Пятница, 17.11.2017, 22:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО для детей с ограниченными возможностями

Применение образовательных веб-квестов на дистанционных уроках географии
Информационные технологии в учебном процессе — неотъемлемая составляющая дистанционного образования. Известно, что Интернет не был создан специально для системы образования. Однако, «новые средства порождают новые виды деятельности и новые методы» [1, с.55]. Также Сеть соответствует основным требованиям дидактики, предъявляемым к техническим средствам обучения, что обосновано многими современными исследованиями. Следовательно, возникает необходимость раскрытия потенциала Интернет-ресурсов в образовании.
Интернет широко используется в учебном процессе для организации проектной деятельности учащихся. Значимость проектной деятельности, основанной на ресурсах Сети, подтверждена исследованиями ученых. А.В. Хуторский пишет: «Интернет-технологии существенно расширяют образовательные и коммуникативные возможности учащихся, а проектная форма занятий позволяет сориентировать их на продуктивность учебной деятельности» [2, с.45]. По утверждению Е.С. Полат, «практически любой проект обретает совершенно иные краски, если в процессе работы над ним используются материалы, заимствованные из Интернета» [3, с.18].
Одной из самых эффективных методик использования Интернет-ресурсов в рамках урока является методика веб-квестов (WebQuest), которая была разработана в 1995 году Б. Доджем профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) [4, с.102].
Э. Холат характеризует веб-квест как «модель обучения, в которой предусмотрено вовлечение обучаемых в деятельность, средством для выполнения которой служат ресурсы сети Интернет» [6, с.109]. Результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Выделяют два вида веб-квеста: кратковременные (разрабатываются для приобретения новых знаний) и долговременные (служат для расширения и усовершенствования знаний по теме) [5, с.109].
Независимо от продолжительности веб-квест имеет определенную структуру:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста (рис. 1).
- Главное задание, которое должно быть интересным и выполнимым. Задание формулируется учителем четко и понятно.
- Ход работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания, согласно своей роли. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу, должно быть хорошо прописано учителем в веб-квесте.
- Заключение или итоги, в котором учащиеся предоставляют общий отчет по выполнению данного проекта.
Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом:
На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся, чтобы ученик мог выбрать себе дело по душе и работать, сознавая необходимость решения поставленной проблемы. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде. Все члены команды тесно взаимодействуют друг с другом.
На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся, происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.
Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. Команда выдвигает человека, который будет защищать проект, либо защищают проект вместе. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение излагать свою точку зрения. В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что веб-квест представляет собой мини-проект, в процессе работы над которым учащиеся осваивают учебную информацию, полученную из Сети на основе рекомендаций и заданий учителя.
Итак, какие преимущества предоставляет данная методика для учебного процесса:
Во-первых, методика веб-квеста направлена на повышение мотивации учебной деятельности, что достигается через привлекательную для учащихся форму деятельности — работу в Сети.
Во-вторых, работа с веб-квестом предполагает постоянную активность учащихся в процессе освоения новых знаний или обобщения и расширения имеющегося объема учебного материала.
В-третьих, в результате педагогических исследований установлено, что «поскольку учащиеся действуют самостоятельно в пределах веб-квеста, то они легче запоминают информацию, потому как контролируют ее получение и интересуются ею» [4, с. 111].
В-четвертых, предлагая учащимся ориентиры в виде списка рекомендованных сайтов, учитель тем самым помогает учащимся рационально использовать свое время и избежать попадания, в поисках информации, на «вредные» сайты [4, с.114].
В-пятых, как было доказано учеными (К. Видони и С. Мэдакс), веб-квесты помогают развивать критическое мышление учащихся: веб-квесты учат учащихся формировать собственную точку зрения либо свое суждение о разных точках зрения; веб-квесты часто выполняются в групповой работе, что помогает учащимся осознать ответственность за свои действия перед группой; веб-квест призывает учащихся к постоянной самооценке, взаимооценке и контролю со стороны учителя, что, в свою очередь, также содействует развитию критического мышления [4, с. 111-112].
Таким образом, веб-квесты стали в последнее время не только модным увлечением, но и является достаточно эффективным средством обучения, и имеют множество преимуществ и положительных качеств, что способствует улучшению качества образования и повышению мотивации и заинтересованности к предмету у учащихся.

Список литературы
1. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе: монография / А.А. Журин. - М.: Саров: СГТ, - 2009. - 300с.
2. Хуторской А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты / А.В. Хуторской // Химия. Методика преподавания в школе. - 2001. - № 4. - С. 40-45
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 14-19.
4. Vidoni K. WebQuests / K. Vidoni, C. Maddux // Computers in the Schools, vol. 19, issue 1. - 2002. - P. 101-117.
Категория: ДО для детей с ограниченными возможностями | Добавил: stafeeva (14.03.2014) | Автор: Виктория E
Просмотров: 1187 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
Виктория Алексеевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.
С уважением, Е.Н. Сенникова, технический эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]