Тема: Что такое геометрия? Предмет: математика Класс: 6 Учитель Гатауллина Гульназ Гамбаровна Республика Башкортостан, город Октябрьский, МБОУ СОШ №17 Цель: - сформировать представление о геометрии как о науке; - систематизировать начальные сведения по геометрии, полученные на начальной ступени обучения; - развить математическую логику, творческие способности обучающихся; - привить интерес к изучению математики; - воспитывать аккуратность, умения работать индивидуально; - содействовать формированию умения мотивированно обосновывать собственную точку зрения; - формировать умения увидеть проблему и наметить пути её решения. Ход урока: 3. Оргмомент. 4. Объяснение нового материала. 1) Ребята! Начнем мы наш урок с практического задания. Перед каждым из вас лежит чистый листок, на котором вы будете выполнять задание: выполнить три чертежа, следуя двум условиям: 1. Не отрывать карандаш от листа. 2. Не проводить по каждой линии дважды. Внимание на экран.(слайды с конвертами) Ребята выполняют задание. Проверка выполнения заданий на доске. Учитель: Третий чертеж не смог выполнить никто. А может эта задача не имеет решения? Ответить на этот вопрос поможет нам наука, о которой мы с вами будем говорить на уроке. Внимание на экран (слайды с геом. фигурами) Назовите, какие это фигуры? К какой части речи это относится? От какого слова образовано это прилагательное? Значит, о какой науке мы будем говорить? (о геометрии) Значит, тема урока:------------------- А кто попытается сформулировать цель урока? Да, мы будем говорить о геометрии как о науке, опираясь на ваши первоначальные знания о геометрических фигурах. А кто-нибудь из вас знает, что означает слово «геометрия»? И что явилось причиной возникновения этой науки? (слайды) Ребята! На следующий год вы будете изучать геометрию как отдельный предмет. После окончания 9 класса вы будете сдавать экзамен по математике, в котором есть геометрические задачи, геометрические задачи есть и в едином государственном экзамене по математике за 11 класс. Ребята! А как вы думаете: А где применяется геометрия? Правильно! Внимание на экран! (3 слайда) Пример регионального компонента. Ребята! А какой был вчера день? А какой день отмечали вчера во всем мире? (Всемирный день здоровья) Только здоровому человеку подвластно все: учеба, успешность, карьера. Поэтому сейчас мы позаботимся о своем здоровье. Ваш глаза устали, и мы их сейчас потренируем с помощью геометрической фигуры (слайд) А теперь поговорим о понятиях, без которых не существует ни одна наука. Чтоб вам легче было понять, я предлагаю вам найти общее и различие между двумя предметами (яблоко и мяч)? Значит, для каждого предмета есть свои характерные свойства. А теперь найдем общее и различия между геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, отрезок). Какая фигура присутствует во всех? (точка и отрезок) А кто вспомнит определение отрезка? А есть ли определение у «точки»? Значит, в геометрии, как в любой другой науке, существуют понятия, которые являются основными: точка, прямая, плоскость. А теперь у нас ещё одна практическая работа: перед каждым из вас лежит листок с изображением треугольника. Вы должны измерить каждую сторону треугольника и записать полученные данные на этом же листочке. Сравните длину каждой стороны треугольника с суммой длин двух других сторон. По результатам работы выдвинете гипотезу. Выдвижение гипотезы! Ребята! Вы сейчас экспериментально доказали свойство сторон треугольника, которое называется «Неравенство треугольника». В геометрии очень много фигур и у каждого из них есть свойства, которые требуют доказательства. Как вы думаете: всегда ли будет возможно практически или экспериментально доказывать эти свойства? (нет) Значит, задача геометрии, как науки, изучать свойства фигур и доказывать эти свойства. Изучение теоретических основ геометрии, решение геометрических задач поможет вам найти правильное решение задач и проблем, которые вам готовит взрослая жизнь. Теперь вернемся к нашей задаче, которую мы с вами не смогли решить. Открою секрет: эта задача не имеет решения. Первая решается с любой точки, вторая только с нижних углов. Чтобы выяснить, правильны ли мои утверждения, нужно изучать геометрию.
|