Пятница, 15.12.2017, 07:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Опыт внедрения ДО в образовательный процесс

Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
«Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт»,

Дистанционное обучение называют «образованием XXI века».
Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса сегодня концентрируются в информационной сфере. Эта область общения, информации и знаний.
Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения - дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения и хорошо с ними интегрируется. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом системы образования на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу.
При дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями.
Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении:
• усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
• резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь;
• увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
• более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей.
Педагогическая деятельность в системе дистанционного обучения отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков как у обучающихся, так и у педагога. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать ученика, способствовать его успешному продвижению и другие.
Учитель в системе дистанционного обучения становится:
• специалистом по разработке и интерактивному предоставлению учебных курсов;
• специалистом, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;
• специалистом по методам контроля за результатами обучения, ответственным за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.
От педагога требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.
Нами определены следующие направления использования дистанционной формы обучения в структуре школьного образования:
• базовый курс школьной программы для уча¬щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те¬чение какого-то отрезка времени;
• ликвидация пробелов в знаниях школьников по определенным пред¬метам школьного цикла (индивидуальные и групповые консультации);
• подготовка школьников к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ);
• работа с экстернами;
• углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или целого курса;
• дополнительное образование по интересам.
Необходимость применения технологий дистанционного обучения на практике возникла в связи с закрытием одного из классов на карантин и достаточной технической оснащенностью кабинета. Это был урок химии для учащихся 8 класса на тему «Реакции ионного обмена». В ходе урока были использованы традиционные кейс-технологии, электронная почта и программа Skype.
Перед уроком были прописаны все задания для учащихся и произведена рассылка с помощью электронной почты. По времени урок начался согласно расписания занятий в гимназии. Учащиеся работали по подготовленному для них плану: изучение текста учебника, просмотр ресурсов Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru), выполнение упражнений. Результат выполнения упражнений(сканированный или набранный в MS Word) учащиеся прислали по e-mail учителю. При возникновении вопросов учащиеся получали консультацию учителя в Skype. Время занятия определялось для каждого ученика индивидуально. Дальнейшая работа с классом показала, что материал данного урока был хорошо отработан и усвоен учащимися.
Затем была работа с учеником, который по состоянию здоровья не мог посещать образовательное учреждение, доступ учителей на дом был ограничен.
При индивидуальной работе с учеником возможно использование методики и технологии программ Skype, Doableboard, пакета программ Microsoft Offiсe. Программа Skype позволяет видеть собеседника. В Skype мы можем пересылать друг другу прикрепленные файлы, например, задания к уроку. У Skype еще есть плюс – можем одному участнику предоставить свой экран во время урока. А предоставление экрана позволяет ученику видеть экран учителя. Учитель может использовать дидактические материалы, иллюстрации, видео- и др., выделив цветом, шрифтом, проведя на экране мышкой, учитель показывает ученику на то место, куда нужно обратить внимание. При проведении дистанционных уроков могут быть использованы электронные образовательные ресурсы (ФЦИОР, Единой коллекции ЦОР) – ученику дается ссылка на данный ресурс или передаются скачанные с указанных выше сайтов модули – информационные, лабораторные, тренажеры, тесты и др..
Используя современные технические средства ученики получили возможность присутствовать на уроках дистанционно. Оборудование кабинета позволяет включить их в учебный процесс вместе с учениками класса в режиме on-line. В ходе урока такие учащиеся видят у себя на мониторе компьютера все используемые в ходе урока материалы и химические опыты, выполняют совместные задания, участвуют в обсуждении вопросов урока.
Дистанционные технологии были нами использованы так же при подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации. Один из обучаемых (была сломана нога) дистанционно участвовал в консультациях перед экзаменом.
Особенно важно использование дистанционной формы обучения для учащихся профильных классов. В этом случае обучающиеся временно не посещающие учебное заведение по медицинским показаниям, удаленно принимют участие во всех уроках химии (Skype, электронная почта, ссылки на ресурсы интернета), что способствует приобретению системы знаний учащихся. При одновременном участии нескольких человек (в период эпидемии ОРВИ и гриппа) использовались конференц-связь, передача файлов через Skype, при выполнении самостоятельной работы учащимся передаются в чате сканированные задания, а выполненные задания (МS Word или сканированные) учащиеся передают учителю. Также ученики принимали участие в обсуждении вопросов урока, привлекались к работе с упражнениями и решению расчетных задач. Однако есть в данной работе свои проблемы и трудности: не все учащиеся готовы самостоятельно изучать предмет (ДО ориентировано на людей, желающих получить образование). Не все учащиеся, присутствующие на уроке в классе, спокойно реагируют на "удаленных" учеников.
Трудности со стороны учителя заключаются в том, что подготовка к уроку требует больших временных затрат, а также необходимо предусмотреть все материалы для "удаленных" учеников. Кроме того не проверишь всё ли ученик выполняет в процессе урока. Но учащиеся с высокой учебной мотивацией добросовестно прорабатывают все материалы урока, активно участвуют в обсуждении, задают вопросы, объясняют одноклассникам. Учителю необходимо достаточно быстро ориентироваться в ходе урока, приходится быстро переключаться с одного материала урока на другой (переключение разных ресурсов - камера, конференц-связь, ЭОР, видео, мультимедийная презентация и др.). Но это современно, способствует самосовершенствованию и самореализации учителя, развитию плодотворного сотрудничества с учащимися и росту педагогического авторитета.
Дистанционная форма обучения была использована и для всех учащихся класса одновременно. Согласно учебного расписания гимназии все ученики 10 класса принимали участие в дистанционном уроке по теме "Алкины". В процессе проведения урока использовались электронные образовательные ресурсы: ФЦИОР, Единой коллекции ЦОР, авторская мультимедийная презентация, ссылки на интернет-ресурсы, видео, Skype.
Дистанционные технологии также могут быть использованы в рамках экстернатной формы обучения и при подготовке учащихся к предметным олимпиадам. Элементы дистанционных технологий в этом учебном году были использованы при подготовке к муниципальному и республиканскому турам Всероссийской олимпиады школьников по химии. Эффективность таких занятий не меньше, чем занятий в классе. Учителю это позволяет использовать дополнительное время для работы с учащимися.
Многообразие в интернете готовых электронных ресурсов не всегда позволяет выстроить учебный процесс для своих учеников по разным причинам (несоответствие УМК и др.). В связи с этим появляется необходимость разработки авторских дистанционных курсов.
На сервере гимназии установлена система дистанционного образования Moodle, в рамках которой в настоящее время ведется разработка курсов дистанционного обучения для различных целей базового, углубленного и дополнительного образования (http://moodle56.no-ip.info; курс органической химии для профильного класса и др.).
Работая с учащимися дистанционно, кроме обучения химии приходится обучать пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами.
Дистанционные формы и преподавателю дают возможность повышать информационную культуру и компетентность, и постоянно совершенствовать свою квалификацию. Совершенствованию знаний и умений по работе в системе Moodle способствовало обучение на дистанционных курсах образовательного портала "Мой университет" (http://moi-universitet.ru; "Изучаем Power Point шаг за шагом", "Новые возможности мультимедийной презентации", "Использование VBA для создания интерактивных презентаций").
Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Работая с учащимися старших классов, учитывая их любопытство к возможностям современных информационных технологий, решила реализовать задачу перехода от простого любопытства к осознанному использованию этих технологий через создание учебных проектов. Один из них - сетевой учебный проект "Биологически активные вещества" для учащихся 10 класса.
Такие проекты способствуют созданию уникальной образовательной среды с использованием информационных технологий для получения нового качества образования на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников, повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний.
В ходе работы над данным проектом учащиеся знакомятся с биологически активными веществами: витаминами, ферментами, гормонами, лекарствами; их классификацией, представителями и значением.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог), чувства ответственности, самодисциплины и самоорганизации.
Для работы учащиеся были поделены на группы. Метод обучения в группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией. У всех участников групп есть одинаковые возможности для активного участия в проекте. В результате мнение каждого учитывается и привлекает всеобщее внимание. Бесспорным преимуществом дистанционного обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем в режиме онлайн и индивидуальный подход преподавателя к каждому учащемуся.
Работая в сетевом учебном проекте «Биологически активные вещества» учащимся было предложено создать wiki–страницу, как встроенный модуль в системе ДО Moodle (http://moodle56.no-ip.info). Кроме этого в качестве готового электронного продукта учащиеся должны были разместить буклет по теме группы. В рамках работы над проектом каждая группа должна была представить совместную мультимедийную презентацию для сопровождения публичной защиты своего проекта, работа над которой проходила дистанционно с использованием сервисов Google. Обязательным требованием было использование видеороликов, иллюстраций, фотографий химического эксперимента.
По итогам проекта создано портфолио проекта. Работы учащихся размещены на сайте "Удивительный мир химии" (https://sites.google.com/a/labore.ru/himia/).
Для выявления отношения к использованию дистанционного обучения среди учащихся 10 класса по завершению проекта был проведен опрос «А напоследок я скажу…».
Анализ результатов показал, что большинство учащихся поддерживают идею внедрения в процесс обучения дистанционных технологий. Учащиеся психологически готовы принимать участие в этой форме обучения. Результаты опроса показали, что большинство (89% от общего числа участников проекта) обучающихся к дистанционному обучению с применением учебных компьютерных заданий относятся положительно. Однако было выявлено, что у некоторых обучающихся (11% от общего числа участников проекта) недостаточно ясное представление об условиях эффективного использования новой формы обучения.
Опрос учащихся 10 класса показал, что информационные технологии можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения обучающихся и педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества с учащимися и росту педагогического авторитета, средство самостоятельного изучения материала для обучающихся.
Таким образом, в результате проведения данного анализа можно сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:
• технологии дистанционного образования могут и должны внедряться в систему школьного образования;
• программы обучения по технологиям ДО должны быть логичным продолжением курсов обучения, уже существующих;
• необходимо создавать учебные курсы, основанные на технологиях ДО;
• использование дистанционных технологий позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для учащихся;
• организацию учебного процесса с использованием дистанционных технологий можно рассматривать как альтернативу классно-урочной формы обучения.
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и пр.
Становится очевидным, что практическая работа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс.
Факторы и примеры приведенные выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения.

Список использованных источников
1. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – №36 -2002
2. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003.- № 2
4. Хуторской А.В. Два подхода к дистанционному обучению. //EIDOS-LIST. -1999- Вып. 3.4.- http://www/eidos.techno.ru/list/serv.htm
5. Шиндяпина И. А. Ключевые компетенции в обучении химии (из опыта работы). // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
Категория: Опыт внедрения ДО в образовательный процесс | Добавил: polina (28.06.2012) | Автор: Мартынова Полина Александровна E
Просмотров: 3349 | Теги: Дистанционное обучение, дистанционные уроки химии, дистанционные технологии в школьном | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]