Тема урока «ДЕЙСТВИЯ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ» И «ОЗЕРО БАЙКАЛ»
Цели урока: закрепление действий с рациональными числами, изучение
флоры и фауны озера Байкал; продолжение формирования и углубления знаний
об озерах, как составной части гидросферы; природоохранное, экологическое и патриотическое воспитания учащихся; развитие межпредметных связей и творческих способностей уч-ся. Форма проведения урока: игровая, путешествие по Байкалу. Оборудование : выставка книг об озере Байкал; мультимедийный проектор, раздаточный материал ХОД УРОКА. (Звучит песня "Славное море, священный Байкал".)
Учитель географии: Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок, урок
математики и географии, урок-путешествие. Учитель математики: Тема урока
"Действия с рациональными числами" и "Озеро "Байкал". Учитель географии: Прежде чем мы пустимся в путешествие, давайте вспом¬ним : 1.Что такое озеро? (Озеро - природное углубление на суше, заполненное водой) 2.Чем отличается озеро от моря ? ( В отличии от моря, озеро не является частью океана.) 3.Какое самое большое озеро на Земле? (Каспийское) 4.Какое самое глубокое озеро на Земле ? (озеро Байкал) 5.А как еще называют озеро Байкал в России? ( жемчужина России) 6.Какое количество мировых запасов пресной воды содержит озеро Байкал? (20% мировых запасов пресной воды ) (слайд №2)
Учитель географии : На Байкале водится уникальное млекопитающее
животное нерпа, а ее детеныша называют ХУБУНОК. Чистоту Байкала
поддерживает микроскопическое животное длиною 1мм - ЭПИШУРА. В озере
водится уникальная рыбка ГОЛОМЯНКА длина которой 15см..целиком состоящая
из жира, ею питается НЕРПА..Глядя сквозь эту рыбку можно прочитать
газетный текст. Многие писатели и поэты воспевали и воспевают красоту
этого озера. Послушаем стихотворение написанное учителем нашей школы,
Дробной Татьяной Николаевной. Нет мест в России нам дороже, Что сердцу русскому близки. Байкал могучий, он по строже Любого моря и реки. Лежит привольно среди гор И не объять его простор. Тайга глухая там видна, Хребты седые и волна На берег дивный набежит И долго гладь ее дрожит. Синее моря нет давно: Вода как жидкое стекло А каждый камешек на дне На сорок метров видно мне. Красота такая в дар дана, Тебе и мне завещана. чтоб жемчужину хранить, Природу нужно так любить, Чтоб ты и я, и мой сынок Ее когда-то видеть мог. Дышать всей грудью, воду пить, Руками рыбу там ловить , И гордо, чтобы он сказал: "Ты - моя Родина, Байкал!!!"
Учитель математики: Много экспедиций до сих пор изучают озеро Байкал,
настолько он таинственно и загадочно. Мы тоже продолжим знакомство с
уникальным озером-морем и одновременно повторим правила действий с
рациональными числами и проценты. Учитель географии: В Сибири
говорят: "Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал".Это единственное
море-озеро, которое полностью покрывается льда. Если прислушаться на
мгновенье, стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет
Байкал..Лед такой прозрачный ,что можно увидеть сквозь него дно Байкала
на глубине 3-4 метра ; а в воде - на глубине 12-40 метров. Нагромождение
льда называются торосами, они голубого цвета. Учитель математики :
Решим задачу. Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек должна
быть не менее 5 см. ,а чтобы ездить на санях - 15-20см. Выполнив
вычисление с помощью блок - схемы мы узнаем какой толщины должен быть
лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт. (слайд №3) При толщине льда, равной 35 см. по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым. Учитель географии: Ледовый панцирь на Байкале держится от 1,5 до 6 месяце!
Байкал начинает замерзать в октябре - ноябре, а таять льды начинают в
апреле-мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и
очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не
замерзает,- это полынья длиной 3-5 км. Она существует благодаря боль¬шой
скорости течения воды в данном месте и ее положитель¬ной температуре. Учитель математики: Как называется это место, мы узнаем, выполнив задание №1. Под правильным ответом "спрятана" буква, входящая в его название. (Учащиеся используют раздаточный материал) Учитель географии : (слайд №5) Это место называется Шаманский камень. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал.
Более 100 лет назад, в 1886 году Ян Черский привел число рек 336.Однако
благодаря постоянно работающим экспедициям это число было уточнено.
Учитель математики : Сколько рек впадает в о.Байкал узнает тот, кто
правильно выполнит задание №2. (Учащиеся используют раздаточный
материал) Ответ: 524 Учитель географии:(слайд №6,слайд №7) Это число назвал Бояркин в 1964 году. Из них ( по слайду)
Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 реки, с западного -
220 рек. В Сибири говорят "Все братья приносят свои воды в Байкал, а
одна сестра- выносит ". По этому поводу есть легенда Первый ученик
Много есть озер на свете - больших и малых, глубоких и мелких суровых и
живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет
другого такого водоема в мире, который мог, бы соперничать с ним столь
широкой известностью и громкой славой.(слайды №8, №9, №10) О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает
свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени
Бай¬кал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете. Было у
Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь
заставлял без устали трудиться. И сыновья работал.I не покладая рук. Они
топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную
котловину. То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра
Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за
горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но
суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого
богатого бурята. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в
хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала
Ангара, плакала в подвод-ной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены
хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и
бросилась бежать по узкому проходу в скалах. Проснулся от шума
Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за
молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда
старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и
осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и
зовут ее люди Шаманский Камнем. Разбушевавшийся старик все кидал и
кидал вслед беглянки обломки скал. Но чайки кричали каждый раз:
"Обернись, Ангара, обернись!". И девушка лов¬ко уклонялась от
смертоносных отцовских посланцев. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к студеному морю.
Легенда переплетается с былью.336 сыновей Байкала - это притоки озера,
большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч
кв.километров, что примерно равно площади Франции. Вытекает же из озера
река Ангара - могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая
озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты:
"Разоряет дочка старика Байкала!" (А. П. Муранов. Голубые очи планеты.)
Второй ученик : Байкал - это уникальное явление на нашей планете. В его
фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира.
Из более чем 2530 видов и разновидностей животных и растений, найденных к
настоящему времени в озере, почти идентичны, возникли в нем и нигде
больше в мире не встречаются Байкал – это гигантская уникальная
естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все
больший интерес не только специалистов , но и любителей природы. Третий ученик:
Байкал - одно из древнейших озер мира. Он существует около 25 млн.лет, и
нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь в
обозримом будущем, исчезнет с лица земли ,как исчезли и исчезай многие
озера. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам
высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это
подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см. в
год, подобно тому как расходятся континенты Африка и Южная Америка. Учитель математики: Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд (слайд №11)
1.Расстояние от начала координат до заданной точки.2.Число, стоящее над
дробной чертой в дроби.3.Один из компонентов деления.4.Отношение длины
отрезка на карте к расстоянию на местности.5.Число, при котором данное
равенство принимает верное значение. Ответ:1.Модуль.2.Числитель.З.Делимое.4.Масштаб.5.Корень.По вертикали в выделенном столбце читаем: осетр.
Учитель географии: (слайд №12) Длина осетра достигает 1-2м.,а вес 20кг.
Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. В 1823г. его улов
составлял 1000 пудов. Учитель математики: Рыбные промышленники
скупали осетра на Байкал по 1,75-2р. серебром за пуд, а в Иркутске
продавали по 4 р. за пуд. Какой процент прибыли получал промышленник? Ответ: 200%
Но как удавалось с помощью какого приспособления в свежем виде
доставлять осетров в Иркутск ? 0твет на этот вопрос вы узнаете, решив
следующую задачу: (Слайд №13) 1) К числу (-2/3)прибавьте заданные дробные числа. 2) Расположите результаты в порядке возрастания. 3)Из заданных букв составьте слово. Ответ: кукан.
Учитель географии: (слайд №14) Специально свитую пеньковую веревку
длиной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку, вбитую в
хрящевую часть носа рыбы. Образовался поводок - петля. Осетров
вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к
специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько
дней, пока ее не набиралось определенное количество для транспортировки.
Учитель математики: Но Байкал богат не только своими рыбными
запасами, но и своими островами. Сколько островов на Байкале? Об этом вы
узнаете, выполнив задание №5.Ответ:30 Учитель географии: (слайд
№15) Да, на Байкале 30 скалистых островов, на которых есть небольшая
растительность и могут гнездоваться птицы. Самым большим по величине
является остров Ольхон. На всех островах, кроме Ольхона, любые формы
хозяйственной деятельности запрещены. Четвертый ученик: Но не так
все хорошо на Байкале как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула
и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов,
комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух. Начались всевозможные
эпидемии, начала гибнуть рыба. В 1987 году какая-то болезнь обрушилась
на нерпу. Ученые до сих пор не установили причину этой болезни.
Пятый ученик: (слайд №16) 30 лет назад на Байкале был построен БЦБК. Это
самый большой загрязнитель озера, он дает 95% загрязнения. Уже много
лет ведется борьба экологов города Иркутска с различными министерствами о
закрытии данного комбината или его перепрофилирования в экологически
чистое предприятие. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадают такие
отравляющие вещества, как сульфаты, хлориды, финолы, ртуть, алюминий и
др. Учитель математики: В 1997 году в Байкал было сброшено 46,26
млн.м сточных вод, содержащих 10,053 т загрязняющих веществ. А в 1996г.
на 3600 тонн больше. На сколько это процентов? Шестой ученик (слайд №18, №19, №20) От великой ГЭС до Усть-Илима Вечных сосен черная гряда, Красная строительная глина, Светлая Байкальская вода. Я люблю тебя, большое время, Но прошу, прислушайся ко мне! Не губи последнего тайменя, Пусть гуляет в темной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на Земле осталось что-то, От чего щемит в моей груди. Пусть оно живет счастливой болью, И прочтя свой жребий в небесах, Всю земную волю и неволю, В должный час благословит в слезах. Станислав Куняев Учитель географии: Дети, так будьте благоразумны, когда станете взрослыми, берегите то , что нам дано природой! Подводится итог урока, выставляются оценки самым активным ученикам. |