Среда, 08.05.2024, 05:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Интегрированные уроки

Механическое движение в графиках линейной функции
[ · Скачать удаленно (729kb) ]
25.01.2011, 17:07
Интегрированный урок математика + физика 9 класс (раздел «повторение», подготовка к ГИА) по теме: «Механическое движение в графиках линейной функции» учителя физики Харитоновой О. А. и учителя математики Подколзиной О.Е муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 84» ЗАТО Северск Томской области.
Представленный урок с применением ИКТ создан в компьютерной среде POWER POINT, содержащий рисунки, изображения, тексты. Целесообразность использования презентационного сопровождения на уроке продиктована следующими факторами:
• повышение интенсификации учебно-воспитательного процесса (увеличение скорости подачи и наглядности учебного материала, количества предлагаемой информации, частичная автоматизация системы контроля),
• эффективность усвоения изучаемого учебного материала за счет групповой и индивидуальной исследовательской деятельности учащихся.
Данная тема рассматривалась на сдвоенном уроке математики и физики в 9 классе в рамках повторения и подготовки обучающихся к ГИА. С целью повышения интереса к математике и физике применили технологию интегрированного урока
Такие уроки являются одной из форм активного обучения, на них можно расширить представления школьников по изучаемой теме, показать связь математики с разными областями человеческого знания.
Цель интегрированного урока — достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе. Интегрированные уроки помогают формировать общие познавательные, творческие умения и вырабатывать на их основе правильные оценочные суждения; они развивают творческие, коммуникативные, речевые, общепредметные умения; логическое, ассоциативное мышление, моделируют интеллектуальную деятельность учащихся, понимание необходимости познания мира. Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Вовлечение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании коммуникативных качеств личности.
Мобилизуя теоретические знания, учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую и поисковую деятельность. У них формируется целостное научное мировоззрение.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют сотрудничества учителей-предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
В работе представлены презентация, подробный конспект урока и пояснительная записка с методическими рекомендациями по использованию предлагаемого материала.

Авторы –Харитонова Оксана Адольфовна, Подколзина Ольга Евгеньевна
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84» ЗАТО города Северск Томской области

Предмет (математика, физика)

Класс – 9
Тема – «Механическое движение в графиках линейной функции»

Учебно-методическое обеспечение: А.Г. Мордкович «Алгебра 7», «Алгебра 9», изд. «Мнемозина», М. – 2009. Громов С.В. «Физика 8», изд. «Просвещение», М. 2008, Ремкевич А. П. «Сборник задач по физике»- изд. «Просвещение», М. 1994, Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике» - изд. «Просвещение», М. 1996.

Время реализации занятий – 90 минут

Оборудование и материалы для урока: проектор, экран (интерактивная доска), презентация для сопровождения урока, таблицы.

Авторский медиапродукт

I. Среда - Microsoft Office PowerPoint

II. Вид медиапродукта - наглядная презентация изучаемого учебного материала.

III. Структура презентации:

№ n/n Структурные элементы Временная № слайда
1 Организационный момент 3 минуты № 1 - № 3
2 Проверка опорных моментов домашнего задания и постановка проблемы:
акцентирование теории по теме,
отчет групп о свойств линейной функции и механического движения

8 минут
8 минут

№ 4
_
3 Выполнение задания № 1 в парах 15 минут № 5
4 Обсуждение решения выполненного задания 5 минут № 6
5 Выполнение задания № 2 в парах 7 минут № 7
6 Обсуждение решения выполненного задания 5 минут №8
7 Решение комбинированных задач
(работа в группах) 25 минут № 9 - № 10
8 Обсуждение решения выполненного задания 10 минут -
9 Подведение итога урока 2 минуты № 11
10 Задание на дом 2 минуты № 12

IV. Содержание слайдов и работа с ними:
1. Титульный
2. Таблица соответствия
3. Цели и задачи урока.
4. Актуализация знаний теоретической части..
5. Задание № 1
6. Ответы.
7. Задание № 2
8. Ответы.
9. Решение комбинированных задач. Задания для группы № 1
10. Решение комбинированных задач. Задания для группы № 2
11. Подведение итогов урока
12. Домашнее задание.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии продиктована следующими факторами:
1. интенсификацией учебно-воспитательного процесса:
• автоматизацией процесса контроля,
• улучшением наглядности изучаемого материала,
• увеличением количества предлагаемой информации,
• уменьшением времени подачи материала;
2. повышением эффективности усвоения учебного материала за счет групповой и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

План урока


n/n Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Временная реализация
1 Организационный момент Учитель приветствует учащихся, объявляет цель урока, план, используя презентационное сопровождение урока. Обсуждение 3 минуты
2 Проверка теоретических знаний, используемых при выполнении домашнего задания. Учитель объясняет метод теоретического опроса. Подает вопросы по теории на слайдах презентации.
Демонстрирует после ответа учащегося соответствующие элементы опорного конспекта.
При появлении вопросов учитель может возвратиться как к задаваемым вопросам, так и к соответствующим элементам опорного конспекта. Учащиеся отвечают на теоретические вопросы устно. После демонстрации элементов опорного конспекта ими проводится самооценка своего устного ответа. Представители групп обучающихся по таблицам, висящим на доске, рассказывают о свойствах линейной функции и механического движения.
16 минут
3 Применение теории на практике. Выполняются задания 1 и 2, которые учитель демонстрирует в презентации. Учащиеся выполняют задания в парах и обсуждают их выполнение с классом 32 минуты
4 Решение комбинированных задач Учитель демонстрирует задания для групп в презентации Учащиеся в группах выполняют задания. Затем представляют его на доске и проводят самоанализ выполненного задания
35 минут

8 Подведение итогов урока Учитель предлагает обобщить учащимся свои знания.
Учащиеся высказывают свое мнение, подводят общий итог урока. 2 минуты
8 Домашнее задание Выводит на экран обязательную и необязательную части домашнего задания. Делает соответствующие пояснения о том, что результаты их работы будут необходимы на следующем уроке. Учащиеся записывают задания. 2 минуты

Сценарий урока.

Тема: Механическое движение в графиках линейной функции.
Цель урока: формирование у обучающихся умений применять математические модели к решению задач по физике; показать связь изученных понятий по предметам; развитие навыков и умений анализировать.
Оборудование: компьютер, таблицы, проектор, раздаточный материал (задания для групп), листы формата А3, линейки, цветные маркеры.
понятие формулы графики Графические задачи
Математика Линейная функция y= kx +b
y= kx
y = b

Физика Равномерное, равноускоренное движение y= kx +b
y= kx
y = b

Ход урока:
1. Организационный момент – обозначение цели и задач урока.
2. Взаимосвязь линейной функции и представления механического равномерного движения в графиках.

математика Физика

Y =b

Y=kx
V(t) =at

Y=kx + b

V(t) =v0 + a t

Вопросы: 1. Что общего в изображении графиков? В чем отличие?
2. Что можно сказать о функциях, глядя на эти графики с точки зрения математики и физики?
3. Каким образом можно поменять направление графика или начальной точки?
3. Отчет групп о свойствах линейной функции и графическом представлении движения.
На доске вывешиваются таблицы:
Таблица 1 «Линейная функция»
Таблица 2 «Графики скорости прямолинейного движения».
Два обучающихся рассказывают об особенностях представляемых ими графиков; указывая на зависимости расположения графиков и знаков в уравнениях. Отмечаются частные случаи.
Таблица 1

b=0 k=0

Y=kx – прямая y=b – прямая,
пропорциональность параллельная оси Оx Таблица 2

1. v = 0, тело находится в покое
2. скорость возрастает, движение равноускоренное (v0 = 0)
3. скорость возрастает, движение равноускоренное (v0 ≠ 0)
4. скорость возрастает, движение равноускоренное, v0 = -A
5. скорость уменьшается, движение равнозамедленное, v0 = A

4. Построить графики функций (двое обучающихся делят доску пополам)
У каждого из них задание построить графики функций:
a) y=2+2x, a) v(t)=2+2t
b) y=-3x +5 b) v(t) = 5 -3t
c) y = 4 c) v(t) = 4
d) y = 0,5x d) v(t) = 0,5t
Ответ:

5. По графику функции запишите формулу, которой задается эта функция.
1.
1.

2.
2.

Ответ: 1. Y = -0,5k + 2; v(t) = 2 – 0,5t
2. y = -1; v(t) = -1.

6. Решение комбинированных задач.
Обучающиеся решают в группах, чертят графики в тетрадях и на больших листах. Затем решения обсуждаются и графики вывешиваются на доску.
Задания для 1 группы.
1. По данному графику зависимости ускорения от времени:
a) опишите характер движения на каждом участке;
б) составьте уравнения зависимости s(t),v(t),a(t);
в) начертите график скорости.
2. Построить график функции:
2, если 0<x<2 a) записать при каких значениях х, функция
Y = 0, если 2 <x<4 отрицательна, положительна, равна 0.
-1, если 4≤x≤5 б)найти наибольшее и наименьшее
значения функции на каждом промежутке. .
Задания для 2 группы.
1. По данному графику скорости для каждого участка:
а) определить вид движения;
б) найти начальное значение скорости и направление;
в) вычислить модуль и направление вектора а;
г) написать уравнение зависимости a(t);
д) построить график a(t).

2.По данному рисунку:


а) составить формулы, которыми задаются функции
б) Определить значения коэффициентов: k, b,
не выполняя вычислений.
в)Определить характер поведения функции.
7. Подведение итогов урока.
На этом уроке мы намеренно вспоминали о квадратичной функции и связанной с ней зависимости перемещения и координаты точки от времени при равноускоренном движении. Это тема следующего урока.
8. Задание на дом.
1.Составить задание для друга по теме урока.
2.Составить рассказ по графику.
3*Выполнить компьютерную презентацию по теме урока.
Литература.
1. Алгебра и геометрия в таблицах. 7–11 классы /Авт.-сост. О.А. Коноплева. — СПб.: Тригон, 2006.
2. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики: 9 кл. Учеб. пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1985.
3. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике для 9 класса. Механика.
Разноуров. дид. материал. — М.: Илекса; Харьков: Лицей. — 1999.
4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Кн. для учащихся 7–9 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1999.
5. Сборник задач по физике: Для 9–11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. — М.: Просвещение, 1995.
6. Факультативный курс по математике: Учеб.пособие для 7–9 кл. сред. шк. / Сост. И.Л. Никольская. — М.: Просвещение, 1991.

Категория: Интегрированные уроки | Добавил: nfnmzyf
Просмотров: 1854 | Загрузок: 597 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]