МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – КАК РЕСУРС ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – КАК РЕСУРС ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Музейная педагогика - это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основная цель музейной педагогики - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "Музейная педагогика" возникло в 19 веке в Германии. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начала формироваться с 60-х годов 20 века. Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, в музеях формируется образовательная концепция, которая основывается на диалоговых формах общения с аудиторией. Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся и имеет воспитательную и научно-познавательную ценность. Музей передает информацию о прошлой и современной культуре общества, что способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека. Это формирование эстетического идеала, воспитание эстетического вкуса и эстетических чувств, это развитие творческого мышления. Основные принципы музейной педагогики: • тесная органическая связь культуры и образования; • высокий уровень интеграции музея и школы; • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; • личностно ориентированный характер деятельности; • гуманистическая направленность; • педагогическая целесообразность. Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности подрастающего поколения посредством музейной педагогики может быть представлена в разных видах сотрудничества музея и школы. В настоящее время в школе № 1970 определились два направления: • школьный музей; • музей в образовательном пространстве школы.
В школе созданы и постоянно действуют музеи: • музей декоративно-прикладного искусства; • музей истории космонавтики; • музей истории книги; • музей комнатного цветоводства; • музей воинской славы. Каждый этаж школы оформлен в виде тематической экспозиции и является частью исторического музея школы. Музей декоративно-прикладного искусства, организованный в школе – это звено культурно-исторического воспитания. В его функции входит изучение бытовых и культурных особенностей народа. В коллекции музея представлены изделия народных умельцев, утварь, старинная одежда, мебель и многое другое. Все это отражает народную культуру XIX - XX вв. Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства. Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений учащимся необходимо создать условия для глубокого изучения народного искусства. Понимание значимости этой проблемы ведет педагогов к идее разработки конкретных этно - художественных образовательных проектов, программ и методик. Одним из направлений работы школьного музея декоративно-прикладного искусства является экспериментальная работа, которая направлена на внедрение музейной педагогики и преподавания декоративно-прикладного искусства в образовательную область «Технология». Тема экспериментальной работы: «Музейная педагогика – как ресурс эстетического и патриотического воспитания школьников». Цели экспериментальной работы: • обучение школьников художественному реконструированию объектов в целях расширения содержания основного и дополнительного образования; • совершенствование музейной педагогики с целью эстетического воспитания школьников на основе произведений народного декоративно-прикладного искусства; • формирование в школьном музее экспозиции детского декоративно-прикладного творчества. Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности, одним из важнейших качеств которой является творческая активность. Обучение декоративно-прикладному искусству органично способствует развитию художественного вкуса и раскрывает творческую активность учащихся на уроках по технологии. В ходе экспериментальной работы создаются методические условия изучения народного декоративно-прикладного искусства и работы школьного музея, как особого типа художественного творчества. Здесь возможны различные методы и приемы: беседы, экскурсии, этнографические походы, фольклорные праздники и спектакли и др. Художественное образование и опыт эстетического оформления среды приобретают учащиеся школы на занятиях по технологии, в мастерских и кружках работающих при музее. На этих занятиях учащиеся занимаются овладением приемов художественной обработки материалов при реконструк¬ции объектов в образовательной области технология. Результаты художественного творчества юные рукодельницы показывают на школьных и внешкольных выставках, конкурсах. Творческие работы учащихся представлены в школьной галерее – еще одном направлении работы музейной педагогики. При музее создана фольклорная группа, которая принимала участие в фестивале национальных культур и в проведении школьных праздников. Выпускается стенная газета и радиогазета, проводятся литературные чтения. Анализируя современное состояние работы школы, необходимо отметить огромную роль и значение национальной культуры и народного искусства как важного компонента эстетического и патриотического воспитания школьников. Музейная педагогика и декоративно-прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными ценностями этнической общности всех народов, сохраняет преемственность и традиции, регулирующие уровень ценностей, важных для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма, чувство национального самосознания.
Учитель технологии и руководитель Музея декоративно-прикладного искусства ГОУ СОШ № 1970 И.В.Шестакова