Четверг, 23.11.2017, 21:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО, как новый формат образовательной деятельности

"Индивидуальный образовательный маршрут»
Тема: "Индивидуальный образовательный маршрут».

Тема: "Индивидуальный образовательный маршрут».

-Актуальность

Каждый ребёнок  - личность. Дети по интеллектуальным способностям разные. Задача учителя – повысить мотивацию деятельности учащихся на уроке, помочь ученику постичь азы предмета и, в конечном итоге, повысить качество обучения. 

- Цель разработки, ожидаемый результат.

Данная работа предназначена для учителей химии. Её цель - показать схему проведения уроков, посвящённых как изучению новой темы, так и обобщению и систематизации полученных знаний. Раскрыть суть работы блога «Мир Химии» как инструмента интерактивной консультационной связи ученика с учителем.

-Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы).

Наличие дидактического материала к урокам, техническая оснащенность кабинета (мультимедиа), создание и ведение блога.

- Описание технологии реализации.

Современные дети 21 века отличаются от детей 20 века. Прежде всего тем, что они живут в мире информационной культуры. Ребята чаще ставят для себя вопрос: «А где мне пригодится это в жизни?» Если работать по старинке, то данный предмет просто–напросто будет неинтересен ученикам. Они будут не учиться, а «отбывать» урок. Поэтому именно учитель должен заинтересовать ребёнка и привить ему желание учиться. Ученики под руководством учителя осваивают навыки работы с различными источниками информации, учатся применять их в жизни. Повышение мотивации приводит к повышению качества знаний.

Индивидуальное обучение можно проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, уроки обобщения проводятся по технологии развития критического мышления (ТРКМ), а уроки изучения нового материала проходят в контексте новостей. Именно по данным типам учебного занятия проводятся медиа-уроки. В них заложен дифференцированный материал, где на основе текстовой информации ученик выделяет приемлемое для себя задание и выполняет его.

Развитие критического мышления обусловлено необходимостью приобретения школьниками навыков работы с большим объемом информации, что востребовано на современном этапе развития общества, а также развитием критического отношения к информации на основе научно обоснованных суждений. Курс химии имеет потенциал для реализации идей медиаобразования. Благодаря интенсивному развитию химии на основе математических расчетов происходит развитие цивилизации, изменяется жизнь человека.

На каком этапе урока идёт развитие индивидуальных способностей обучающегося?

На всех этапах урока ученики учатся выступать перед аудиторией (владеть своим голосом, мимикой, следить за правильностью речевых оборотов, умению вести диалог, аргументировать свою точку зрения) – коммуникативная компетентность, а учитель создаёт ситуации выбора и успеха.

Например, урок «Соли аммония» - урок изучения нового материала - построен в контексте новостей. В начале урока (Стадия – «Вызов») учащимся предлагается посмотреть фрагмент фильма «Хлеб, которым нас убивают» (http://www.youtube.com/watch?v=Z86350AfMGU). Учащиеся высказывают свои мысли по просмотру кинофрагмента, предлагают цель урока. На стадии  «Осмысление» ученикам выдаются медиа-листы, организуется работа в парах. Ребята, согласно выданному тексту, знакомятся с предложенной информацией, составляют уравнения химических реакций, решают расчётные задачи. Именно на этой стадии им предлагаются задания дифференцированного характера. Фрагменты заданий см в Приложении.


Из перечня заданий каждый выбирает объём и уровень сложности работы, который ему будет по силам. Правильно выполненные ответы фиксируются на доске. Ученики всегда могут задать вопрос, если им не понятно что-либо.

На стадии «Рефлексия» предлагается посмотреть опыт «Знакомый запах нашатырного спирта». После просмотра ученики составляют инструкцию по проведению опыта, указывают пункты по выполнению Техники безопасности, делают вывод о качественной реакции на ион аммония, затем зачитывают заполненную инструкцию. Сначала идёт опрос сильных учащихся, затем - более слабых. Внимательно слушая многократное повторение текста, слабые ученики лучше усваивают тему. Для уроков изучения нового материала мною заготавливаются листы на печатной основе, которые в ходе активной лекции заполняются учениками коллективно.  Приложение 1.doc

                Вот некоторые высказывания «сильных и слабых» учеников 8-х – 11-х классов по поводу проведения уроков по новой технологии:

«Побольше бы таких уроков!» – урок по теме «Полимеры»  - 11 класс

«Я сегодня столько узнал(а) нового, сколько не узнала бы за 5 лет!» – урок «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»  - 11 класс – «Хронология открытий человечества»

«Сегодня мои знания стали очень чёткими» – урок по теме «Бензол» -10 класс,

«Так здорово запоминаю материал, когда работаю в медиа-тетради!»  – урок в 9 классе по теме «Алюминий», в 10 классе – по теме «Спирты»,

«Спасибо за урок!» - 9 класс, тема «Сера и её соединения».

 Особенно приятно слышать такие комментарии из уст «слабых учащихся».

Таким образом, ребята отмечают, что медиа-уроки не только интересны, а предлагаемый материал носит познавательный характер, но и знания становятся более чёткими и последовательными. Несомненно, навыки работы с информацией СМИ, полученные на медиа-уроках, помогут ученикам в их дальнейшей жизни. Грамотно разработанный медиа-урок работает избирательно на каждого ученика, так как в медиа-тетрадях (на основе информации или видеосюжетов) есть дифференцированные задания.

При проведении уроков в стиле медиа образования каждый учащийся раскрепощается, учится мыслить, трансформирует полученную информацию в знаковую систему. Однако есть учащиеся, которые в недостаточной мере поняли тот или иной вопрос, или пропустили несколько уроков, или наоборот идут с опережением. Исходя из этого мною был создан блог «Мир Химии» http://chemteachernm.blogspot.com/, который размещён на сайте Google,  Вlogger. Блог рассчитан  как на сильных учащихся, так и слабых, то есть предназначен для индивидуальной работы с каждым учеником – это и есть дистанционное обучение. Данный блог включает в себя следующие рубрики:

-8 класс,

-9 класс,

-10 класс,

-11 класс,

- ЕГЭ,

- ГИА,

-подготовка к олимпиаде,

-для учащихся 8а класса и их родителей (являюсь классным руководителем). В этом разделе показываю значимые события школьной жизни класса.

Обратная связь с учащимися осуществляется через электронную почту, адрес которой указан в блоге. На вопросы учащихся отвечаю своевременно. Посещаемость блога показывается автоматически.

Каждая рубрика блога постоянно обновляется. В нём размещаются  дополнительные материалы повышенной сложности (для сильных учащихся), даются ссылки на электронные учебники, в рубриках (по классам) вставлены видеофильмы (опыты или информационная часть). Таким образом, учащиеся могут просмотреть опыты или разбор каких – либо заданий через блог. Случаются моменты, когда ученики просят ещё раз рассказать о наиболее трудном вопросе, тогда приходится помещать востребованный материал в заголовке «Для тех, кто не понял».

При текущем контроле знаний (тестированные задания – с выбором одного ответа) ученикам задаются вопросы, а в следующей графе «примечание» помещены пункты:

-чётко понимаю;

- понимаю не всё (указать с какого момента не понимаю).

-выполнил наугад;

- не знаю.

После проверки таких заданий, в частности сносок, конструирую таблицу в Эксель. (см. Приложение)

В таблице суммируются все плюсы. Таким образом, можно увидеть реальную картину усвоенного вопроса или темы.

После этого создаю индивидуальный образовательный маршрут трудного вопроса для слабого ученика.

Образовательный маршрут:

1.Прочитай в блоге рубрику «Для тех, кто не понял». (просмотр трудного вопроса).

2.Выполни карточку «Я учусь» (Выполнение в точности такого же задания, что и блоге).

3.Открой карточку «Моё задание». (Предлагается выполнить 3-х уровневое задание).

4. Изучи карточку «Выполненное задание». (В данной карточке записано правильное задание).

5. Задай вопрос по электронной почте, если что-то не понятно.


Например, ученик 8 класса не умеет расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, рассмотрим его индивидуальный образовательный маршрут. (Ученик получает алгоритм своих действий).
ФИО ученика________________________

Класс._____________________________

В рубрике своего класса внимательно прочитай пункт «Для тех, кто не понял».

Помни о правильности записи уравнения (солей, кислот, оснований - смотри таблицу растворимости! – заряды ионов, оксидов – помни, что О (кислород) в соединении имеет степень окисления -2).

Выполни задания карточки: «Я учусь».  (В такой карточке по ступеням даётся

задание, что и в блоге, ученик ещё раз вдумчиво разбирает вопрос). Например,

Дана схема уравнения: Н2О2       Н2О + О2

1.Посчитайте сколько атомов О до и после реакции.

2.Вы видите, что до реакции 2 атома О, а после реакции - 3 атома О. По закону действия масс, наше уравнение написано не правильно.

*Где нечётное число атомов перед формулой ставим 2.*

В нашем случае нечётное число атомов в молекуле Н2О, именно нечётное число атомов О, следовательно ставим перед Н2О - коэффициент -2.

Н2О2= 2Н2О + О2, теперь считаем О - после реакции (2+2=4), а до реакции О - 2 атома, значит перед Н2О2 ставим -2.

2Н2О2= 2Н2О + О2

Считаем Н до и после реакции - количество равно - 4 атома до и 4 атома после реакции. Таким образом, уравнение уравнено. Затем даётся пример схемы уравнения сложнее.

Выполни задания карточки: «Моё задание».

Расставьте коэффициенты в схемах следующих уравнений:

А) Р + О2 → Р2О5

Б) Ва + О2 → оксид бария

В) хлорид меди (II) + гидроксид калия =

4. Изучи карточку «Выполненное задание». (В такой карточке записаны правильные ответы)

А) 4Р + 5О2 = 2Р2О5

Б) 2Ва + О2 = 2ВаО

В) CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KCl

5. Выход на блог, электронная почта, сообщение для учителя.

Ученик через электронную почту сообщает: правильно ли он выполнил задание, указывает, что не понял, отсюда видно, на что учителю нужно обратить внимание при объяснении вопроса.

Задания контрольных работ также носят дифференцированный характер: ученикам предлагается 3 уровня (УМК О.С. Габриелян).

Обучающиеся работают и с электронно-образовательными ресурсами. По их просьбе на флэш–носителях передаю необходимые модули ЭОР, которые носят информационный, практический (виртуальная лаборатория, построение молекул, тренажёры) и контролирующий характер, предварительно ученики устанавливают на компьютер проигрыватель - OMS. Данные ЭОР скачиваю с сайтов: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ и http://fcior.edu.ru/card/3675/reakcii-soedineniya.html.

Если в классе есть дети, у которых нет связи с Интернетом, то им раздаются индивидуальные образовательные маршруты на печатных носителях.


Работа с сильными учениками.

Работа с сильными учениками, заинтересованными в получении дополнительных знаний, осуществляется через рубрику блога «Подготовка к олимпиаде», где даются ссылки на задания, а затем рассматривается разбор заданий. Кроме того, много времени уделяется внеурочной работе. Также стараюсь на уроке давать задания, в которых учащиеся самостоятельно находят ответы на проблемные вопросы, а затем создают по данной теме – учебное портфолио.

Организация учебного портфолио.

Например, при изучении темы «Виды химической связи» (8 класс) учащимся было дано задание: определить вид химической связи, составить схему образования связи в формулах следующих соединений: Н2О, ВаCl2, NO. Один из учеников задал вопрос: «Как распределяются электроны атома азота в молекуле NO (оксида азота - II)? У атома О (кислорода) – 2 неспаренных электрона, у атома N (азота) – 3. Образуется двойная связь и 1 неспаренный электрон в остатке. Кислород получил «заветные» 8 электронов, а у атома азота -7. Почему образовалась такая нестандартная молекула с незавершённым электронным слоем?» Перед учеником встала задача, впоследствии он успешно решил её, переработав огромное количество литературы. Ученик не только ответил самостоятельно на данный вопрос, который вызвал у него трудность, но и привёл свои примеры некоторых соединений. Оттолкнувшись от вопроса, который его первоначально поставил в тупик, учащийся подошел к теме «Свободные радикалы», обосновал их влияние на организм человека. Несомненно, можно так работать с талантливыми учениками, которые через собственное учебное портфолио будут с увлечением заниматься решением какого-либо вопроса.

Перспективы работы.

Разработка уроков по изучению нового материала с использованием медиаресурсов.

Разработка системы мониторинга достижений школьников, обусловленных введением в практику преподавания медиа-уроков.

Продолжение работы по ведению дистанционного обучения.

Каков результат?

1.Повышается качество обучения, развиваются способности каждого учащегося при работе с большими объёмами информации.

2. На основе использования актуальной информации СМИ возрос интерес к предмету. У ребят развивается самостоятельность, воспитывается осознание необходимости саморазвития и самообразования в течение всей жизни.

На основе синтеза новой технологии – ТРКМ и работы блога «Мир Химии» у учащихся возрос интерес к предмету, ученики в прошлом году – 2011 и в 2012 (февраль) - на городской научно-практической конференции заняли 1 и 2- е места при защите своих проектов. Приложение 2.pptx

- Мой опыт уже внедряется.

 Он основывается на информации, полученной на курсах повышения квалификации для учителей химии (сентябрь – декабрь 2011г) по программе «Химия» в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования под руководством Сажневой Татьяны Владимировны.

На данных курсах познакомилась с технологией развития критического мышления, которую нам объяснила и вместе с этим подарила «заряд энергии»  Нечитайлова Елена Викторовна - творческий учитель. В настоящее время я работаю в тесном сотрудничестве с Еленой Викторовной в рамках проекта по апробации медиа-уроков, в котором принимают участие 19 учителей химии из 11 регионов страны (Ростовская, Волгоградская, Тверская, Нижегородская, Владимирская области, г. Санкт-Петербург, г. Грозный и другие). Использование данной технологии для меня явилось новой формой деятельности. После проведения уроков по изучению новой темы, а также обобщающих уроков учащиеся лучше справляются с контрольными работами. При использовании данной технологии ребята узнают очень много нового и интересного, вырабатывается серьёзное отношение к поиску и отбору полученной информации, взаимоотношения учащихся становятся лучше, а работа учителя по такой технологии помогает ученикам выполнять дифференцированные задания. Учителю важно научить ребёнка ориентироваться в потоке информации. Медиа- уроки разрабатываются таким образом, чтобы каждый ученик развивал свои способности.

А индивидуальный образовательный маршрут, выполненный учеником, есть  показатель его качества труда.



Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/7446fe02cc019a8f2ae47347b73cfd351/LitvinovaNM.zip.html
Категория: ДО, как новый формат образовательной деятельности | Добавил: natalie_21_vek (19.06.2012) | Автор: Литвинова Наталья Михайловна E
Просмотров: 2590 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 3
3  
Нормально. Вполне читаемая вещь. Применимая не только в школе, но и в лицее, техникуме и т.д.

2  
Мне очень понравилось. Спасибо.

1  
Очень толковая статья. Учитывая сложность восприятия учениками такого предмета, как химия, особенно органическая, такой виртуальный "репетитор" просто необходим.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]