Четверг, 25.04.2019, 11:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Колорит, как средство передачи образа в живописном произведении икусства
КОНСПЕКТ
КОЛОРИТ, КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ОБРАЗА
В ЖИВОПИСНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА

Тема представлена двумя занятиями:
1. Вступительное занятие: теория, задание - «Калейдоскоп».
2. Итоговое занятие. Тема: «Корабли на море» - создание самостоятельной творческой живописной работы, написанной в колорите.

Занятие 1
Тема: «Калейдоскоп»

Цели занятия

1. Формирование представления о значении цвета и колорита в живописном произведении искусства
2. Побуждение воспитанников к самостоятельной оценке и высказыванию собственных суждений о выразительных средствах и содержанию картины
3. Формирование потребности работать сложными цветами, определять цветовую гамму выполняемой композиции, создавать ее колорит
4. Формирование навыка использования интернет – ресурса в творчестве

Образовательные задачи:
• знакомство с творчеством выдающихся колористов: С. Герасимова К.А. Коровина, Кончаловского, А.И. Куинджи, Э.Мане, О. Ренуара, П.Пикассо.
В.Ван – Гога
• формирование представлений о работе художника, умения различать выразительные средства разных мастеров особенности цветового решения живописного полотна высказывать свои суждения по произведению искусства
• формирование понимания, что такое колорит, его отличие от понятия – цветовая гамма
• обучение приемам колористического решения работы

Развивающие задачи:
• Привитие навыка использования интернет – ресурса в творческой работе
• развитие умения переноса наблюдаемого в художественную форму
• развитие умения видеть и отмечать многообразие и богатство цвета
• развитие умения различать цветовые оттенки в окружающей действительности, замечать необычные цветовые сочетания в природе
• развитие навыков эстетического восприятия искусства и действительности
• развитие умения наблюдать, оценивать свойства наблюдаемых объектов и явлений, умению использования результата наблюдений в своём творчестве
• развитие зрительной памяти
• развитие эмоционально – образного восприятия
• расширения понимание декоративности

Воспитательные задачи:
• Воспитание в ребенке творческого начала

Вид деятельности:
• художественное восприятие
• просмотр репродукций и видеоматериалов
• обмен мнением об увиденном
• работа на плоскости

Эссе на тему: «Колорит»

Педагог, приступая к объяснению этой сложной темы, должен понимать, что ни в одном справочнике, ни в одной методической и специальной литературе нет четкого определения, что такое колорит.
Есть очень емкие и содержательные объяснения его важности, умении передать колорит выдающимися живописцами, но о его материальной сущности не сказано ни слова. Искусствоведы, оценивая то или иное произведение искусства, просто констатируют факт: либо колорит есть, либо его нет. Это действительно нечто неосязаемое, неуловимое, трудно объяснимое качество живописной работы, то, что и составляет сущность искусства, то, до чего невозможно дотронуться и очень сложно перевести на материальный язык.
Но, каким – то образом, педагог должен объяснить ребенку: что же такое колорит!
Можно пойти очень простым путем, как когда – то, наглядно, объяснял это понятие А.В.Микрюков (член союза художников РСФСР). Учитель, перелистывал передо мной горы, тонны иллюстрированных изданий и альбомов и просто комментировал: «В колорите», – «Не в колорите». И появилось на уровне ощущений понимание, что колорит имеет двойственную природу. Это что - то теплое, золотистое, емкое по цвету или наоборот, холодное, серебристое, отчужденное по своему существу. Лишь время спустя, после длительных обсуждений и раздумий, стало ясно, что эти ощущения в результате первого серьезного знакомства с колоритом, представляют осязательную базу этого понятия, которую надо просто перевести в материальную сферу.
Колорит- это свет, мягко освещающий все внутреннее пространство мира, заключенного в раму. Этот свет природный. Он имеет окраску. В отличие от понятия гаммы, которая может быть и в синих, и в красных, в зеленых, фиолетовых - каких угодно тонах: теплых или холодных, колорит - это либо солнечный мягкий, золотисто – бронзовый свет, свет от солнца, двигающегося к закату, свет от огня- свет, который приглашает и манит; либо это холодный серебристо – лунный свет, свет не пускающий в свое пространство. Можно сделать вывод, что понятие колорит, также, как и понятие гамма, может иметь как теплую так и холодную природу. Разница в том, что в отличие от произведения, написанном в холодной или теплой гамме, где подобранная палитра цветов сообщает замысел автора, в работе, написанной, то, что называется «в колорите», существует свет, серебристый или бронзовый, который вызывает личностные мощные ощущения у зрителя: желание войти в этот мир, быть ему сопричастным, или, лишь, восхищаясь его красотой, наблюдать его за пределами рамы, понимая его величие и недоступность. Он как бы накладывается на цветовую гамму, сообщая ей свое звучание
Колорит – это фильтр, слабо или сильно окрашенное стекло бронзовыми или серебристым цветом, через которое мы смотрим на картину. Он обобщает и объединяет все ее пространство, делает ее единым целым, и по сути дела колорит, если он присутствует, становиться главным действующим лицом данного произведения. Он вызывает эмоцию, формирует отношение к заключенному в раму пространству. Колорит создает то, ради чего существует художник – приближает к человеку красоту мира, через созданный им образ.

Рекомендации к выполнению задания

Вступительная часть
Выполнению заданию предшествует длительная беседа педагога с детьми о сущности понятия колорит, его отличии от понятия цветовая гамма, о великих колористах: С. Герасимова, К.А. Коровина, Кончаловского, А.И. Куинджи, Э.Мане, О. Ренуара, Э. Дега.
Беседа сопровождается демонстрацией произведений этих художников с помощью интернет - ресурса.

Рабочая часть
Педагог объясняет задание: выполнить несколько декоративных композиций «Калейдоскоп» в теплой, холодной гамме и в колорите.

Выполнение задание начинается с рассматривания и анализа графических и цветовых эффектов калейдоскопа

Порядок выполнения задания:

• определиться с форматом композиции в формате листа А4 (квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник и др.)
• разбить пространство выбранного формата графическими линиями на ячейки, подобно калейдоскопу, организованные ритмически, имеющие композиционный центр и порядок
• определиться с палитрой будущей композиции
• выполнить композицию в цвете с учетом цветного композиционного равновесии, законов гармонии и красоты

Заключительная часть
• блиц – выставка, предусматривающая комментарии автора

Оснащение занятия

Для педагога:
• компьютер или мультимедийная установка
• электронный адрес сайта с информацией о художниках – колористах: www.artsait.ru
• бумага, кисти, краски для демонстрации приемов работы

для обучающегося:
• бумага ф.А4
• кисти, акварельные краски
• темперные белила

Литература
• Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство», изд. центр «Вентана – Граф», М., 2012г.
• «Советы мастеров» под редакцией Л.Голубинской, изд. Художник РСФСР, 1979г.

КОНСПЕКТ
«Корабли уходят в море»
(18 часов)

Цели занятия:

1. Развитие у детей способности улавливать эмоционально – образную связь между явлениями природы и искусством, воспринимать настроение, которое отличает конкретное произведение искусства.
2. Формирования у детей способности передавать свои впечатления и переживания через зрительные образы в творческой изобразительной деятельности.
3. Выработать навыки использования в творческой работе компьютерных коммутативных средств.

Образовательные задачи:
• знакомство с творчеством художников – маринистов: А. Айвазовского И.К., Боголюбова А.П., Войшвиллы Е.В., Горшкова Г.В, Беггрого А.К. формирование представлений о работе художника, умения различать выразительные средства разных мастеров, высказывать суждения по произведениям искусства
• обучение приемам графического изображения водной поверхности в различных состояниях природы (выбор нужных по характеру линий и их направлений, определение перетекания линий в пятно, определение ритмического повтора линий)
• обучение приёмам живописного изображения акватории в различных состояниях природы
• ознакомление с устройством парусного, парового и моторного судна
• ознакомление с устройством парового и моторного судна
• ознакомление с понятием «картон»
• обучение этапам работы над творческим заданием
• обучение использования «картона» в художественной практике, как одного из предварительных этапов создания произведения изобразительного искусства
• обучение работе темперными красками на холсте

Развивающие задачи
• развитие наблюдательности, внимания к объектам и явлениям природы
• формирование у детей навыка переноса наблюдаемого явления в художественную форму
• формирование опыта эмоционального восприятия события и переноса личных переживаний в зрительный образ.
• формирование опыта использования художественных образов, полученных в результате различных впечатлений
• совершенствование навыков работы с цветом
• развитие в ребенке поисковых навыков, приобретение опыта ориентирования в разнообразной информации и опыта работы с ресурсами (интернет, книги, журналы, фильмы, мультфильмы и др.)

Воспитательные задачи:
• формирование чувства патриотизма через знание истории легендарного прошлого российского флота
формирование в воспитанниках творческого начала

Вид деятельности:
• художественное восприятие
• просмотр видеоматериалов, обмен мнением об увиденном
• работа на плоскости

Рекомендации к выполнению задания

Творческая работа под названием «Корабли уходят в море» является итоговой работой, суммирующей полученные знания по выбору палитры, определения цветовой гаммы, созданию колорита.
Предполагается, что ребенок, имея двухгодичный опыт работы в студии, на основаниераннее полученных знаний и опыта по композиции, рисунку и живописи, должен создать достаточно качественную самостоятельную работу передающую эмоциональное состояние, художественный образ.
В этом задание приоритетным вопросом является вопрос «Что рисовать?», по отношению к вопросу «Как рисовать?».
Впервые, рассматривается понятие «картон», в понимание, как одного из этапов выполнения творческого задания.
Педагог должен иметь в арсенале несколько видеокассет с фильмами о легендарном прошлом Российского флота и рекомендовать их детям для
предварительного домашнего просмотра.

Вступительная часть
1. Занятие начинается с обсуждения ранее просмотренных фильмов. Обсуждение предполагает, как патриотическую составляющую, так и информационную, представляющую интерес для выполнения задания.
2. Далее, педагог, с помощью мультимедийных средств, представляет воспитанникам творчество художников – маринистов: А. Айвазовского И.К., Боголюбова А.П., Войшвиллы Е.В., Горшкова Г.В, Беггрого А.К. Дети делятся своими впечатлениями, полученными от просмотра видеоряда о произведениях искусства с морской тематикой. Педагог предлагает воспитанникам высказать предположение: какими приемами пользовался художник, чтобы показать то или иное состояние стихии.
3. Демонстрируется мультфильм «Катерок», с покадровыми остановками, для внимательного рассмотрения приёмов изображения различных состояний водной глади.

Рабочая часть
Педагог дает устные комментарии по раздаточному материалу с изображением конструктивных схем различных видов судов, наглядно демонстрирует графические и живописные приёмы изображения моря.
Воспитанники определяются с выбором типа судна.
Педагог объясняет воспитанникам понятие «картон», в художественном понимании, как одного из предварительных этапов работы. Объясняет преимущества выполнения работы с картоном, отличие картона от эскиза.
Это задание требует большого количества справочной литературы и эмоционально – образного материала. Выполняя работу, воспитанник не должен испытывать затруднений с решением чисто технических задач (конструктивное построение корабля, линейное построение волн), но и не должен упускать из виду эмоциональную составляющую.
Прежде, чем приступить к выполнению задания, педагог предлагает обсудить вопросы, касающиеся композиционного и образного решения:

1. выбор формата: ф.А3 или ф.А2, вертикальный или горизонтальный
2. какой тип судна предпочитает выбрать автор
3. в какое время суток происходит действие
4. какое состояние водной стихии (легкая зыбь, штиль, шторм)
5. смысловое содержание: что главное – стихия или корабль?
6. определение центра композиции
7. какие графические и живописные средства предполагает использовать автор для передачи эмоционального строя

Педагог дает рекомендации поэтапного выполнения работы:

I этап (эскиз)
1. выполнить предварительный эскиз в цвете, передающий общее образное впечатление

II этап (картон)
1. наметить центр композиции
2. наметить основные габаритные массы
3. наметить направление волн, с учетом линейной перспективы
4. прорисовать волны, с учетом выбора состояния природы
5. отметить и прорисовать границу света, тени и полутени по всему протяжению волн
6. наметить и прорисовать судно
7. прорисовать работу в тоне графически
8. откорректировать работу по массам с учетом тонального решения

III этап (работа на холсте)
1. перевести линейный рисунок картона на холст
2. определится с колористическим решением
3. составить палитру для выполнения работы
4. руководствуясь тональным решением картона, выполнить работу в цвете

Заключительная часть
Блиц – выставка работ учащихся, обсуждение выставки.

Оснащение занятия
Для педагога:
• компьютер
• диски DVD с фильмами: «Секретный фарватер», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы»
• диск DVD с мультфильмом «Катерок»
• интернет адрес для просмотра произведений художников – маринистов: www.artsait.ru
• иллюстрированные книги и альбомы с изображением судов различного типа
• раздаточный материал





• репродукции произведений художников на морскую тематику
• репродукции картин с изображение моря в различных состояниях
• репродукционные альбомы и книги с красочными иллюстрациями на морскую тематику, которые, также, могут использоваться, как раздаточный материал
• раздаточный материал с поэтапной прорисовкой кораблей различного типа
• несколько листов бумаги графитный карандаш, кисти, темперные и акварельные краски для демонстрации графических и живописных приёмов

для обучающегося:
• графитный карандаш
• лист бумаги ф. А3 (А2) для картона
• грунтованный холст нужного формата
• темперные краски (не менее 12 цветов)
• акварельные краски

Литература
• Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство», изд. центр «Вентана – Граф», М., 2012г.
• «Советы мастеров» под редакцией Л.Голубинской, изд. Художник РСФСР, 1979г.
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: valentina2013 (11.10.2013) | Автор: Караченцева Валентина Васильевна E
Просмотров: 1864 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 natdvzori  
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]