Четверг, 23.11.2017, 21:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Опыт внедрения ДО в образовательный процесс

Дистанционное обучение воспитанников, отъезжающих на соревнования
Дистанционное обучение воспитанников, отъезжающих на соревнования.
Химия – одна из интереснейших и практически значимых наук. Она изучает превращения, состав и строение, свойства и практическое использование веществ. При правильной организации процесса обучения она может доставить удовольствие каждому ребёнку. Учителю необходимо научить школьников самостоятельно изучить мир веществ и реакций, среди которых они живут и действуют. Ненавязчиво организуя и направляя личную инициативу обучаемых, нужно обеспечить реализацию их индивидуальных возможностей.
Совершенствование процесса среднего образования и отдельных его составляющих связано с информатизацией процесса обучения. Широкие возможности открывает использование технологии дистанционного обучения. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии.
В модернизации образования дистанционное обучение занимает всё большую роль. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.
Возможности дистанционного обучения безграничны и позволяют усваивать материал за счёт самостоятельного изучения, а также получать консультации учителя через Интернет.
Дистанционное образование (Distance education) – процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса. Это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Основу образовательного процесса дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Основное достоинство технологии дистанционного обучения - гибкость, позволяющая обучаемому самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность.
Для наших воспитанников это особо значимо из-за необходимости сочетания учебной деятельности и спортивной, связанной с интенсивным тренировочным процессом, значительным количеством учебно-тренировочных сборов и соревнований.
Наши воспитанники, уезжая на соревнования, получают индивидуальные задания на флешке или диске, а при возвращении в школу защищает свою работу. И воспитанник становится главной фигурой в процессе дистанционного обучения. Всё зависит именно от него: без его желания работать весь процесс не имеет смысла – никакая программа и никакой дистанционный педагог не научит ничему, если обучаемый не будет сам к этому стремиться.
Модель дистанционного образования, рассматривает обучение как информационно-образовательную среду, основанную на современных средствах передачи и хранения информации. В центре этой концепции стоит учитель не как интерпретатор знания, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка преподаваемого курса, консультирование учащихся по всем аспектам учебной деятельности. Дистанционное обучение не противопоставляется существующей в России системе образования и не является самостоятельной формой обучения, а предусматривает внедрение в образовательную практику новых технологий обучения.
Выделяют следующие виды технологий дистанционного обучения:
Кейс-технология. Создана одной из первых и наиболее распространена. В ней каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.
Internet-технология является наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного образования, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающихся, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей. Преподавательские методики могут совместно использоваться через связь с другими педагогами и быть интегрированы в учебный план.
При использовании Internet-технологии у учащихся появляется возможность:
- развивать технические навыки и умения, необходимые пользователям Internet для коммуникации и сбора информации;
- следить за развитием и изменениями новых информационных технологий;
- научиться синтезировать данные, приобретенные через Internet, в единое целое;
- использовать различные поисковые системы.
Видеотехнология представляет собой внедрение в информационное обеспечение учебного процесса видеолекций. Видеолекция проводится квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт с аудиторией на уровне "вопрос - ответ". Во время видеолекции студенты получают яркое эмоциональное впечатление. Достоинства видеолекций заключаются в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности других экранно-звуковых средств, обеспечивающих познавательную деятельность максимально широким чувствительным восприятием. Кроме того, видеотехника открывает широкий простор для использования этого средства в учебном процессе: применение в условиях незатемненного помещения, получение с помощью стопкадра статичного видеоизображения, простота повторного воспроизведения, дистанционное управление из любой точки аудитории, простота монтажа учебных видеозаписей.
Технология глоссарного обучения основана на координации, обобщении и запоминании основных понятий, терминов, явлений, персоналий. При самостоятельном освоении теоретического материала, выполнении курсовых заданий, написании рефератов студент обязательно составляет глоссарий. Глоссарный метод рассматривается как интеллектуальный процесс, связанный с активным гносеологическим поиском. Теоретические умения связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, переводить информацию из одной знаковой системы в другую. При работе над глоссарием развивается и ассоциативная память, когда отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Составление глоссария вносит существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей складывается их целостная картина - образ. Теоретический, практический, образный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения [2]. Работа над глоссарием помимо запоминания систематизации и воспроизведения способствует расширению коммуникативного опыта, обмену учебной информацией, выяснению различных проблемных вопросов, формирует устойчивый познавательный интерес, исследовательскую увлеченность. Глоссарный метод подразумевает адаптацию учебного процесса, привлечение учащегося к работе с источниками информации и его систематизации. Все вышеописанные технологии дистанционного обучения связаны с привлечением учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, их творческому применению на практике.
Г.И. Щукина, рассматривая проблему активизации познавательной деятельности обучаемых, указывает на необходимость целенаправленного воздействия на совместную учебно-познавательную деятельность обучаемого и обучающегося (взаимодействие), на побуждение потребности к преодолению инертности, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. Автор считает, что понятие "активизация познавательной деятельности" относится к деятельности преподавателя в учебном процессе, а понятие "активная познавательная деятельность" - к деятельности студента в дидактическом процессе [5].
Деятельности учителя отводится значительное место в технологиях дистанционного обучения. Его задача заключается в содействии наиболее полному погружению обучаемых в образовательную среду, формированию навыков самостоятельного познания и обеспечения интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных задач и ситуаций. Учитель должен способствовать активизации познавательной деятельности воспитанников.
Важнейшая задача преподавателя в процессе управления познавательной деятельностью - формирование у воспитанника мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Внимание воспитанника необходимо сконцентрировать на самостоятельном обучении. Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом дистанционной технологии. Самостоятельности в широком смысле, включая самоуправление, самоконтроль, самооценку, самоорганизацию, самомотивацию, уверенность в себе, в самореализации и др. Считается, что современного человека необходимо научить следующим вещам: уметь чувствовать, уметь мыслить (что наиболее трудно), уметь входить в контакт и взаимодействие с другими людьми, уметь добывать и использовать полученную информацию [4].
Учитель должен не только знать изучаемый материал, но и мастерски владеть им. Он должен умело охватить сразу весь объём модуля изучаемого предмета. Сконцентрировать внимание на основополагающих вопросах, дать наиболее приемлемые определения и выводы, которые в разных источниках формулируются по-разному, объяснить и увязать информацию, расположенную на различных носителях, суметь привлечь воспитанника к активной, творческой самостоятельной работе.
Вводная лекция является первым этапом самостоятельной познавательной деятельности по переработке источников информации. В процессе восприятия лекции воспитанник получает также указания и советы по организации внеурочной работы над изучаемой темой.
Основное в деятельности учителя - создание мотивационного настроя, подготовка учебно-методического обеспечения, осуществление непосредственного руководства и управления самостоятельной работой каждого воспитанника над учебным материалом. Для решения задачи обеспечения необходимого мотивационного настроя воспитанников, учитель прежде всего должен раскрыть (выявить, обосновать, классифицировать) цели изучения данной дисциплины, показать необходимость, полезность, значимость овладения данным составом специальных знаний и умений. По мнению А. А. Вербицкого, В. А. Кругликова [1], мотивация выступает одним из сложных механизмов соотношения внутренних и внешних факторов личностного поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности. Внешние и внутренние факторы различаются по степени мотивирующего влияния на воспитанников, при этом лишь последние непосредственно зависят от усилий учителя. Подобные занятия относятся к классу форм и методов активного обучения интенсивного типа - мотивационным играм, которые повышают качество подготовки воспитанников, способствуют формированию их творческой активности.
Развитию творческого мышления способствует:
• создание проблемных ситуаций, требующих принятия самостоятельных решений;
• поиск нестандартных приемов в решении конкретных задач;
• применение результатов педагогического опыта в новых условиях.
В условиях обучения по дистанционной технологии воспитанники имеют доступ к различным источникам информации, и важно помочь каждому из них составить образовательный набор, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям. Поэтому важны ранняя дифференциация обучения, связанная с традиционными образовательными структурами, и выход на индивидуальное обучение с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам.
К средствам обучения, используемым в технологии дистанционного обучения, относятся:
• принтерный учебник, рассчитанный на самостоятельное обучение и содержащий кроме методических материалов глоссарий, научный обзор учебного материала, перечень умений и упражнения по их алгоритмическому заучиванию;
• видеолекция, подающая учебный материал в динамике и с использованием слухового и зрительного каналов восприятия информации, а также аудиолекция, усиливающая усвоение материала с помощью эмоционального воздействия на слушателя (обзорное обучение);
• настенные учебные материалы коридорного и кабинетного типа;
• активные семинары в виде дискуссий, "круглых столов", ролевых игр, деловых игр и других игровых форм, имитирующих различные игровые и профессиональные ситуации и предполагающих активное предъявление и использование знаний и умений каждым обучающимся;
• проблемные лекции, способствующие развитию познавательной активностивоспитанников;
• контрольные работы, письменные и устные (в записи на аудио- и видеокассетах);
• стандартные тесты по каждому разделу в виде вопросов, охватывающих весь учебный материал раздела дисциплины с ответами в форме выбора альтернатив;
• компьютерные обучающие программы и тесты по учебной дисциплине или ее части, определяющие уровень знаний обучающихся по каждой дидактической единице и дающие обучающемуся и преподавателю целостную картину знаний в определенной области.
На начальном этапе обучения используется кейс-технология. Каждый воспитанник при отъезде получает набор пособий по модулям изучаемой дисциплины, который содержит:
• основные сведения по изучаемому предмету;
• указатель основной и рекомендуемой литературы;
• методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по пройденному материалу;
• домашнее задание, которое сводится к логическому упорядочению усвоенной воспитанником информации и компактному её представлению в виде схем, логических игр;
• вопросы для самопроверки.
Такая структура информации делает материал доступным для самостоятельного изучения воспитанника. Важную роль играет приём погружения в учебную среду, который предполагает постоянное использование различных дидактических средств (настенные плакаты, таблицы, схемы, звуковой фон и т. д.). Обзорное обучение предполагает устное и визуальное доведение до каждого воспитанника обзоров-обобщений по модулю. Развивающий тренинг как технологический прием, предназначается для формирования умений и навыков самостоятельного познания. Для закрепления изученного материала наиболее эффективно использование видеозаписей. Видеокассеты можно использовать как для коллективного, так и для индивидуального просмотра, стимулируя эмоциональное восприятие учебных сообщений.
С помощью обучающих компьютерных программ происходит тренировка различных умений и тем самым индивидуальное усвоение обучаемыми алгоритмов различных действий. В качестве средств тотального контроля знаний выступают тесты.
Заключение.
Использовать или нет информационные технологии в процессе обучения?
Вопрос уже так не стоит. «Использовать!» - отвечает сама жизнь. Не секрет, что наши ученики знают и владеют навыками работы с ПК лучше, чем многие из нас. При большом потоке информации извне сохранить интерес к изучению предмета в школе довольно сложно. Современные требования к образованию: включение учащихся в активный процесс познания, формирование навыков самостоятельного добывания знаний, сотрудничество.
Информационные технологии позволяют поднять процесс обучения на совершенно другой, современный уровень, даёт широкий простор для творчества. Этот процесс настолько интересен, а возможности сейчас очень большие, что иногда продолжаешь работу, не считаясь с личным временем. Бесспорно, что какие бы «правила» мы ни относили к числу наиболее важных и обязательных, залогом успешного обучения учащихся остаются личность учителя, его порядочность, честность, доброта, умение общаться, слушать, сопереживать. В школе не должно быть места двойной морали, одной – для учителя, другой – для учащихся, в противном случае мы не имеем права быть и называться учителем, мы не можем рассчитывать на доверие и любовь своих воспитанников.

Литература
1. Вербицкий А.А., Кругликов В.А. Контекстное обучение: формирование мотиваций, Высшее образование в России, 1998,№1.
2. Новые педагогические технологии в системе образования./Под редакцией Е.С.Полат,М..,Академия,2000.
3. Конев М.Н.,Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения, Химия в школе, 2008, №5.
4. Подгребельная Н.И.Педагогические условия активации познавательной деятельности в системе дистанционного обучения, автореф.канд.дис., Ставрополь,2001.
5. Щукина Г.И., Исследование активизации учебно-познавательной деятельности, Советская педагогика,1983,№3.
Категория: Опыт внедрения ДО в образовательный процесс | Добавил: t-At-yA-Na-20_19_56 (22.06.2012) | Автор: Черемихина Татьяна Борисовна E
Просмотров: 839 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]