Колорит, как средство передачи образа в живописном произведении икусства
КОНСПЕКТ КОЛОРИТ, КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ОБРАЗА В ЖИВОПИСНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА
Тема представлена двумя занятиями: 1. Вступительное занятие: теория, задание - «Калейдоскоп». 2. Итоговое занятие. Тема: «Корабли на море» - создание самостоятельной творческой живописной работы, написанной в колорите.
Занятие 1 Тема: «Калейдоскоп»
Цели занятия
1. Формирование представления о значении цвета и колорита в живописном произведении искусства 2. Побуждение воспитанников к самостоятельной оценке и высказыванию собственных суждений о выразительных средствах и содержанию картины 3. Формирование потребности работать сложными цветами, определять цветовую гамму выполняемой композиции, создавать ее колорит 4. Формирование навыка использования интернет – ресурса в творчестве
Образовательные задачи: • знакомство с творчеством выдающихся колористов: С. Герасимова К.А. Коровина, Кончаловского, А.И. Куинджи, Э.Мане, О. Ренуара, П.Пикассо. В.Ван – Гога • формирование представлений о работе художника, умения различать выразительные средства разных мастеров особенности цветового решения живописного полотна высказывать свои суждения по произведению искусства • формирование понимания, что такое колорит, его отличие от понятия – цветовая гамма • обучение приемам колористического решения работы
Развивающие задачи: • Привитие навыка использования интернет – ресурса в творческой работе • развитие умения переноса наблюдаемого в художественную форму • развитие умения видеть и отмечать многообразие и богатство цвета • развитие умения различать цветовые оттенки в окружающей действительности, замечать необычные цветовые сочетания в природе • развитие навыков эстетического восприятия искусства и действительности • развитие умения наблюдать, оценивать свойства наблюдаемых объектов и явлений, умению использования результата наблюдений в своём творчестве • развитие зрительной памяти • развитие эмоционально – образного восприятия • расширения понимание декоративности
Воспитательные задачи: • Воспитание в ребенке творческого начала
Вид деятельности: • художественное восприятие • просмотр репродукций и видеоматериалов • обмен мнением об увиденном • работа на плоскости
Эссе на тему: «Колорит»
Педагог, приступая к объяснению этой сложной темы, должен понимать, что ни в одном справочнике, ни в одной методической и специальной литературе нет четкого определения, что такое колорит. Есть очень емкие и содержательные объяснения его важности, умении передать колорит выдающимися живописцами, но о его материальной сущности не сказано ни слова. Искусствоведы, оценивая то или иное произведение искусства, просто констатируют факт: либо колорит есть, либо его нет. Это действительно нечто неосязаемое, неуловимое, трудно объяснимое качество живописной работы, то, что и составляет сущность искусства, то, до чего невозможно дотронуться и очень сложно перевести на материальный язык. Но, каким – то образом, педагог должен объяснить ребенку: что же такое колорит! Можно пойти очень простым путем, как когда – то, наглядно, объяснял это понятие А.В.Микрюков (член союза художников РСФСР). Учитель, перелистывал передо мной горы, тонны иллюстрированных изданий и альбомов и просто комментировал: «В колорите», – «Не в колорите». И появилось на уровне ощущений понимание, что колорит имеет двойственную природу. Это что - то теплое, золотистое, емкое по цвету или наоборот, холодное, серебристое, отчужденное по своему существу. Лишь время спустя, после длительных обсуждений и раздумий, стало ясно, что эти ощущения в результате первого серьезного знакомства с колоритом, представляют осязательную базу этого понятия, которую надо просто перевести в материальную сферу. Колорит- это свет, мягко освещающий все внутреннее пространство мира, заключенного в раму. Этот свет природный. Он имеет окраску. В отличие от понятия гаммы, которая может быть и в синих, и в красных, в зеленых, фиолетовых - каких угодно тонах: теплых или холодных, колорит - это либо солнечный мягкий, золотисто – бронзовый свет, свет от солнца, двигающегося к закату, свет от огня- свет, который приглашает и манит; либо это холодный серебристо – лунный свет, свет не пускающий в свое пространство. Можно сделать вывод, что понятие колорит, также, как и понятие гамма, может иметь как теплую так и холодную природу. Разница в том, что в отличие от произведения, написанном в холодной или теплой гамме, где подобранная палитра цветов сообщает замысел автора, в работе, написанной, то, что называется «в колорите», существует свет, серебристый или бронзовый, который вызывает личностные мощные ощущения у зрителя: желание войти в этот мир, быть ему сопричастным, или, лишь, восхищаясь его красотой, наблюдать его за пределами рамы, понимая его величие и недоступность. Он как бы накладывается на цветовую гамму, сообщая ей свое звучание Колорит – это фильтр, слабо или сильно окрашенное стекло бронзовыми или серебристым цветом, через которое мы смотрим на картину. Он обобщает и объединяет все ее пространство, делает ее единым целым, и по сути дела колорит, если он присутствует, становиться главным действующим лицом данного произведения. Он вызывает эмоцию, формирует отношение к заключенному в раму пространству. Колорит создает то, ради чего существует художник – приближает к человеку красоту мира, через созданный им образ.
Рекомендации к выполнению задания
Вступительная часть Выполнению заданию предшествует длительная беседа педагога с детьми о сущности понятия колорит, его отличии от понятия цветовая гамма, о великих колористах: С. Герасимова, К.А. Коровина, Кончаловского, А.И. Куинджи, Э.Мане, О. Ренуара, Э. Дега. Беседа сопровождается демонстрацией произведений этих художников с помощью интернет - ресурса.
Рабочая часть Педагог объясняет задание: выполнить несколько декоративных композиций «Калейдоскоп» в теплой, холодной гамме и в колорите.
Выполнение задание начинается с рассматривания и анализа графических и цветовых эффектов калейдоскопа
Порядок выполнения задания:
• определиться с форматом композиции в формате листа А4 (квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник и др.) • разбить пространство выбранного формата графическими линиями на ячейки, подобно калейдоскопу, организованные ритмически, имеющие композиционный центр и порядок • определиться с палитрой будущей композиции • выполнить композицию в цвете с учетом цветного композиционного равновесии, законов гармонии и красоты
Заключительная часть • блиц – выставка, предусматривающая комментарии автора
Оснащение занятия
Для педагога: • компьютер или мультимедийная установка • электронный адрес сайта с информацией о художниках – колористах: www.artsait.ru • бумага, кисти, краски для демонстрации приемов работы
Литература • Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство», изд. центр «Вентана – Граф», М., 2012г. • «Советы мастеров» под редакцией Л.Голубинской, изд. Художник РСФСР, 1979г.
КОНСПЕКТ «Корабли уходят в море» (18 часов)
Цели занятия:
1. Развитие у детей способности улавливать эмоционально – образную связь между явлениями природы и искусством, воспринимать настроение, которое отличает конкретное произведение искусства. 2. Формирования у детей способности передавать свои впечатления и переживания через зрительные образы в творческой изобразительной деятельности. 3. Выработать навыки использования в творческой работе компьютерных коммутативных средств.
Образовательные задачи: • знакомство с творчеством художников – маринистов: А. Айвазовского И.К., Боголюбова А.П., Войшвиллы Е.В., Горшкова Г.В, Беггрого А.К. формирование представлений о работе художника, умения различать выразительные средства разных мастеров, высказывать суждения по произведениям искусства • обучение приемам графического изображения водной поверхности в различных состояниях природы (выбор нужных по характеру линий и их направлений, определение перетекания линий в пятно, определение ритмического повтора линий) • обучение приёмам живописного изображения акватории в различных состояниях природы • ознакомление с устройством парусного, парового и моторного судна • ознакомление с устройством парового и моторного судна • ознакомление с понятием «картон» • обучение этапам работы над творческим заданием • обучение использования «картона» в художественной практике, как одного из предварительных этапов создания произведения изобразительного искусства • обучение работе темперными красками на холсте
Развивающие задачи • развитие наблюдательности, внимания к объектам и явлениям природы • формирование у детей навыка переноса наблюдаемого явления в художественную форму • формирование опыта эмоционального восприятия события и переноса личных переживаний в зрительный образ. • формирование опыта использования художественных образов, полученных в результате различных впечатлений • совершенствование навыков работы с цветом • развитие в ребенке поисковых навыков, приобретение опыта ориентирования в разнообразной информации и опыта работы с ресурсами (интернет, книги, журналы, фильмы, мультфильмы и др.)
Воспитательные задачи: • формирование чувства патриотизма через знание истории легендарного прошлого российского флота формирование в воспитанниках творческого начала
Вид деятельности: • художественное восприятие • просмотр видеоматериалов, обмен мнением об увиденном • работа на плоскости
Рекомендации к выполнению задания
Творческая работа под названием «Корабли уходят в море» является итоговой работой, суммирующей полученные знания по выбору палитры, определения цветовой гаммы, созданию колорита. Предполагается, что ребенок, имея двухгодичный опыт работы в студии, на основаниераннее полученных знаний и опыта по композиции, рисунку и живописи, должен создать достаточно качественную самостоятельную работу передающую эмоциональное состояние, художественный образ. В этом задание приоритетным вопросом является вопрос «Что рисовать?», по отношению к вопросу «Как рисовать?». Впервые, рассматривается понятие «картон», в понимание, как одного из этапов выполнения творческого задания. Педагог должен иметь в арсенале несколько видеокассет с фильмами о легендарном прошлом Российского флота и рекомендовать их детям для предварительного домашнего просмотра.
Вступительная часть 1. Занятие начинается с обсуждения ранее просмотренных фильмов. Обсуждение предполагает, как патриотическую составляющую, так и информационную, представляющую интерес для выполнения задания. 2. Далее, педагог, с помощью мультимедийных средств, представляет воспитанникам творчество художников – маринистов: А. Айвазовского И.К., Боголюбова А.П., Войшвиллы Е.В., Горшкова Г.В, Беггрого А.К. Дети делятся своими впечатлениями, полученными от просмотра видеоряда о произведениях искусства с морской тематикой. Педагог предлагает воспитанникам высказать предположение: какими приемами пользовался художник, чтобы показать то или иное состояние стихии. 3. Демонстрируется мультфильм «Катерок», с покадровыми остановками, для внимательного рассмотрения приёмов изображения различных состояний водной глади.
Рабочая часть Педагог дает устные комментарии по раздаточному материалу с изображением конструктивных схем различных видов судов, наглядно демонстрирует графические и живописные приёмы изображения моря. Воспитанники определяются с выбором типа судна. Педагог объясняет воспитанникам понятие «картон», в художественном понимании, как одного из предварительных этапов работы. Объясняет преимущества выполнения работы с картоном, отличие картона от эскиза. Это задание требует большого количества справочной литературы и эмоционально – образного материала. Выполняя работу, воспитанник не должен испытывать затруднений с решением чисто технических задач (конструктивное построение корабля, линейное построение волн), но и не должен упускать из виду эмоциональную составляющую. Прежде, чем приступить к выполнению задания, педагог предлагает обсудить вопросы, касающиеся композиционного и образного решения:
1. выбор формата: ф.А3 или ф.А2, вертикальный или горизонтальный 2. какой тип судна предпочитает выбрать автор 3. в какое время суток происходит действие 4. какое состояние водной стихии (легкая зыбь, штиль, шторм) 5. смысловое содержание: что главное – стихия или корабль? 6. определение центра композиции 7. какие графические и живописные средства предполагает использовать автор для передачи эмоционального строя
Педагог дает рекомендации поэтапного выполнения работы:
I этап (эскиз) 1. выполнить предварительный эскиз в цвете, передающий общее образное впечатление
II этап (картон) 1. наметить центр композиции 2. наметить основные габаритные массы 3. наметить направление волн, с учетом линейной перспективы 4. прорисовать волны, с учетом выбора состояния природы 5. отметить и прорисовать границу света, тени и полутени по всему протяжению волн 6. наметить и прорисовать судно 7. прорисовать работу в тоне графически 8. откорректировать работу по массам с учетом тонального решения
III этап (работа на холсте) 1. перевести линейный рисунок картона на холст 2. определится с колористическим решением 3. составить палитру для выполнения работы 4. руководствуясь тональным решением картона, выполнить работу в цвете
Заключительная часть Блиц – выставка работ учащихся, обсуждение выставки.
Оснащение занятия Для педагога: • компьютер • диски DVD с фильмами: «Секретный фарватер», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» • диск DVD с мультфильмом «Катерок» • интернет адрес для просмотра произведений художников – маринистов: www.artsait.ru • иллюстрированные книги и альбомы с изображением судов различного типа • раздаточный материал
• репродукции произведений художников на морскую тематику • репродукции картин с изображение моря в различных состояниях • репродукционные альбомы и книги с красочными иллюстрациями на морскую тематику, которые, также, могут использоваться, как раздаточный материал • раздаточный материал с поэтапной прорисовкой кораблей различного типа • несколько листов бумаги графитный карандаш, кисти, темперные и акварельные краски для демонстрации графических и живописных приёмов
для обучающегося: • графитный карандаш • лист бумаги ф. А3 (А2) для картона • грунтованный холст нужного формата • темперные краски (не менее 12 цветов) • акварельные краски
Литература • Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство», изд. центр «Вентана – Граф», М., 2012г. • «Советы мастеров» под редакцией Л.Голубинской, изд. Художник РСФСР, 1979г.
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!
Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]