Вторник, 23.04.2024, 14:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО для детей с ограниченными возможностями

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, с использованием дистанционных технологий
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, с использованием дистанционных технологий.
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе
Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. В процессе дистанционного обучения необходимо сформировать систему внеурочной деятельности обучающихся, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения и целями и задачами информатизации образования, выявить основные направления содержания этого вида деятельности на основе применения информационных и коммуникационных технологий.
На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
• удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;
• формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
• подготовка личности «информационного общества»;
В соответствии с сформулированными целями, определим основные задачи внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:
• организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
• организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
• развитие информационных ресурсов образовательного учреждения внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий. К ним относятся:
• Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
• Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
• Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
• Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
• Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
• Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
• Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
• Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
• Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности обучающихся можно отнести следующие особенности:
• социальная направленность применения информационных технологий;
• актуальность изучаемых разделов по предметам и программам;
• интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по предметам
ВИДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определены виды внеурочной деятельности:
1- игровая,
2- познавательная;
3- проблемно-ценностное общение,
4- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5- художественное творчество,
6- социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность); 7 - трудовая (производственная) деятельность;
8 - спортивно-оздоровительная деятельность;
9 - туристско-краеведческая деятельность.
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочную деятельность включает: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
В связи с этим, одним из основным направлением своей педагогической деятельности считается развитие творческих способностей, критического мышления обучающихся посредством использования дистанционных форм обучения.
Актуальность применения данной технологии обусловлена тем, что без ее использования не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. Проведение мероприятий в дистанционном режиме дает равные возможности школьникам в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование, наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности.
Кроме того внеурочной деятельности обучающихся свойственны основные черты. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:
• целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
• свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;
• реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
• особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
• возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;
• реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);


НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность организуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, духовно-нравственное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность, лекционно-образовательная деятельность. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Проведя анкетирование обучающихся, можно выявить направления содержания внеурочной деятельности, которые были бы интересны определенному кругу обучающихся.
Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для определения модели внеурочной деятельности проводится следующая работа:
1. Анализ имеющихся условий (помещения, материально–технические условия, кадры)
2. Знакомство педагогов и родителей с требованиями к организации внеурочной деятельности (информационное совещание, заседание Совета Школы, родительское собрание, где проведено анкетирование родителей с целью выявления интересов и потребностей детей
3. Выбор направлений внеурочной деятельности (в соответствии с потребностями детей и родителей).
4. Определение кадрового состава для реализации внеурочной деятельности.
5. Определение видов внеурочной деятельности и форм работы для достижения воспитательных результатов первого уровня.
6. Методическая поддержка в написании рабочих программ внеурочной деятельности.
7. Создание модели и примерного расписания внеурочной деятельности.

В разработанной нами модели организации внеурочной деятельности ЦДО Кемеровской области каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе «Внеурочная деятельность» направлений. Эта модель имеет положительный момент. Пройдя через все направления, ребенок сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.
Особое место во внеурочной деятельности занимает проектная деятельность. Она может быть включена в каждое из направлений, а может быть выделена как самостоятельная программа. Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. У детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Итак, система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности
Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Их арсенал должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся.
Внеурочная деятельность может проводиться учителями начальных классов, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей и другими.
Механизмы взаимодействия могут быть различными.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для оптимизации организации внеурочной деятельности организована консультативно-методическая поддержка учителей. Детям-инвалидам и их родителям предоставлена возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением процесса внеурочной деятельности. Виды и формы этого процесса обучающихся варьируются в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
Все перечисленное просто необходимо для того, чтобы дети с ограниченными возможностями получили весь спектр полноценного как образовательного обучения, так и воспитательного процесса обучения.
Многое зависит от качества подготовленного учебно-методического материала, и от искусства и опыта учителя. Этому необходимо учиться постоянно, корректировать различные программы в зависимости от формы заболевания ребенка.
Говоря о детях с ограниченными возможностями, ограниченными в общении, и желающими его, необходимо для них организовывать внеурочное дистанционное общение с учителем или такими же ребятами, создавая форумы по интересам, проводить дистанционные викторины, соревнования, игры, олимпиады, конференции, конкурсы, организовывать чат-общение и др. Это очень важная проблема, так как большинство обучающихся детей-инвалидов не имеют культуры работы в форумах, в конкурсах и в связи с заниженной самооценкой или запущенностью по предмету не стремятся участвовать в предложенных мероприятиях. Многие дети в силу заболеваний не имеют возможности посещать различные кружки, секции, не имеют возможности полноценного общения. Выполняя другую задачу проекта-социализацию детей с ОВЗ, в регионе разработаны и постепенно внедряются программы дополнительного образования.
Практически все наши сетевые учителя помимо курсов общего образования, занимаются расширением кругозора учащихся, углублением знаний, используя как региональные разработки допобразования, так и разработки наших коллег ЦДО Кемеровской области.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.
Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, на сайте ЦДО Кемеровской области, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Помимо учебного процесса специалисты ЦДО Кемеровской области ведут разнообразную внеклассную работу, в том числе на основе дистанционных технологий, предоставляя детям возможность принимать участие в мероприятиях центра независимо от места жительства. Организация внеклассной работы в центре имеет огромное значение для формирования единого коллектива детей и учителей. Свою задачу мы видим в том, чтобы преодолеть, насколько это возможно, с учётом состояния здоровья детей и их места жительства ограничения в общении, творческой самореализации учащихся, активизировать деятельность детей и родителей, расширять круг их интересов.
Новыми направлениями организации внеурочной деятельности работы и дополнительного образования являются дистанционные мероприятия, которые методисты ЦДО Кемеровской области, совместно с педагогами образовательных учреждений предлагают детям и реализуют непосредственно на сайте ЦДО Кемеровской области .
В соответствии с годовым планом на сайте ЦДО Кемеровской области проводится много различных дистанционных конкурсов, викторин, олимпиад и т.д. Все обучающиеся, независимо от возрастных, психолого-физиологических ограничений принимают в них активное участие, каждый по своим способностям.
Сейчас участие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в общественной жизни, составляет около 65%, но это первые результаты!
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.
Таким образом, мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие. Большое внимание в центре уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.
Мы считаем, что все образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим.
Правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт свои положительные результаты и эффекты.
Категория: ДО для детей с ограниченными возможностями | Добавил: vladimirova (05.03.2013) | Автор: Владимирова Лариса Михайловна E
Просмотров: 2869 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 соловей  
Уважаемая Лариса Михайловна, Ваша работа допущена к участию в Конференции. 
Митрохина Светлана Вячеславовна, тех. эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]