Использование технологий дистанционного обучения в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Введение «Вызов XXI в., обращенный к человечеству, к каждой стране и каждому человеку, связан с ответом на вопрос: «Быть или не быть?»…Осознается ли этот вызов современным образованием? Может ли сфера образования способствовать осознанию этого вызова? Да, безусловно, может! В настоящее время содержание всех предметов общего образования должно быть привязано к приоритету безопасности жизнедеятельности человека.» (А. В. Вашкевич, кандидат педагогических наук Санкт-Петербургского университета МВД России)
Одним из наиважнейших направлений воспитания участников дорожного движения является обучение детей, так как именно в детстве закладываются общие основы сознательного отношения к безопасному поведению, включая поведение на дороге. Мы все – педагоги, воспитатели, родители - принимаем этот вызов века, мы хотим сохранить жизнь нашим детям, а для этого ищем новые методы и способы передачи знаний и технологий обучения. И возможности, чтобы реализовать свои идеи, есть. Одна из них – это дистанционное обучение. Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство учителей и школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании. Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия, вошло в 21 век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу. В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании, в том числе дополнительном Использование технологий дистанционного обучения повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы. Для учащихся с ограниченными возможностями использование дистанционных технологий улучшает не только условия обучения, но и качество жизни в целом. С 2012 года в работе районного опорного центра профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения Пушкинского района используются такие формы дистанционного обучения как дистанционный курс «Дорожная безопасность» и проведение дистанционной олимпиады по ПДД с использованием Автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак»
Основная часть. Дистанционное обучение и тестирование по ПДД мы можем встретить на многих сайта ОГИБДД и не только. Именно идея использования дистанционных технологий в обучении ПДД детей привела меня в свое время на Виртуальную образовательную платформу Моего университета ( курс «Основы СДО Moodle», преподаватель Банникова О.В.). Здесь мной был создан дистанционный курс «Дорожная безопасность». Благодаря возможностям платформы Moodle в него вошли не только лекции о ПДД, но и иллюстрации, видеоролики, презентации, тесты и кроссворды, ссылки на полезные интернет-ресурсы. «Первый блин» комом не оказался! Ах, как я понимаю наших школьников! Вот она – мотивация к дальнейшему обучению!
В октябре 2012 года дистанционный курс «Дорожная безопасность» занял 1 место в направлении "Дистанционные курсы для обучающихся организаций дополнительного образования детей" на Первом открытом профессиональном конкурсе дистанционных курсов "Дистанционное обучение - обучение без границ" Международного Института Развития «ЭкоПро», образовательного портала Мой университет ( http://moi-uni.ru/course/view.php?id=188). В настоящее время курс размещается на сайте "Дистанционное Образование" Отдела образования Пушкинского района Санкт-Петербурга (http://www.tsdo.spb.ru/ ). Курс состоит из 15 занятий. По каждой теме учащимся будет предоставлен необходимый объем информационных материалов в виде лекций, презентаций, ссылок на нужные электронные ресурсы, а также вопросов для проверки усвоения материала, творческих и тестовых заданий. На заключительном занятии учащиеся смогут ознакомиться с вариантами заданий по ПДД соревнований "Безопасное колесо", "Дорожный патруль" и пройти контрольное тестирование знаний ПДД. Полезен этот курс может быть и для педагогов, классных руководителей при подготовке к занятиям, классным часам по ПДД, для проведения внеклассных мероприятий. В своей повседневной работе при проведении занятий, конкурсов и олимпиад по тематике безопасности дорожного движения я использовала различные формы контроля знаний: письменный или устный опросы, тесты в программе PowerPoint, MyTest и т.д. Но «окунувшись» в дистанционные технологии и учитывая, что Пушкинский район – пригородный, школы расположены территориально далеко от РОЦ ПДДТТ, было решено провести районную дистанционную олимпиаду по ПДД в виде компьютерного тестирования знаний ПДД с использованием автоматизированной информационной системы «Знак». Почему именно в АИС «Знак»? В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга с апреля 2011 года в общеобразовательных учреждениях проводится пробная процедура государственного контроля качества образования с использованием Автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак». АИС «Знак» установлена во всех компьютерных классах образовательных учреждений района, преподаватели информатики прошли обучение по работе с этим программным комплексом. И, конечно, решающую роль сыграли возможности этого программного комплекса. Сетевой программный комплекс "ЗНАК" - это открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества знаний учащихся и анализ результатов контроля. Программный комплекс представляет собой инструментальную среду, которая позволяет: • Создавать и редактировать логические структуры учебных курсов; • Создавать и редактировать мультимедийные тестовые задания в привязке к структуре учебного курса с сохранением их в единой сетевой базе данных; • Формировать различные виды тестов из созданных заданий; • Проводить тестирование учащихся в компьютерном варианте; • Автоматизировать сбор результатов тестирования и проводить их анализ • Печатать бланки для проведения тестирования в безкомпьютерном варианте; • Обеспечить ввод результатов тестирования с бланков при тестировании в безкомпьютерном варианте для их автоматизированной обработки. Программный комплекс (ПК) имеет простой, наглядный, доступный даже неопытному пользователю интерфейс. ПК позволяет реализовать принцип дифференцированного подхода в обучении. Каждому заданию можно присвоить уровень сложности и тип задания, что дает возможность из множества заданий готовить разноуровневые тесты. Программа создания тестов интуитивно понятна (во всяком случае, для достаточно опытного пользователя, тем более работавшего в MyTest) После проведения тестирования ПК позволяет учителю оперативно получить информацию об усвоении каждым учеником каждого учебного элемента, включенного в структуру курса. Учитель получает информацию о том, какие учебные элементы не усвоены учеником и к работе над каким необходимо вернуться.
В ПК есть возможность экспорта-импорта структур курсов, тестов. Минимальная конфигурация компьютера: операционная система – Windows 95/98/ME/NT/2000, процессор – Pentium 200, оперативная память – 32Mb, видеоадаптер SVGA с разрешением 800х600, 256 цветов, CD-ROM локальная сеть со скоростью 10 Мб/сек, сетевой протокол ТСР/IP Разработчик: Фирма "ИНИС-СОФТ", Беларусь, г.Минск (www.inissoft.by) Автором проекта Компьютерное тестирование "ЗНАК" является главный специалист отдела образования Щучинского райисполкома Гродненской области Коняхин Анатолий Васильевич, преподает информатику в Лещанской СШ Щучинского района -участник республиканского конкурса "Компьютер.Образование.Интернет" 2006 года (проект о СПИДЕ) -участник областного конкурса "Компьютер.Образование.Интернет" 2007 года (Проект "Информатика.Учителю информатики".
Возможности АИС для учителя:
• Использование готовых тестов и создание новых, с возможностью сохранения в общей базе и возможностью их последующего редактирования. • Нет необходимости проверять работы • Можно получить статистические данные и распечатать • Возможность проведения теста в безкомпьютерном варианте. Возможности АИС для ученика:
• Оценка появляется сразу по окончании теста • По окончании работы программа дает возможность посмотреть свои ошибки и проанализировать • Программа предупреждает о пропущенных вопросах, есть возможность выполнить работу полностью Совместно с ЦИО ИМЦ района мной были подготовлены тестовые материалы для проведения дистанционной олимпиады по ПДД среди учащихся 5-6 и 7-8 классов образовательных учреждений Пушкинского района. Олимпиада проведена в феврале 2013 г Для проведения олимпиады было необходимо: • В день проведения олимпиады за 20 минут до официального начала тестирования в школы на указанный в заявке электронный адрес было отправлено тестовое задание. • Полученный файл с тестовыми заданиями импортировать в систему «Знак»; • Организовать и провести тестирование (20минут); • По окончании тестирования в течение 10 минут: -экспортировать результаты во внешний файл; -экспортировать результаты в файл Excel.
• Два экспортированных файла прислать в течение 10 минут после окончания тестирования на эл. адрес РОЦ ПДДТТ и БДД.
На проведение районной олимпиады с участием более 300 учащихся ушло 60 минут. Результаты олимпиады были подведены в Excel и в виде диаграмм.
Выводы по итогам проведенной работы: Преимущества: - скорость и объективность тестирования; -возможность одновременного тестирования большого количества участников; -возможность провести тестирование в несколько потоков; -возможность использования одного варианта теста, т.к. система автоматически меняет порядок вопросов и ответов; -учащиеся проходят тестирование в привычных условиях своей школы - быстро, оперативно получен анализ работы в электронном и печатном варианте -невозможность внести поправки в ответы завершенного теста или пройти еще раз. Трудности: -недостаточное количество компьютеров в школах; -необходимость технического сопровождения работы системы; -высокие трудозатраты по самостоятельному созданию теста в системе; -необходимость обучения педагогов работе в системе АИС «Знак»; -необходимость устойчивого соединения с Интернет для получения задания и отправки результатов.
В заключение хочу сказать, что использование технологий дистанционного обучения в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для нас пока – эксперимент. У дистанционного обучения, как и любой другой формы, технологии, методики обучения есть свои плюсы и минусы. Однако интеграция дистанционных и очных форм обучения представляется мне на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной. Дистанционное обучение должно продолжить дополнять традиционный очный вариант обучения и в общем, и в дополнительном образовании. А трудности… «Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий» ( Полат Е.С. доктор пед.наук, профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения Институат содержания и методов обучения Российской академии образования).
Нормативные документы: Распоряжение Комитета по образованию от 18.04.2012 №1084-р «О проведении тестирования обучающихся в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга с использованием автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак» по общеобразовательным учебным предметам в 2011-2012 учебном году» Использованная литература и электронные ресурсы: 1. А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012. 201с. 2. Введение в проблематику дистанционного обучения (ДО) http://www.distance-learning.ru/db/el/7EEF8DFAD10899CFC3256C840052529E/doc.html 3. Государственный контроль качества образования с использованием АИС "Знак" - официальный сайт АИС "Знак" в Санкт-Петербурге 4. И.Б. Готская, В.М. Жучков А.В. Кораблев Аналитическая записка « Выбор системы дистанционного обучения», РГПУ им.А.И Герцена 5. Компьютерное тестирование «Знак» http://www.inform2008.siteedit.ru/home 6. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге. 7. Портал «Царскосельский» www.tsdo.spb.ru
Уважаемая Виктория Петровна, Ваша работа допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции педагогов. Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конференции и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Митрохина Светлана Вячеславовна, тех. эксперт
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]