Вторник, 06.12.2016, 15:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО, как новый формат образовательной деятельности

Дистанционное обучение: этапы развития, принципы, преимущества, достоинства и недостатки
Дистанционное обучение: этапы развития, принципы, преимущества, достоинства и недостатки
Дистанционное обучение является одним из важных результатов применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Наиболее эффективным дистанционное обучение стало с появлением компьютерных средств обучения и сетей телекоммуникаций [1]. Главной особенностью этого этапа развития дистанционного обучения являются использование интерактивных обучающих программ и наличие оперативной обратной связи между студентом и преподавателем.
Дистанционное обучение как форма обучения на расстоянии имеет давнюю историю. Первые институты заочного обучения появились в середине XIX века. Однако традиционная форма обучения по переписке имела очень низкую эффективность.
Следующим этапом в развитии дистанционного обучения стало применение средств массовой коммуникации (радио и телевидение) [1].
Третий этап в развитии дистанционного обучения возникает с появлением компьютерных средств обучения и сетей телекоммуникаций. Главной особенностью этого этапа являются использование интерактивных обучающих программ и наличие оперативной обратной связи между студентом и преподавателем.
С этого времени дистанционное обучение становится важным направлением в развитии образования, приобретая самые различные организационные формы.
Специфика дистанционного обучения накладывает свой отпечаток на используемые технологии. Прежде всего, это связано с ролью преподавателя в учебном процессе. Если ранее в традиционной системе образования преподаватель занимал центральное место как интерпретатор знаний, теперь же, в условиях информатизации, это место все более и более принадлежит студенту, самостоятельно приобретающему знания из различных источников. В данных условиях преподаватель выступает как координатор, помогая студенту добывать знания и применять их на практике. Предметом заботы преподавателя является выбор методов и технологий для реализации своей деятельности. И главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения.
Следующей особенностью дистанционного обучения является возможность реализации личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения, учитывающего личностные качества обучающегося, его возможности и образовательные цели. Технологии реализации самостоятельной работы учащегося на основе мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное дифференцированное обучение [2].
Таким образом, технологии дистанционного обучения - это педагогические технологии, основанные на широком применении методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий.
Исходя из определения дистанционного обучения, как организации познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму, выделяют такие дидактические принципы, как:
1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента.
2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер.
3. Дистанционное обучение должно быть личностно-ориентированным.
Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях.
Педагогические технологии дистанционного обучения - это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств [2]. При этом под дидактическими средствами дистанционного обучения понимаются материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с преподавателем.
Особенностью педагогических технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «учащийся - компьютер - преподаватель» больше внимания должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в педагогических технологиях дистанционного обучения становится визуализация мысли, информации, знаний, создание новых способов педагогической коммуникации, корректировка традиционных форм организации учебной деятельности.
Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса, которые позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса и групповую работу обучающихся [2].
Преимущества дистанционного обучения
1. Весь процесс обучения, как правило, проходит в сети Интернет. В отдельных случаях, лишь на итоговой аттестации требуется личное присутствие студентов;
2. Студент сам выбирает время и место для обучения. Привязка к какой-либо географической точке отсутствует. Все, что вам необходимо – иметь доступ к сети интернет, где осуществляется проведение лекций, а также хранятся учебные материалы. Здесь же студенты могут общаться с преподавателями, администрацией ССУЗа и одногруппниками;
3. Нет строгих рамок по темпу и интенсивности обучения. Студент сам задает для себя нормы, сколько учиться - шесть часов раз в неделю или два часа в день или вообще, сколько угодно и когда угодно без ограничений по времени, схематичности или периодичности. Главное, чтобы информационное наполнение программы, изучаемой студентом, соответствовало содержанию учебного плана. За успешностью выполнения учебного плана осуществляет мягкий контроль куратор студента, иногда именуемый, также и тьютором;
4. В процессе обучения по дистанционным программам, студент лучше овладевает ИКТ технологиями;
5. Если вы решите закончить колледж дистанционно, это обойдется вам, как правило, на 60% дешевле обучения по стационарной форме, что позволяет в значительной мере сэкономить средства вашего личного бюджета и при этом помогает учебному заведению неплохо заработать на студентах, ведь в РФ организация и реализация программ дистанционного образования не требует от колледжей серьезных финансовых, материально-технических или трудовых затрат;
6. По некоторым образовательным программам дистанционного обучения, не только работающие студенты, но и учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ могут освоить определенные специальности без отрыва от основного рода деятельности [2].
Достоинства и недостатки дистанционного обучения:
К достоинствам дистанционного обучения относят следующие:
1) Экономия времени на дорогу;
2) Удобство обучения, можно сказать что преподаватель приходит к вам «на дом»;
3) Учебные материалы поступают к студенту в цифровом виде (не надо тратить деньги на покупку печатных материалов);
К отрицательным моментам дистанционного обучения относят следующие:
1) Возможна плохая связь (но этот недостаток со временем устраняется с развитием новых устройств и сетевых технологий);
2) Отсутствие необходимого психологического настроя ученика на урок.
3) Отсутствует естественный контакт с учителем на уроке.
При этом отмечается, что с развитием Интернет первый и третий недостаток уходит и компенсируется большим количеством положительных сторон дистанционного обучения.

Литература:
1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2007. – 342 с.
2. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.
Категория: ДО, как новый формат образовательной деятельности | Добавил: irina2015 (06.12.2015) | Автор: Макарова Ирина Геннадьевна E
Просмотров: 366 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Ирина Геннадьевна,данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в IV Всероссийской научно-методической конференции«Мультимедиа технологии в современном образовании». 
Причина: низкий процент уникальности текста.
http://ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/
ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/text/t5_2.htm 64%
ido.tsu.ru/other_res/ep/do_umk/text/tema2_1c.htm 20%
ido.tsu.ru/other_res/ep/do_umk/text/vvedg.htm 18%
ido.tsu.ru/ss/?unit=223&page=648 17%
ido.tsu.ru/ss/?unit=216&page=630

Тех. эксперт С.В. Митрохина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]