Пятница, 24.11.2017, 15:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО, как новый формат образовательной деятельности

Использование дистанционных курсов в обучении школьников как возможность повышения эффективности обучения
В современном мире все больший поток информации обрушивается на человека. Основной задачей школы становится формирование умения у учащихся обрабатывать, анализировать и синтезировать информацию. А задача учителя «не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью не пригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать» (доктор психологических наук Г.А. Цукерман).
Повышение эффективности обучения можно добиться за счет использования в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Причем использование ИКТ в первую очередь должно быть нацелено на социальный конструктивизм, который представляет собой личное построение новых знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром. Знания у ученика будут устойчивыми, если они базируются на уже имеющихся и их удается успешно применять в разноплановых жизненных ситуациях. При обучении важен не объем потока информации, а форма, в которой она подается и практическая значимость.
Максимальный же результат обучения достигается в том случае, если в процессе обучения ребенок что-то формирует или производит для других. Социальный конструктивизм подразумевает те же идеи, но на уровне учебных групп.
Данные идеи как раз и подразумевает Стандарта второго поколения общего образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
• Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
• Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
При использовании педагогики социального конструктивизма (Social constructionist pedagogy) прогнозируем рост эффективности образования.
Деятельностный подход – это подход, при котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Данный подход в наибольшей степени отражен в педагогике социального конструктивизма.
Одним из способов реализации такого подхода в образовании является разработка и использование дистанционных учебных курсов. При решении задачи разработки дистанционного курса перед учителем возникают две проблемы: техническая (на базе чего формировать курс) и содержательная (наполнение курса теоретико-практическими материалами, организация взаимодействия учитель-ученик в рамках курса).
В качестве решения технической проблемы можно предложить систему управления обучения Moodle. На ряду с аналогичными системами дистанционного обучения (Claroline, Dokeos, ATutor, ILIAS, SAKAI, LAMS, OLAT, OpenACS, LRN, COSE, LON-CAPA, ELEDGE, Colloquia, Open LMS, The Manhattan Virtual Classroom, Dodebo LMS, Acollab) Moodle выгодно выделяется тем, что в его основе лежат принципы, выдвинутые в работах Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Эрнста фон Глазерфельда.
Martin Dougiamas сформулировал 5 основных принципов, положенных в основу системы дистанционного обучения Moodle, объединив их под общим названием «социальный конструкционизм».
1. В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками. Учитель не только выступает в роли источника знаний, но и направляет учеников на самостоятельный путь поиска информации. Это делает учебную ситуацию открытой для всех участников учебного процесса. Технически это может быть реализовано средствами wiki, форумов, глоссариев, баз данных, семинаров, вебинаров, блогов, личных сообщений, которые позволяют принимать активное участие участникам образовательного процесса в наполнении курса.
2. Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим людям. Деятельностный подход в обучении позволяет получить максимальную пользу. Moodle предоставляет широкий набор инструментов для его реализации.
3. Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью коллег. Возможность видеть результаты работы других участников учебного процесса позволяет формировать необходимые активности.
4. Понимание других людей дает возможность учить их более индивидуально. При проектировании курса важно учитывать то, что каждый учащийся должен иметь возможность для самореализации и самопрезентации, анализа информации о нем и его активности в системе.
5. Учебная среда должна быть гибкой, предоставлять участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей. Учитель должен иметь возможность быстро и просто реагировать на внешние факторы, корректировать сроки, элементы курса.
На основе вышеперечисленных принципов в Moodle можно строить эффективные учебные курсы, реализующие вариативность представления информации, интерактивность обучения, многократное повторение изучаемого материала, структурирование контента и его модульность, создание постоянно активной справочной системы, самоконтроль учебных действий, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, конфиденциальность обучения, соответствие принципам успешного обучения.
Эффективность обучения средствами Moodle, базируется на основе успешного обучения. Качественный дистанционный курс дает возможность формирования у учащихся системы научных знаний, влияющих на развитие смыслового чтения и работы с текстом, характера их мыслительной деятельности. Подготовленный учителем-практиком курс должен содержать системные научные знания и соответствующую терминологию. Четкое представление цели обучения необходимо учителю для формирования структуры курса, его наполнения, формирования всего комплекса универсальных учебных действий у учащегося. Системность изложения курса позволяет учащимся овладеть материалами курса на уровнях отражения, понимания и усвоения. Это требует последовательного изложения теоретического материала по схеме:
• установление объекта и предмета научной теории,
• изложение ее оснований и раскрытие инструментария,
• объяснение следствий теории и границ ее применения,
• кроме того, учащихся необходимо знакомить с историческими аспектами предлагаемых знаний.
Учебный материал в дистанционном курсе подается с опорой на преемственность и последовательно в нем создаются необходимые предпосылки для успешного освоения. Отбирая материал для курса, учитель составляет его таким образом, чтобы он был доступным для понимания учащимися с учетом их возрастных особенностей и требующий постоянной активной мыслительной деятельности. Повышение эффективности обучения так же происходит за счет индивидуализации обучения, поиска и использования форм и методов работы с учетом индивидуальных способностей каждого для достижения цели обучения. В этом случае постоянно отслеживается и учитывается мотивация учащихся и используется как основа для формирования активного отношения к действительности.
Таким образом, можно сказать, что рост эффективности обучения на современном этапе развития образовательной среды на прямую зависит от формирования учителем-предметником качественного дистанционного курса, созданного в рамках педагогики социального конструктивизма, с учетом индивидуального и деятельностного подходов.
Категория: ДО, как новый формат образовательной деятельности | Добавил: qwen (19.06.2012) | Автор: Королева Ольга Владимировна E
Просмотров: 785 | Теги: дистанционное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]