Четверг, 25.04.2024, 18:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Опыт внедрения ДО в образовательный процесс

Использование технологий дистанционного обучения в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Введение
«Вызов XXI в., обращенный к человечеству, к каждой стране и каждому человеку, связан с ответом на вопрос: «Быть или не быть?»…Осознается ли этот вызов современным образованием? Может ли сфера образования способствовать осознанию этого вызова? Да, безусловно, может! В настоящее время содержание всех предметов общего образования должно быть привязано к приоритету безопасности жизнедеятельности человека.»
(А. В. Вашкевич, кандидат педагогических наук Санкт-Петербургского университета МВД России)

Одним из наиважнейших направлений воспитания участников дорожного движения является обучение детей, так как именно в детстве закладываются общие основы сознательного отношения к безопасному поведению, включая поведение на дороге.
Мы все – педагоги, воспитатели, родители - принимаем этот вызов века, мы хотим сохранить жизнь нашим детям, а для этого ищем новые методы и способы передачи знаний и технологий обучения. И возможности, чтобы реализовать свои идеи, есть. Одна из них – это дистанционное обучение.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство учителей и школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.
Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия, вошло в 21 век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу.
В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании, в том числе дополнительном
Использование технологий дистанционного обучения повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы. Для учащихся с ограниченными возможностями использование дистанционных технологий улучшает не только условия обучения, но и качество жизни в целом.
С 2012 года в работе районного опорного центра профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения Пушкинского района используются такие формы дистанционного обучения как дистанционный курс «Дорожная безопасность» и проведение дистанционной олимпиады по ПДД с использованием Автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак»

Основная часть.
Дистанционное обучение и тестирование по ПДД мы можем встретить на многих сайта ОГИБДД и не только. Именно идея использования дистанционных технологий в обучении ПДД детей привела меня в свое время на Виртуальную образовательную платформу Моего университета ( курс «Основы СДО Moodle», преподаватель Банникова О.В.). Здесь мной был создан дистанционный курс «Дорожная безопасность». Благодаря возможностям платформы Moodle в него вошли не только лекции о ПДД, но и иллюстрации, видеоролики, презентации, тесты и кроссворды, ссылки на полезные интернет-ресурсы. «Первый блин» комом не оказался! Ах, как я понимаю наших школьников! Вот она – мотивация к дальнейшему обучению!

В октябре 2012 года дистанционный курс «Дорожная безопасность» занял 1 место в направлении "Дистанционные курсы для обучающихся организаций дополнительного образования детей" на Первом открытом профессиональном конкурсе дистанционных курсов "Дистанционное обучение - обучение без границ" Международного Института Развития «ЭкоПро», образовательного портала Мой университет ( http://moi-uni.ru/course/view.php?id=188).
В настоящее время курс размещается на сайте "Дистанционное Образование" Отдела образования Пушкинского района Санкт-Петербурга (http://www.tsdo.spb.ru/ ).
Курс состоит из 15 занятий. По каждой теме учащимся будет предоставлен необходимый объем информационных материалов в виде лекций, презентаций, ссылок на нужные электронные ресурсы, а также вопросов для проверки усвоения материала, творческих и тестовых заданий. На заключительном занятии учащиеся смогут ознакомиться с вариантами заданий по ПДД соревнований "Безопасное колесо", "Дорожный патруль" и пройти контрольное тестирование знаний ПДД. Полезен этот курс может быть и для педагогов, классных руководителей при подготовке к занятиям, классным часам по ПДД, для проведения внеклассных мероприятий.
В своей повседневной работе при проведении занятий, конкурсов и олимпиад по тематике безопасности дорожного движения я использовала различные формы контроля знаний: письменный или устный опросы, тесты в программе PowerPoint, MyTest и т.д. Но «окунувшись» в дистанционные технологии и учитывая, что Пушкинский район – пригородный, школы расположены территориально далеко от РОЦ ПДДТТ, было решено провести районную дистанционную олимпиаду по ПДД в виде компьютерного тестирования знаний ПДД с использованием автоматизированной информационной системы «Знак».
Почему именно в АИС «Знак»? В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга с апреля 2011 года в общеобразовательных учреждениях проводится пробная процедура государственного контроля качества образования с использованием Автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак».
АИС «Знак» установлена во всех компьютерных классах образовательных учреждений района, преподаватели информатики прошли обучение по работе с этим программным комплексом.
И, конечно, решающую роль сыграли возможности этого программного комплекса.
Сетевой программный комплекс "ЗНАК" - это открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества знаний учащихся и анализ результатов контроля.
Программный комплекс представляет собой инструментальную среду, которая позволяет:
• Создавать и редактировать логические структуры учебных курсов;
• Создавать и редактировать мультимедийные тестовые задания в привязке к структуре учебного курса с сохранением их в единой сетевой базе данных;
• Формировать различные виды тестов из созданных заданий;
• Проводить тестирование учащихся в компьютерном варианте;
• Автоматизировать сбор результатов тестирования и проводить их анализ
• Печатать бланки для проведения тестирования в безкомпьютерном варианте;
• Обеспечить ввод результатов тестирования с бланков при тестировании в безкомпьютерном варианте для их автоматизированной обработки.
Программный комплекс (ПК) имеет простой, наглядный, доступный даже неопытному пользователю интерфейс.
ПК позволяет реализовать принцип дифференцированного подхода в обучении. Каждому заданию можно присвоить уровень сложности и тип задания, что дает возможность из множества заданий готовить разноуровневые тесты.
Программа создания тестов интуитивно понятна (во всяком случае, для достаточно опытного пользователя, тем более работавшего в MyTest)
После проведения тестирования ПК позволяет учителю оперативно получить информацию об усвоении каждым учеником каждого учебного элемента, включенного в структуру курса. Учитель получает информацию о том, какие учебные элементы не усвоены учеником и к работе над каким необходимо вернуться.

В ПК есть возможность экспорта-импорта структур курсов, тестов.
Минимальная конфигурация компьютера: операционная система – Windows 95/98/ME/NT/2000, процессор – Pentium 200, оперативная память – 32Mb, видеоадаптер SVGA с разрешением 800х600, 256 цветов, CD-ROM локальная сеть со скоростью 10 Мб/сек, сетевой протокол ТСР/IP
Разработчик: Фирма "ИНИС-СОФТ", Беларусь, г.Минск (www.inissoft.by)
Автором проекта Компьютерное тестирование "ЗНАК" является главный специалист отдела образования Щучинского райисполкома Гродненской области Коняхин Анатолий Васильевич, преподает информатику в Лещанской СШ Щучинского района
-участник республиканского конкурса "Компьютер.Образование.Интернет" 2006 года (проект о СПИДЕ)
-участник областного конкурса "Компьютер.Образование.Интернет" 2007 года (Проект "Информатика.Учителю информатики".

Возможности АИС для учителя:

• Использование готовых тестов и создание новых, с возможностью сохранения в общей базе и возможностью их последующего редактирования.

• Нет необходимости проверять работы
• Можно получить статистические данные и распечатать

• Возможность проведения теста в безкомпьютерном варианте.

Возможности АИС для ученика:

• Оценка появляется сразу по окончании теста
• По окончании работы программа дает возможность посмотреть свои ошибки и проанализировать
• Программа предупреждает о пропущенных вопросах, есть возможность выполнить работу полностью

Совместно с ЦИО ИМЦ района мной были подготовлены тестовые материалы для проведения дистанционной олимпиады по ПДД среди учащихся 5-6 и 7-8 классов образовательных учреждений Пушкинского района. Олимпиада проведена в феврале 2013 г
Для проведения олимпиады было необходимо:
• В день проведения олимпиады за 20 минут до официального начала тестирования в школы на указанный в заявке электронный адрес было отправлено тестовое задание.
• Полученный файл с тестовыми заданиями импортировать в систему «Знак»;
• Организовать и провести тестирование (20минут);
• По окончании тестирования в течение 10 минут:
-экспортировать результаты во внешний файл;
-экспортировать результаты в файл Excel.

• Два экспортированных файла прислать в течение 10 минут после окончания тестирования на эл. адрес РОЦ ПДДТТ и БДД.

На проведение районной олимпиады с участием более 300 учащихся ушло 60 минут.
Результаты олимпиады были подведены в Excel и в виде диаграмм.

Выводы по итогам проведенной работы:
Преимущества:
- скорость и объективность тестирования;
-возможность одновременного тестирования большого количества участников;
-возможность провести тестирование в несколько потоков;
-возможность использования одного варианта теста, т.к. система автоматически меняет порядок вопросов и ответов;
-учащиеся проходят тестирование в привычных условиях своей школы
- быстро, оперативно получен анализ работы в электронном и печатном варианте
-невозможность внести поправки в ответы завершенного теста или пройти еще раз.
Трудности:
-недостаточное количество компьютеров в школах;
-необходимость технического сопровождения работы системы;
-высокие трудозатраты по самостоятельному созданию теста в системе;
-необходимость обучения педагогов работе в системе АИС «Знак»;
-необходимость устойчивого соединения с Интернет для получения задания и отправки результатов.

В заключение хочу сказать, что использование технологий дистанционного обучения в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для нас пока – эксперимент. У дистанционного обучения, как и любой другой формы, технологии, методики обучения есть свои плюсы и минусы. Однако интеграция дистанционных и очных форм обучения представляется мне на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной. Дистанционное обучение должно продолжить дополнять традиционный очный вариант обучения и в общем, и в дополнительном образовании. А трудности…
«Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий» ( Полат Е.С. доктор пед.наук, профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения Институат содержания и методов обучения Российской академии образования).

Нормативные документы:
Распоряжение Комитета по образованию от 18.04.2012 №1084-р «О проведении тестирования обучающихся в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга с использованием автоматизированной информационной системы «Мониторинг обученности в системе общего образования «Знак» по общеобразовательным учебным предметам в 2011-2012 учебном году»
Использованная литература и электронные ресурсы:
1. А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012. 201с.
2. Введение в проблематику дистанционного обучения (ДО)
http://www.distance-learning.ru/db/el/7EEF8DFAD10899CFC3256C840052529E/doc.html
3. Государственный контроль качества образования с использованием АИС "Знак" - официальный сайт АИС "Знак" в Санкт-Петербурге
4. И.Б. Готская, В.М. Жучков А.В. Кораблев Аналитическая записка « Выбор системы дистанционного обучения», РГПУ им.А.И Герцена
5. Компьютерное тестирование «Знак» http://www.inform2008.siteedit.ru/home
6. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге.
7. Портал «Царскосельский» www.tsdo.spb.ru
Категория: Опыт внедрения ДО в образовательный процесс | Добавил: lala-vit (03.11.2013) | Автор: Калыгина Виктория Петровна E
Просмотров: 3348 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 соловей  
Уважаемая Виктория Петровна, Ваша работа допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции педагогов.  Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в конференции и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. 
  
Митрохина Светлана Вячеславовна, тех. эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]