есть небольшая растительность и могут гнездоваться птицы. Самым большим по величине является остров Ольхон. На всех островах, кроме Ольхона, любые формы хозяйственной деятельности запрещены.
Четвертый ученик: Но не так все хорошо на Байкале как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух. Начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. В 1987 году какая-то болезнь обрушилась на нерпу. Ученые до сих пор не установили причину этой болезни.
Пятый ученик: (слайд №16) 30 лет назад на Байкале был построен БЦБК. Это самый большой загрязнитель озера, он дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба экологов города Иркутска с различными министерствами о закрытии данного комбината или его перепрофилирования в экологически чистое предприятие. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадают такие отравляющие вещества, как сульфаты, хлориды, финолы, ртуть, алюминий и др.

Учитель математики: В 1997 году в Байкал было сброшено 46,26 млн.м сточных вод, содержащих 10,053 т загрязняющих веществ. А в 1996г. на 3600 тонн больше. На сколько это процентов?
Шестой ученик
(слайд №18, №19, №20)
От великой ГЭС до Усть-Илима
Вечных сосен черная гряда,
Красная строительная глина,
Светлая Байкальская вода.
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу, прислушайся ко мне!
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на Земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.
Пусть оно живет счастливой болью,
И прочтя свой жребий в небесах,
Всю земную волю и неволю,
В должный час благословит в слезах.
Станислав Куняев
Учитель географии: Дети, так будьте благоразумны, когда станете взрослыми, берегите то , что нам дано природой!
Подводится итог урока, выставляются оценки самым активным ученикам.

Категория: Интегрированные уроки | Добавил: nfnmzyf
Просмотров: 1378 | Загрузок: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]