ПЛАН-КОНСПЕКТУРОКА «Сложение смешанных чисел»
1.
|
ФИО (полностью)
|
ТахтароваСульфияХайруковна
|
2.
|
Место работы
|
МКОУ СОШ №3 г.Суровикино Волгоградской области
|
3.
|
Должность
|
Учитель математики
|
4.
|
Предмет
|
математика
|
5.
|
Класс
|
5
|
6.
|
Тема и номер урока в теме
|
«Сложение и вычитание смешанных чисел», урок 1
|
7.
|
Базовый учебник
|
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. «Математика 5 класс", изд-во Просвещение, М, 2013г
|
8. Цель урока: формирование новых знаний и умений по теме «Сложение смешанных чисел»
9.Задачи:
Для реализации поставленной цели учитель должен решить следующие задачи:
- Актуализировать знания и умения учащихся
- выполнять сложение натуральных чисел и дробей,
- применять переместительное и сочетательное свойства сложения,
- выделять целую часть из неправильной дроби,
- представлять смешанные числа в виде суммы целой и дробной частей.
- Подвести учащихся к выводу алгоритма сложения смешанных чисел.
- Сформировать умение складывать смешанные числа, натуральное число со смешанной дробью, смешанное число с обыкновенной дробью.
- Создать условия для самоконтроля и самоанализа качества усвоения новых знаний
- Произвести первичный контроль усвоения знаний
10.Формируемые результаты
Предметные результаты:
Знать:
-алгоритм сложения смешанных чисел
Уметь:
- складывать смешанные числа,
- складывать натуральное число со смешанной дробью,
- складывать смешанное число с обыкновенной дробью
Метапредметные результаты:
- умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы,
- умение применять новые знания в различных ситуациях,
-умение разрабатывать алгоритм
Личностные результаты:
-умение ставить перед собой цели,
-умение планировать свою деятельность,
-умение оценивать результаты своей работы
11.Тип урока формирование новых знаний
12.Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах
13.Необходимое техническое оборудование проектор, экран, компьютер, нетбуки (по одному на каждого ученика)
14.Использованные ЭОР, их место и роль на различных этапах урока
Этап урока
|
Тип ресурса
|
Назначение ресурса
|
Ссылка, скриншот
|
Примечание
|
Постановка темы и целей урока
|
Презентация
|
- Визуализация информации для фронтальной работы.
- Управление вниманием учащихся и их учебной деятельностью
- Обеспечение экономии времени урока на предъявление учебных заданий и использование этого времени для обсуждения.
4.Самоконтроль результатов самостоятельной учебной деятельности
|
авторский
|
Использовалась анимация
|
Актуализация знаний и умений учащихся:
|
Презентация
|
Обеспечение самопроверки и самоанализа выполненных самостоятельных учебных действий
|
авторский
|
Учитель организует проверку результатов, которые появляются на экране по щелчку мыши.
|
Формирование новых знаний
|
презентация
|
1.Обеспечение лучшего усвоения материала за счет его наглядного представления (анимационные эффекты).
2. Возможность обсуждения и последовательного представления выводов на экран
- Возможность управлять процессом обучения, возвращаясь в любое место в презентации, раскрывая любую последовательность действий учителя или ученика с помощью триггеров
|
авторский
|
Для обсуждения решений, вызвавших затруднение, используются триггеры. Они позволяют рассмотреть именно те примеры, которые вызвали затруднение (запускаются щелчком по данному примеру и далее по последней записи)
|
Текущее закрепление
Самоконтроль и самоанализ качества усвоения новых знаний
|
Электронный тренажер «Арифметические действия с обыкновенными дробями»
|
Закрепление навыков сложения и вычитания смешанных чисел.
|
Автор Ермолин С,А
Ресурс скачивается из интернета и загружается автономно на каждый нетбук
|
Тренажер состоит из 19 уроков по восемь примеров в каждом. Переход к следующему примеру возможен только после получения правильного ответа. В случае неверного ответа на экране появляется подсказка. Все результаты работы сохраняются в таблице (дата и время выполнения задания, имя учащегося, номер урока, количество ошибок и недочетов, выставленная оценка).
|
Контроль усвоения
Самооценка учащимися результатов своей деятельности
|
Презентация
|
Контроль качества знаний:
Самопроверка по слайду (ответы появляются по щелчку мыши)
|
авторский
|
Ответы появляются на экране, после того как учащиеся закончили работу. Они сверяют их со своими ответами и выставляют оценку согласно критериям оценивания.
|
15.Структура и ход урока
Этап урока
|
Формируемые результаты обучения
|
Действия учителя
|
Действия учащегося
|
Используемый ресурс (ссылки, скриншоты)
|
Время
|
Организационный
|
|
Приветствует учащихся и организует начало урока
|
Записывают в тетрадь число и классная работа
|
|
1 мин
|
Постановка темы, целей и задач урока
|
Умение ставить перед собой цели
|
Учитель:
Разделите данные числа на три группы
Как называют числа в каждой колонке?
А теперь найдите сумму чисел в каждой колонке
Умеете ли вы складывать смешанные числа?
А хотите научиться?
Вот этим мы и займемся на сегодняшнем уроке
Сформулируйте тему и цель нашего урока?
Но чтобы научиться складывать нужно, вывести алгоритм сложения смешанных чисел
|
Учащиеся называют отдельно натуральные числа, отдельно дроби и смешанные числа (анимация- числа расходятся и появляются заголовки)
Учащиеся легко находят сумму натуральных чисел и дробей, но затрудняются при сложении смешанных чисел
нет
Да
Тема: Сложение смешанных чисел.
Цель: научиться складывать смешанные числа
|
Слайд №2
|
2мин
2мин
|
Актуализация знаний и умений учащихся
выполнять сложение натуральных чисел и дробей,
применять переместительное и сочетательное свойства сложения
|
|
Организует самостоятельную работу для актуализации знаний и умений
|
Работают индивидуально в тетрадях.
|
|
2 мин
|
Актуализация знаний и умений выделять целую часть из неправильной дроби
|
|
Организует самостоятельную работу для актуализации знаний и умений
|
Работают индивидуально в тетрадях.
|
|
2 мин
|
Актуализация знаний и умений представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей
|
|
Организует самостоятельную работу для актуализации знаний и умений
Организует взаимопроверку выполненных заданий
|
Работают индивидуально в тетрадях.
По окончании работы проверяют работу соседа по парте (ставят плюсы, если согласны и минусы, если не согласны с ответом)
Рассказывают, как удобнее сложить числа в каждом случае.
Переместительным и сочетательным свойствами.
Нужно числитель разделить на знаменатель. Тогда неполное частное это целая часть, остаток это числитель дробной части, а знаменатель остается прежним.
Из целой и дробной части
Можно
|
|
2 мин
2 мин
|
Показывает на слайде правильные ответы
Организует обсуждение результатов
Вопросы к первому заданию:
Как удобнее сложить числа?
Какими свойствами сложения вы пользовались?
Вопрос ко второму заданию:
Как из неправильной дроби выделить целую часть?
Вопрос к третьему заданию:
Из каких двух частей состоит смешанное число?
Можно ли смешанное число представить в виде суммы этих частей?
|
|
Формирование новых знаний
Подведение учащихся к выводу алгоритма сложения смешанных чисел
|
Знать:
алгоритм сложения смешанных чисел
|
Дает задание:
Сложите числа
Организует обсуждение, используя анимацию в презентации:
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа?
Как удобнее сложить полученные числа?
Что мы получим в итоге?
Итак, мы с вами получили последовательность шагов, которые помогли нам найти сумму смешанных чисел. Другими словами мы получили алгоритм сложения смешанных чисел.
А теперь давайте выполним сложение, следуя алгоритму
|
Представить их в виде суммы целой и дробной части
Переставить слагаемые местами и сложить отдельно целые части и отдельно дробные части
Сумму целого числа и дроби, то есть смешанное число
|
По щелчку мыши в соответствии с ответами учащихся появляются записи на экране
|
5 мин
|
Формирование новых знаний
|
Уметь:
складывать смешанные числа по алгоритму
|
Учитель предлагает выполнить примеры на сложение
Учитель организует проверку результатов, которые появляются на экране по щелчку мыши. Затем обсуждение решений, вызвавших затруднение. Триггеры, использованные в презентации, позволяют рассмотреть именно те примеры, которые вызвали затруднение
Учитель обращает внимание на результат в последнем примере: дробная часть полученного смешанного числа является неправильной дробью. Что мы можем сделать с неправильной дробью?
Выделим целую часть из неправильной дроби и добавим ее к уже имеющейся целой части (работают триггеры нажатием на последнюю запись по ходу решения примера).
Ответ получен в стандартном виде.
Какой шаг еще нужно добавить в алгоритм сложения смешанных чисел?
Вот теперь алгоритм абсолютно полный и можно приступать к самостоятельному решению примеров.
|
Учащиеся выполняют, следуя алгоритму и по образцу
После выполнения проверяют ответы, появляющиеся на доске. Если ответ не совпал или пример вызвал затруднение, учащиеся поднимают руку и задают вопросы
Выделить целую часть
Если дробная часть результата неправильная дробь, то из нее надо выделить целую часть и добавить ее к целой части результата
|
|
5 мин
|
Первичное закрепление.
|
Уметь складывать смешанные числа, натуральное число со смешанным числом, смешанное число с обыкновенной дробью
|
Организует индивидуальную работу на нетбуках с электронным тренажером (урок №2)
Учитель контролирует ход работы и помогает тем, кто не справляется.
|
Учащиеся открывают тренажер (соответствующий значок на рабочем столе) и работают в индивидуальном режиме
|
|
8 мин
|
Первичный контроль усвоения знаний
|
Умение оценить качество усвоения новых знаний
|
Проверим качество усвоения новых знаний с помощью небольшой самостоятельной работы
Оцените себя согласно следующим критериям:
«5»- все верно
«4» - верны 4 задания
«3»- верны 3 задания
«2» - верны только 2 задания
|
Работают в тетрадях для самостоятельных работ. По окончании работы проверяют себя сами, сверяя
ответы с правильными записанными на доске
|
|
6 мин
|
Рефлексия собственной деятельности
|
Умение проанализировать причины затруднений и наметить план дальнейшей работы
|
Перед вами листы самоанализа. Заполните их и сделайте вывод для себя: над чем вам еще нужно поработать.
Оцените свою работу на уроке цветной карточкой:
«зеленая»- все усвоил, вполне доволен своей работой
«желтая» - не совсем уверен в себе
«красная»- нужно еще раз разобраться в теме
|
Заполняют листы самоанализа и ставят перед собой задачи по преодолению затруднений.
|
Отметьте крестиком «+» соответствующие ячейки
|
2 мин
|
Домашнее задание
|
|
|
|
|
1 мин
|
Продолжительность урока 40 минут
|