Пятница, 26.04.2024, 11:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО для детей с ограниченными возможностями

Использование возможностей ИКТ в индивидуальном обучении детей-инвалидов.
Использование возможностей ИКТ в индивидуальном обучении детей-инвалидов.
Дрофа Елена Владимировна, (e-mail: lena_drofa@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 (МОБУ СОШ №23), город Таганрог
Важнейшие задачи образования – формирование духовности, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к
самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Одной из основных идей президентской инициативы «Наша новая школа» является идея инклюзивного образования, суть которой в создании условий для достойного обучения детей-инвалидов. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники, могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Это касается и детей с ограниченными возможностями.
Проблема обучения детей-инвалидов приобретает социальную значимость. Понимаем, что ребёнок, будучи инвалидом должен иметь возможность обучаться в школе, с коллективом. Но порою, увы, дети лишены возможности посещать школу по медицинским показаниям. Именно тогда, помогают возможности ИКТ и дистанционные формы обучения.
Уже несколько лет я веду индивидуальные занятия с пятью учащимися школы, которые в силу своих физических недостатков не могут посещать образовательное учреждение. Самым сложным считаю не то, что приходится проводить уроки на дому, а то, что хочется организовать полноценный образовательный процесс для отдельно взятого ребёнка, обделённого полноценной жизнью. Время, которое отводится на изучение предметов по индивидуальным программам, недостаточно для полноценного изучения программного материала и взаимодействия с учениками. Для решения этой проблемы я попробовала использовать возможности ИКТ в работе с такими учениками.
Наиболее эффективной формой обучения детей с ограниченными возможностями, на мой взгляд, является электронное дистанционное обучение. Выкладка материалов на сайте школы, рассылка индивидуальных заданий через почтовый ящик позволяет учащемуся получать и брать нужную информацию, задания, тестовые работы, помогает систематически взаимодействовать с учителем. Изучая курс обществознания в 11 класс, по разделу «Роль экономики в жизни общества», на сайте школы, на странице «Личный кабинет учителя» размещены материалы уроков, презентации учителя и учащихся, тестирования в форме ЕГЭ, индивидуальные задания. Учащийся, находящийся на индивидуальном обучении может пользоваться всеми ресурсами, или брать необходимые для усвоения и контроля материалы. Оценивание индивидуальное, позволяет только ему знать свои результаты.
Учащийся имеет возможность на уроке послушать объяснение материала, при выполнении домашнего задания, если возникают вопросы, задать учителю и получить ответ, через почтовый ящик. Если учащегося заинтересовала новая тема урока и он хочет получить дополнительный материал, учитель может дать ссылку на ресурс сети Интернет, где учащийся может получить нужную информацию. Порой, учащийся находит интересный материал и предлагает его учителю для обсуждения или для работы.
Размещение информации и размышлений учителя в блоге, также позволяет информировать ребят, раскрывать новые страницы, получать интересную информацию, выходящую за пределы школьной программы и школьного учебника. Обратная связь осуществляется через блог и почтовый ящик, где ребята могут задать вопрос, узнать оценку за выполненную работу, представить материал проектной работы для изучения учителем. Изучая проблемы взаимоотношений между людьми, учащимся предлагается познакомиться с притчами, размещённые в блоге учителя. На уроке, эти притчи обсуждаются, что позволяет лучше усвоить материал, поразмышлять и понять народную мудрость.
Тестовая система обучения и контроля, рассылка индивидуальных заданий через почтовый ящик особенно хороша в работе с детьми- инвалидами, так как снимает психологическое напряжение школьников, помогает осуществить индивидуальное обучение, позволяет интенсифицировать процесс обучения и организовать постоянное сетевое взаимодействие учителя и ученика. Возможность использования сети Интернет в учебной и проектной деятельности расширили мои возможности.
Изучая обязательный учебный материал на занятиях, стараюсь расширить кругозор ребят-инвалидов и предлагаю выполнить индивидуальные или групповые (через Skype в сети Интернет) задания. Стараюсь активно использовать такие формы работы, как скайп-конференция, вебинар. Здесь могут принимать участие учитель и ученик, также к работе можно привлекать несколько одноклассников для обсуждения насущной проблемы. Например, мы с ребятами проводили такую скайп-конференцию с участием учащегося, находящегося на индивидуальном обучении по теме «Россия в первой мировой войне». Учащимся было предложено сопоставить различные источники, найти альтернативные варианты решения поставленных проблем, оценить свою работу и работу одноклассников. Такая форма работы позволила не только использовать ИКТ на уроке, но и реализовать идею инклюзивного образования. Так как все участники взаимодействовали друг с другом, чувствовали себя одним коллективом, независимо от того, где они находились: дома или в классе.
Внедрение исследовательских технологий на уроках помогло мне понять, что овладение ключевыми компетентностями может осуществиться, прежде всего, через реализацию деятельностного подхода. А значит, необходимо, чтобы учащиеся сначала с моей помощью, а затем и самостоятельно создавали собственные исследования, работали над оригинальными творческими проектами. Ребята, с ограниченными возможностями не исключение. Использование информационных технологий с такими ребятами становится своеобразным выходом и позволяет им принимать участие в конкурсах, дистанционных олимпиадах, проектах. Международный предметный чемпионат проходит в течении всего учебного года по разным предметным дисциплинам и участие ребят в нём, позволяет не только показать знания, получить сертификат или диплом победителя, но и повысить свою самооценку и почувствовать успешным.
Информационные технологии позволяют сделать более ярким, реалистичным и актуальным, приближенным к жизни процесс обучения для ребят, находящихся на индивидуальном обучении. Наверное, поэтому самыми значимыми для меня стали слова моего ученика, ребёнка-инвалида, Коли Скляренко: «Спасибо, Елена Владимировна, за то, что учите меня учиться, общаться, жить».
Категория: ДО для детей с ограниченными возможностями | Добавил: lena_drofa (07.11.2011) | Автор: Дрофа Елена Владимировна E
Просмотров: 2574 | Теги: дистанционное обучение., ИКТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]