Пятница, 26.04.2024, 11:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Опыт внедрения ДО в образовательный процесс

Использование дистанционных образовательных технологий в деятельности учителя истории и обществознания
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы информатизации уже сегодня идет во многих образовательных учреждениях. Школы переходят на новую ступень использования Интернет-технологий, вводя в свои основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеурочную деятельность элементы дистанционного обучения для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями. Дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности.
МБОУ СОШ № 21 города Ставрополя, как и многие школы, имеет свой опыт использования технологий дистанционного обучения:

1. Дистанционные формы организации самообразования учителя:

- участие в Интернет-конференциях, Интернет – форумах, дистанционных педагогических играх на образовательных порталах «Мой университет» (www.moi-universitet.ru), «Новая школа» (www.novaya-shkola.su), «Завуч.инфо» (www.zavuch.info) и др…

- участие в сетевых сообществах учителей (сетевое педагогическое сообщество –интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию). Сетевое сообщество открывает перед педагогами широкие возможности (использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; освоение информационных концепций, знаний и навыков...). Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
В настоящее время педагоги школы успешно действуют во многих виртуальных объединениях и сетевых сообществах:
• Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
• Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
• Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
• Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
• Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
• Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
- дистанционные курсы для педагогов.

2. Дистанционные олимпиады, конкурсы, проекты
Учащиеся школы принимают участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах, проводимых на сайтах Минобр.орг (www.minobr.org), Центр РМИ, Центр дистанционного образования «Эйдос», онлайн-олимпиада «Эрудиты планеты», многопредметное соревнование Интернет-карусель и др…

3. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя - опытно-экспериментальная площадка по теме «Организационно-педагогические, технические и технологические условия дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих общеобразовательное учреждение».
Учителя – предметники являются сетевыми преподавателями i-Школы Ставропольского Центра дистанционного образования (СКИПКРО) и успешно обучают учащихся с ограниченными возможностями по индивидуальным образовательным программам с использованием дистанционных методик, участвуют в дистанционных проектах и конкурсах (межпредметный проект «Путешествие в мир книг», конкурсы и проекты Недели истории i-Школы, конкурс УФНС России по СК по формированию налоговой грамотности и правовой культуры среди детей - инвалидов Ставропольского края др.).

4. Дистанционное консультирование учащихся
Индивидуальные и групповые консультации возможны в форумах, посредством системы личных сообщений или электронной почты, в программе Skype. Организуя подобного рода деятельность, необходимо четко сформулировать учащимся условия проведения дистанционных консультаций, включающие в себя ответы на вопросы:
• в какое время учитель будет находиться в on-line доступе;
• в течение какого времени будет дан ответ на вопрос, если консультирование идет в асинхронном режиме;
• какие вопросы целесообразно выносить на консультацию, а какие лучше обсудить при личной встрече;
• как задавать вопросы.
Для успешной деятельности необходимо выполнение учителем следующих условий:
• начинать консультацию, проводимую в режиме on-line, с приветствия и заканчивать прощанием;
• точно соблюдать время проведения синхронных консультаций;
• отвечать на вопросы не позднее обещанного срока, в случае задержки - сообщить об этом учащемуся;
• отвечать на все вопросы по возможности точно и ясно;
• отвечая на вопросы, не забывать поощрять учащегося за удачно сформулированный вопрос, поставленную задачу, выявленную проблему;
• по возможности направлять поиск учащегося с помощью встречных вопросов, указания спорных или интересных моментов в изучаемой проблеме.

5. Дистанционное обучение на курсе «Школа молодого избирателя (ШМИ») (из опыта работы)
Дистанционный курс «Школа молодого избирателя» (возможности дистанционных образовательных технологий в правовой социализации учащихся старших классов общеобразовательных школ) подготовили преподаватели и сотрудники ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по заказу Избирательной комиссии Ставропольского края.
Курс включает
• пояснительную записку,
• программу,
• тематический план,
• учебно-методические материалы (лекции, ссылки на цифровые образовательные ресурсы),
• контрольно-измерительные материалы (вводный тест, текущие тесты и задания по темам, итоговые тест и задание),
• творческие задания (презентации, проспекты),
• вопросы для обсуждения на форуме,
• деловую игру «Выборы главы города Stavropol.RU».
Содержание указанного дистанционного курса очень насыщенное и отражает основные вопросы избирательного права, педагогически адаптированные к системе образования учащихся старших классов общеобразовательных школ и реализованные в программной среде СДО Модул.
Составными элементами четко продуманной структуры курса являются:
- вводная часть;
- избирательное право и избирательный процесс в современных государствах;
- субъекты избирательного права и процесса;
- структура избирательного процесса;
- референдум как форма непосредственной демократии;
- деловая игра «Выборы главы города Stavropol.RU»;
- заключительная часть;
- полезные ссылки.
Дистанционная форма «Школы молодого избирателя» — это:
- демократичная простая и свободная система обучения, дающая возможность для индивидуального подхода в обучении
- доступность учебных материалов, интегрированных в информационно-образовательную среду сети Интернет максимально большому числу пользователей;
- интерактивность, позволяющая учащимся и учителям различных районов Ставропольского края осуществлять постоянные контакты с преподавателями университета, друг с другом;
- гибкость осуществления учебной деятельности, дающая возможность участникам дистанционного курса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, выстраивая собственную образовательную траекторию;
Цели обучения:
- правовая социализация учащихся;
- повышение их правовой культуры и формирование активной гражданской позиции
- профессиональная ориентация учащихся;
- повышение инфокоммуникационной компетентности учащихся;
- внедрение в учебный процесс школ новых педагогических технологий.
Этот курс может быть использован при изучении соответствующих разделов учебных предметов «Обществознание» и «Право» (профильный уровень), а также во внеучебной работе по формированию и развитию правовой культуры учащихся.
Команда школы, принимавшая в разные годы участие в обучении, состояла из учащихся 9-11 классов. Учитель координировал работу старшеклассников в проекте: оказывал помощь в заведении учетных записей и консультирование по вопросам работы с программной средой Модул (Moodle), по вопросам избирательного права, осуществлял контроль посещаемости занятий и работу с журналом посещаемости (логами), оценивал творческие задания.
В процессе изучения курса учащиеся выполняли следующие виды деятельности:
- изучение теоретических основ курса;
- изучение нормативных документов по предложенным темам;
- выполнение тестовых заданий;
- выполнение творческих заданий:
а) «Эволюция избирательной системы в…» (страна по выбору учащегося).
б) Разработка рекламного проспекта «Избирательные права граждан».
в) Участие в деловых играх («Выборы главы города Ставрополя», «Выборы депутатов Ставропольской краевой думы», «Выборы Президента школы»).
г) Участие в обсуждении различных тем на форумах.
Активно и с большим интересом нашими учащимися использовались такие формы взаимодействия участников учебного сетевого сообщества, как форумы, общения посредством обмена сообщениями, оповещение по е-mail. У каждого слушателя курса была возможность задать любой вопрос куратору и получить на него квалифицированный и полный ответ. Использовалась возможность общения с учащимися из разных городов ставропольского края (Благодарный, Невинномысск).
Оценивание учебных достижений осуществлялось в режимах онлайн и офлайн, отметки шли в электронный журнал.
Изучение каждой темы подчинялось временному графику, который являлся стержневым, дисциплинирующим фактором для всех слушателей учебного курса дистанционного обучения.
В ходе изучения этого курса происходило формирование умений и навыков школьников в следующих областях деятельности:
- познавательной (умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, участие в проектной деятельности и др.)
- информационно-коммуникативной (поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, критическое оценивание достоверности полученной информации и др.)
- рефлексивной (понимание ценности избирательного права как регулятора политических процессов в обществе, объективное оценивание своих учебных достижений, определение собственного отношения к современным политическим процессам и др.)
Участие в ШМИ очень понравилось учащимся школы, позволило им по-новому взглянуть на изучение предметов обществознание и история, увидеть практическое применение своих знаний и получить поддержку своих сверстников в сетевом сообществе, а так же приобрести положительный опыт для работы в структурах школьного самоуправления. Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются ключевые образовательные компетенции, навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни, что позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к активному участию в общественной жизни страны, профессиональной ориентации и самореализации.
Категория: Опыт внедрения ДО в образовательный процесс | Добавил: natali21 (26.06.2012) | Автор: Ващенко Наталия Михайловна E
Просмотров: 3245 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Елена  
Спасибо за предоставленный опыт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]