Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Интегрированный урок обобщающего повторения «Проценты» с элементами спектакля «Прежде чем закурить – подумай!» Предмет математика Класс 5 Автор/ы урока (ФИО, должность) Василенко Галина Ивановна, учитель математики Образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 21 имени летчика Игоря Щипанова Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Южный Федеральный округ России Республика/край Краснодарский край Город/поселение Сельское поселение станица Ясенская Методическая информация Тип урока Интегрированный урок закрепления знаний и умений учащихся Цели урока
Закрепить навыки нахождения процента от числа, перевода процента в
десятичную дробь. Расширить представление учащихся о применении понятия
«процента» в жизни. Совершенствовать вычислительные навыки и умения
мыслить логически. Задачи урока Образовательные – содействовать развитию умения обобщать и содействовать развитию кругозора, мышления, речи, внимания, памяти. Воспитательные – воспитание у учащихся установки на самовоспитание, ведения здорового образа жизни. Развивающие – развивать у школьников умения сравнивать и обобщать, логически излагать свои мысли, критически мыслить, умение оценивать работу своего одноклассника.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся
закрепят понятие процента, применение процентов при решении
нестандартных задач практического содержания, приобретут привычки
здорового образа жизни и умение делать выводы о вреде вредных привычек.
Закрепят навыки работы в коллективе и самостоятельно. Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, настенный экран, Карточки для работы учащихся со слабым зрением (организация работы в парах). Подробный конспект урока Мотивация учащихся Развитие познавательного интереса: - включение элементов спектакля; - использование технологии игры на уроке; - решение задач практического значения, связанных с ведением здорового образа жизни и изучением строения своего организма; - применение мультимедиа на уроке. Расширение математического кругозора: - межпредметная связь математики и биологии; - привлечение исторических данных; - разгадывание буквенного ребуса «соответствие буквы и числа»; Здоровьесберегающая технология – проведение физ. минуток на глаза, мышцы рук, плеч и ног. Ход и содержание урока План урока. 1. Организационный момент (1 минута). 2. Игра на внимание (2 минуты). 3. Встреча гостей (2 минуты) 4. Отгадывание ребуса, устные упражнения по вопросу повторения – действия с дробями и процентами (6 минуты) 5. Решение задач (25 минут) 6. Домашнее задание (2 минуты) 7. Подведение итогов урока (2 минуты). ХОД УРОКА.
Учитель. Добрый день! Я рада видеть вас! Сегодня, ребята, мы проведем с
вами необычный урок. У нашего урока две темы: «Решение задач на
проценты» и «Прежде чем закурить – подумай!» - Первое наше задание на внимание. Посмотрите внимательно на экран
(Слайд №3). На рисунке изображены в синем треугольнике мяч, в красном
пятиугольнике – сигарета, в зеленом прямоугольнике – краски и кисточки. Учитель закрывает экран (высвечивается тема урока слайд №1) Теперь ответить на вопросы: 1). Какой предмет находится в синем треугольнике? 2). Сколько кисточек с красками? 3). Какого цвета пятиугольник? 4). Какого цвета прямоугольник? 5). Какой предмет лишний на рисунке? - Да, ребята! Вы правы, лишняя на рисунке сигарета. (Входит сигарета)
Сигарета - Почему это я лишняя? А вы знаете, что мои ближайшие
родственники: картофель, томат, баклажан? В Европе табак использовали в
качестве лечебного средства. В одном учебнике медицины говорится «Это
зелье очищает нёбо, голову, рассеивает боль и усталость, оберегает людей
от чумы, прогоняет вшей». (Входит врач Пилюлькин). Но вы забыли
сказать, что родственниками табака являются белладонна, белена и дурман.
В 1608 году король Людвиг 8 запретил свободную продажу табака. В 1649
году в «знаменитом» Уложении царя Алексея Михайловича указывалось «У
кого будет табак – бить плетьми, ноздри рвать и ссылать в дальние города!».
Сигарета. Раз так, то уйдешь со мной и ты! И никто не сможет рассказать
ребятам о вреде курения. Ох, и дыма я сейчас напущу! (Схватив доктора
Пилюлькина, уходит). Учитель. - Развеять дым мы сможем, выполнив
устно задания из таблицы. А в это время некоторые ученики, выполняя
отдельное задание, будут искать нам помощников. (Решение зашифрованных примеров на отыскание помощников выполняют в паре два ученика,
один - со слабой математической подготовкой, другой – со средней,
т.е.он консультант; проверка их решения выполняется всем классом). Задание для поиска помощников. Вычисли и узнай слово: 1) 2,5 + 1,35 5) 7,5 : 3 2) 1,4 – 0,73 6) 1 – 0,33 3) 0,3 * 6 7) 0,4 + 2,6 4) 3,5 * 2 8) 4,2 : 0,7 6 0,67 7 25 0,3 38 1,8 3,85 2,5 3 18 ы и а е у к т в м н д На доске заранее заготовлена таблица: А вычисли В упрости С вырази десятичной дробью Д вырази в % Е найдите 0,7 + 3,9 5х + 1,3х 14% 0,33 5%от200 0,24 : 0,8 7у – 1,2у 36% 0,4 9%от300 11,4 – 0,9 3,2х –х 55% 0,09 10%от76 0,3 + 0,17 4,6р-3,1р 134% 1,2 12%от60 3,5 *0,2 3,5у -2у 0,9% 5 25%от100 0,24*10 0,8к+1,2к 98% 1,36 50%от 4 1,8 : 0,09 13х-1,3х 0.65% 0,03 20% от 40 4,5 : 0,3 4с+2+с 4% 0,007 13% от400 1,7 * 30 9к-1-к 123% 1,05 11% от 900 15 – 8,7 5а-4-2а 0,6% 0,76 27%от 200 24,4 – 1,3 8у+0,2у-7 150% 4.3 0,1% от 120 4 – 2,34 6р-7-0,6р 21% 0,8 1,5 % от15 76,4*0,01 2х*5*13 5% 1.02 7% от 400 (слайд №6). В каких продуктах питания есть витамин А? (варианты ответов учащихся ).
- Учитель - Наконец-то мы проветрили помещение. Ведь при курении в
воздух поступает 50% вредных ядовитых веществ. А им дышат окружающие.
Получается, что некурящие «курят». Кто же будет нам помогать? Нашими помощниками сегодня будут ВИТАМИНЫ.
Давайте знакомится с ними. Первым к нам пришел витамин А. Он отвечает
за состояние вашей кожи, зрение, сокращает длительность заболеваний. Задача от витамина А: известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек (решают эту задачу в тетрадях, ответ 400 человек) Учитель - К нам прибыл витамин В (слайд №7). Он отвечает за работу мозга, нервную систему, способствует росту, улучшает зрение. Назовите продукты питания, содержащие этот витамин. Задача от витамина В (решается самостоятельно): После курения происходит уменьшения диаметра мельчайших артерий на 30%. На сколько микрон уменьшается диаметр артерии, если он был равен 20 микронам? Чему он стал равен? (Ответ 6мк, 14мк)
Учитель обращается к ученикам с вопросом: «Как это отражается на
скорости поступления крови к голове и сердцу?» (возможный вариант
ответа: уменьшается, вот почему человек бледнеет, часто дышит, у него кружится голова, с большей нагрузкой работает сердце).
Учитель. К нам на помощь пришел витамин С, он предохраняет от
простудных заболеваний, предупреждает цингу, ускоряет заживление ран.
Ребята, в каких продуктах питания встречается витамин С? (один из
вариантов ответа учащихся – Лимон, лук (слайд №8). Задача от витамина С: «Одна сигарета разрушает 25мг витамина С.
Дневная норма прима витамина С 500мг. Сколько витамина ворует у себя
тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витаминов С у него
остается?» (ребята работают в парах, обговаривают результаты вычисления и комментируют выводы). Учитель. Предлагаю вам решить еще одну задачу.
«Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1 час, то это
равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2 часа?» (ответ 200мг)
Учитель. Молодцы, ребята! А ведь многие витамины могут действовать
только в комплексе с другими. Теперь витамины приглашают вас в больницу,
но доктор Пилюлькин закрыл вход на замок от Сигареты. Чтобы его
открыть, надо выполнить несколько движений. Встали, показали с помощью
рук прямой угол, острый угол, развернутый угол. Молодцы, дверь
открыта. А теперь берем невидимые халаты (они лежат у нас на партах) и
одеваем их. Поправляем воротнички, проверили, все ли пуговицы
застегнуты. Очень тихо, чтобы не разбудить больных, сели на свои места. Проверили, чтобы туловище и ноги образовали прямой угол. Мы - в онкологическом отделении. Задача.
В отделении 20 человек с диагнозом рак легких. 90% всех больных –
курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания? (ответ
18 человек) Учитель приглашает учащихся пройти в отделение сердечно-сосудистых
заболеваний и решить следующую задачу: «30 больных перенесли инфаркт
(нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвление). Известно,
что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми? (ответ 24 человек). После приглашения учеников в терапевтическое отделение, предлагается решить самостоятельно задачи по вариантам (слайд №9) Вариант №1. Длительно и многокурящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. Некурящих в отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть? (ответ 30 человек)
Вариант №2. В результате курения получили различные заболевания 60
человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько
подростков могли бы остаться здоровыми? (ответ 120 подростков). Учитель просит учащихся тихо вернуть в класс. Тут вбегает подросток и радостно и возбужденно читает стихотворение В.В.маяковского. Граждане, у меня огромная радость! Разулыбьте сочувствующие лица, мне обязательно поделиться надо, Я сегодня дышу как слон, Походка моя легка, И ночь пронеслась как удивительный сон Без единого кашля и плевка! Я порозовел, я пополнел, Забыв и гриппы, и кровать. Граждане, вас интересует рецепт? Открывать или не открывать? Граждане, вы утомились от ожидания? Готовы курить и крыть? Не волнуйтесь, сообщаю, граждане, я – бросил курить! Подросток убегает.
Учитель. Видите, какую радость испытывает человек, который не курит.
Как вы думаете, почему люди зная о вреде курения, продолжают курить? Стоит ли начинать курить? (идет разговор, делается вывод о вреде курения). Учитель. Ребята, нам надо сдать тетради с работами на проверку. От доктора Пилюлькина нам доставили конверт. Подведение итогов урока (рефлексия):
Есть такая притча. Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые
везли од горящим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец
остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что
целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты
делал целый день?» На что тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою
работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и
удовольствием: «А я сегодня принимал участие в строительстве храма!» Ребята, давайте и мы попробуем оценить каждый свою работу за урок. Кто работал так, как первый человек? Поднимите синие карточки. Кто работал добросовестно, как второй? Поднимите зеленые карточки. А кто принимал участие в строительстве храма? Поднимите красные карточки. Продолжите фразу: - на уроке я узнал …. - на уроке я научился … - на уроке я повторил … - на уроке я закрепил … - на уроке я познакомился … 2). Выставление оценок в дневники с комментированием выставленной оценки. До свидания! Учитесь не болеть и ведите здоровый образ жизни! Проверка и оценивание ЗУНКов 1. Взаимопроверка учеников друг у друга с выставлением оценки карандашом. 2. Решения каждой задачи высвечивается на слайдах, ученики могут сверить свое решение с решением на слайде. 3. Оценивание работы каждого ученика поурочным баллом в конце урока. Рефлексия деятельности на уроке Вместе с учащимися подводятся итоги урока. Предлагается учащимся ответить на вопросы: - Какую цель вы ставили перед собой вначале урока? - Как вы считаете, достигли ли вы эту цель? - Узнали ли Вы что-нибудь новое на уроке? - Что Вам запомнилось на уроке? - Какой вывод Вы для себя сделали над словами «Прежде чем закурить – подумай!»? Домашнее задание Состоит из двух задач: Организм человека состоит из белка – на 60%, из белка – на 14%, жиров – на 10%, золы – на 5% и других веществ. Определите массу каждого элемента в организме человека весом в 50кг. 2). Некоторые фирмы за границей за одну и ту же работу курильщику платят на 15% меньше, чем тому, кто не курит. На сколько денег меньше он получит, если заработок 340$? Дополнительная необходимая информация В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются) 1. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С. Учебник математики 5 класс. М: Мнемозина,2008 2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике 5 класс, М: Просвещение,2008 3. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М: Просвещение, 1995 4. Комарова В., Волошина О. Тесты к школьному курсу 5 класс. –М: АСТ-ПРЕСС, 1999 5. Едуш О.Ю. Подсказка на каждый день. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М; Владос,1999
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием
медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование ИКТ
обеспечивает наглядность, экономию времени учителя ; создание анимационных эффектов оживляет работу, заинтересовывает учащихся. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Так как это обобщающий урок их раздела повторения, то на следующий урок можно провести контрольную работу или зачет (если они практикуются в работе учителя) Другое |