Четверг, 02.05.2024, 19:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – КАК РЕСУРС ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – КАК РЕСУРС ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Музейная педагогика - это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основная цель музейной педагогики - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "Музейная педагогика" возникло в 19 веке в Германии. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начала формироваться с 60-х годов 20 века.
Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, в музеях формируется образовательная концепция, которая основывается на диалоговых формах общения с аудиторией.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся и имеет воспитательную и научно-познавательную ценность. Музей передает информацию о прошлой и современной культуре общества, что способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве.
В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека. Это формирование эстетического идеала, воспитание эстетического вкуса и эстетических чувств, это развитие творческого мышления.
Основные принципы музейной педагогики:
• тесная органическая связь культуры и образования;
• высокий уровень интеграции музея и школы;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
• личностно ориентированный характер деятельности;
• гуманистическая направленность;
• педагогическая целесообразность.
Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности подрастающего поколения посредством музейной педагогики может быть представлена в разных видах сотрудничества музея и школы.
В настоящее время в школе № 1970 определились два направления:
• школьный музей;
• музей в образовательном пространстве школы.

В школе созданы и постоянно действуют музеи:
• музей декоративно-прикладного искусства;
• музей истории космонавтики;
• музей истории книги;
• музей комнатного цветоводства;
• музей воинской славы.
Каждый этаж школы оформлен в виде тематической экспозиции и является частью исторического музея школы.
Музей декоративно-прикладного искусства, организованный в школе – это звено культурно-исторического воспитания. В его функции входит изучение бытовых и культурных особенностей народа. В коллекции музея представлены изделия народных умельцев, утварь, старинная одежда, мебель и многое другое. Все это отражает народную культуру XIX - XX вв.
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.
Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений учащимся необходимо создать условия для глубокого изучения народного искусства. Понимание значимости этой проблемы ведет педагогов к идее разработки конкретных этно - художественных образовательных проектов, программ и методик.
Одним из направлений работы школьного музея декоративно-прикладного искусства является экспериментальная работа, которая направлена на внедрение музейной педагогики и преподавания декоративно-прикладного искусства в образовательную область «Технология». Тема экспериментальной работы: «Музейная педагогика – как ресурс эстетического и патриотического воспитания школьников».
Цели экспериментальной работы:
• обучение школьников художественному реконструированию объектов в целях расширения содержания основного и дополнительного образования;
• совершенствование музейной педагогики с целью эстетического воспитания школьников на основе произведений народного декоративно-прикладного искусства;
• формирование в школьном музее экспозиции детского декоративно-прикладного творчества.
Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности, одним из важнейших качеств которой является творческая активность. Обучение декоративно-прикладному искусству органично способствует развитию художественного вкуса и раскрывает творческую активность учащихся на уроках по технологии.
В ходе экспериментальной работы создаются методические условия изучения народного декоративно-прикладного искусства и работы школьного музея, как особого типа художественного творчества. Здесь возможны различные методы и приемы: беседы, экскурсии, этнографические походы, фольклорные праздники и спектакли и др.
Художественное образование и опыт эстетического оформления среды приобретают учащиеся школы на занятиях по технологии, в мастерских и кружках работающих при музее. На этих занятиях учащиеся занимаются овладением приемов художественной обработки материалов при реконструк¬ции объектов в образовательной области технология. Результаты художественного творчества юные рукодельницы показывают на школьных и внешкольных выставках, конкурсах. Творческие работы учащихся представлены в школьной галерее – еще одном направлении работы музейной педагогики. При музее создана фольклорная группа, которая принимала участие в фестивале национальных культур и в проведении школьных праздников. Выпускается стенная газета и радиогазета, проводятся литературные чтения.
Анализируя современное состояние работы школы, необходимо отметить огромную роль и значение национальной культуры и народного искусства как важного компонента эстетического и патриотического воспитания школьников. Музейная педагогика и декоративно-прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными ценностями этнической общности всех народов, сохраняет преемственность и традиции, регулирующие уровень ценностей, важных для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма, чувство национального самосознания.

Учитель технологии и руководитель
Музея декоративно-прикладного искусства
ГОУ СОШ № 1970 И.В.Шестакова
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: ira1961 (13.11.2011) | Автор: Шестакова Ирина Витальевна E
Просмотров: 1716 | Комментарии: 1 | Теги: музей, декоративно прикладное искусство, технология, краеведение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Kayleigh  
Deadly accurate asenwr. You've hit the bullseye!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]