Понедельник, 07.10.2024, 23:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Математика

Прямоугольный параллелепипед.
[ · Скачать удаленно (3.6 Mb) ]
09.01.2011, 11:38
Подробный конспект урока

Организационная информация 
Тема урока 
«Прямоугольный параллелепипед». 
Предмет математика 
Класс 5 
Автор урока (ФИО, должность) Лях Елена Леонидовна, учитель математики.

Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» 
Республика/край, город/поселение Алтайский край, г. Славгород. 
Методическая информация 
Тип урока 
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний 
Цели урока 
Образовательные: 
• Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Прямоугольный параллелепипед»; 
• Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков учащихся. 
Развивающие: 
• Способствовать формированию умений применять приёмы обобщения, сравнения, выделения главного; 
• Способствовать формированию умений переноса знаний в новую ситуацию; 
• Развитие математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти. 
Воспитательные: 
• Содействовать воспитанию интереса к математике; 
• Воспитание активности, организованности, умения общаться; 
• Воспитание вычислительных навыков. 
Задачи урока • Повторить формулы площадей поверхностей и объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба. 
• Провести самостоятельную работу с последующей самопроверкой. 
Показать практическое применение площадей поверхностей и объёмов 
прямоугольного параллелепипеда и куба.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / др. ученики в ходе урока Знания, которые ученики приобретут: 
- знание формул площадей поверхностей и объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба, применение этих формул при решении задач.

Формирование качеств: чувство товарищества, внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость.

Необходимое оборудование и материалы 
Компьютер, мультимедиа-проектор (проекционное устройство), доска. 
Подробный конспект урока 
Мотивация учащихся 
Практическое применение в жизненных ситуациях.

Ход и содержание урока 
1. Организационный момент. 
Добрый день ребята. Начать урок хотелось бы словами древнегреческого философа Саади: «Ученик, который учится без желания это птица без крыльев». 
И словами великого Пойа: 
«Где есть желание, найдётся путь!» Слайд 1,2. 
Вот и мы сегодня отправимся в путь. 
Сегодня у нас урок чудесных превращений, мы отправляемся в горы. Перед нами задача - подняться на вершину горы Знаний. По дороге нас ждут лавины вопросов, камнепады задач, оползни проблемных вопросов, красота формул и, конечно же, привалы. Каждый правильный ответ – шаг к вершине. 
Поднимите руки кто со мной? 
Итак, начнем наше восхождение! 
(Обращаемся к фотографии из приложения 1.)

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний. 
Сообщение темы, запись в тетрадях, цели и задачи урока. 
Для того чтобы сделать первый шаг к вершине нужно ответить на вопросы: 
ЧТО Я ЗНАЮ? ЧТО Я УМЕЮ? 
(Ребята отвечают на вопросы. В процессе обсуждения появляются формулы). Слайд 3. 
Отмечаем значком пройденный этап (приложение №1). 
2. Этап актуализации опорных знаний и умений учащихся. 
Ребята, откройте тетради и запишите в них дату нашего восхождения. 
Сейчас мы выполним задание и узнаем, кто же помогает альпинисту в трудную минуту в горах. Это и будет новый шаг к вершине. 
(работа проводится в форме быстрого счёта). Слайд 4,5.

1.Вычислите площадь квадрата, сторона которого равна 3 см. 
2.Вычислите объём куба, ребро которого 
равно 10 м. 
3.Вычислите сторону квадрата, если его площадь равна 16 см2. 
4.Вычислить ребро куба, если его объём равен 27 мм3. 
5.Вычислите площадь полной поверхности куба, ребро которого равно 2 см. 
6.Вычислите сумму длин ребер прямоугольного параллелепипеда с измерениями 4 см, 2 см, 3 см. 
(Учащиеся записывают в тетрадь ответы в строчку).

Проверяем правильность ответов. Исправляем и анализируем ошибки. 
Отмечаем значком пройденный этап (приложение №1). 
А теперь под своими ответами запишите соответствующую букву из таблицы.

Какое слово у вас получилось? (Друзья). Слайд 6.

С кем веселее работается и любое дело спорится? (С друзьями). 
Когда друзья рядом, то ничего не страшно! 
Молодцы! Я уверена, что вы справитесь со следующим этапом восхождения. 
3. Этап усвоения знаний, умений, навыков. 
1) Практическая работа 
На столах у учащихся бланки отчётов и модель прямоугольного параллелепипеда. Приложение 2. 
Задание выполняем в паре, но отчёт пишет каждый за себя. 
Необходимо выполнить измерения прямоугольного параллелепипеда и найти его объём, площадь поверхности. (Ребята измеряют, заполняют таблицу). 
Ребята, напоминаю, если у вас получилось при измерении не целое число сантиметров, возьмите для расчётов рядом стоящее целое число.

Какими формулами пользовались для вычислений?

Проверяем вместе правильность выполнения задания. ( Проверяем с помощью интерактивного калькулятора. Вводим данные измерений каждого варианта. Предварительно выходим в Интернет: picanal.narod.ru/calc/index.htm).

Отмечаем значком пройденный этап (приложение №1).

Поднимаемся дальше, по дороге нам встретилось горное озеро. Ребята, что оно вам напоминает из окружающей нас обстановки? 
(Аквариум). Слайд 7.

2) Решение задачи №827 из учебника 
Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

О чём говорится в задаче? 
Что нужно найти? 
Что известно по условию задачи? (Читают, размышляют, отвечают на вопросы).

Обсуждаем задачу и план её решения. После чего появляются действия. 
1) 55-10=45 (см) уровень воды 
2) 80•45•45 = 162000 (см3) =162 (л) 
Ответ: 162 литра. (Ребята записывают решение в тетрадь).

Ребята, а как вы думаете, для чего люди устанавливают аквариумы в квартирах, офисах? (Чтобы успокоиться, расслабиться, для спокойных размышлений, для красоты).

Отмечаем значком пройденный этап (приложение №1).

Давайте и мы сейчас отдохнём, пришло время привала.

4. Этап применения знаний к решению практических задач. 
Ребята, помогите решить проблему. 
Нам необходимо рассчитать расход краски на ремонт кабинета. 
Что для этого нужно знать? 
(Размеры кабинета, расход краски на 1м2 ).

Для чего нужны размеры кабинета? 
(Чтобы найти площадь поверхности стен кабинета).

Какие измерения необходимы? 
(Длина, ширина, высота кабинета).

Вся ли площадь поверхности нужна? 
(Нет, есть площадь, которую не надо красить. Это окна и потолок).

Один из учеников проводит замеры. 
1м2=200г краски 
(Ребята записывают размеры в тетрадь: 
длина 8м, 
ширина 7м, высота 3м, окно 3м на 2м. 
Выполняют необходимые вычисления в тетрадях, а один из учащихся записывает решение на доске).

Молодцы ребята, с вашей помощью проблема решена. 
Отмечаем значком пройденный этап (приложение №1). 
5. Информирование учащихся о домашнем задании. 
Дома выполните необходимые измерения своей комнаты и найдите её объём, площадь поверхности стен.

6. Подведение итогов урока. Самоконтроль знаний. 
Посмотрите, осталось совсем чуть-чуть до вершины горы. 
Следующий этап восхождения - выполнение теста. Слайд 8,9.

1.Войдет ли в сосуд объёмом 8дм3 семь литров воды? 
1)да, войдёт; 2) нет, не войдёт; 3) не знаю.

2.Сколько кубических метров воздуха находится в комнате, если высота комнаты 3 м, ширина 5 м, 
длина 6м. 
1) 14 м3; 2) 90м3; 3) 28м3.

3.Найдите высоту прямоугольного параллелепипеда, если его объём равен 30см3, ширина 2см, длина 5 см. 
1) 3см; 2)20см; 3)12см.

4.Сторона одного куба 5см, а другого 3см. На сколько объём первого куба больше объёма второго? 
1)152см3; 2)98см3; 3)102см3.

5.Сколько потребуется проволоки на каркасную модель куба с ребром 7см? 
1) 56см; 2) 84см; 3) 343см. 
(Ребята в тетрадь записывают цифру выбранного ими ответа. 
Выполняют самостоятельно, проверяем вместе с комментированием ответов). 
Отмечаем значком пройденный этап (приложение №1).

Рефлексия деятельности на уроке 
Ребята, ответьте на вопросы. 
Что нового узнали на уроке? 
Что знали плохо, а теперь разобрались лучше? 
Что помогло подняться на вершину горы Знаний? 
Что понравилось на сегодняшнем уроке? 
(Знание формул, умение решать задачи, помощь товарищей).

На вершине горы мне хочется обратиться к вам словами известного российского математика А. И. Мордковича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели». Слайд 10.

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Показываю фотографию горы Знаний. Здесь три положения: Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. 
Те, кто хорошо понял тему урока, уверен в правильности своих расчетов, активно работал на уроке, тот прикрепит значок по верхнему краю рисунка. 
Кто немного ошибался, сомневался, но исправлял ошибки, был активен, тот прикрепит значок посередине рисунка. 
Те, кому сегодня на уроке было скучно, не интересно, тот прикрепит свой значок внизу рисунка. 
Я благодарю вас за совместную работу, мне было очень приятно с вами работать, спасибо за урок. 
(Выходят, прикрепляют свои значки). Приложение 1.

В помощь учителю 
Использованные источники и литература (если имеются) Учебник «Математика 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд: Издательство Мнемозина Москва 2007

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить На данном уроке были созданы условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Методика данного урока позволила проявить учащимся класса познавательную активность и интерес к исследовательской ситуации. Поставленные на уроке задачи способствовали активизации познавательной деятельности учащихся.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.Полученными знаниями и умениями ребята будут пользоваться при решении задач. Последующим уроком может быть контрольная работа, так как этот урок обобщает и систематизирует полученные учениками знания. 
Приложение 1. 
Приложение 2. 
Бланк отчета. 
Практическая работа. 
Выполните необходимые измерения и заполните таблицу.

Измерения прямоугольного параллелепипеда Площадь поверхности Объём 
а, см в, см с, см

Категория: Математика | Добавил: Ludmila-0609
Просмотров: 2600 | Загрузок: 674 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]