Занятие "Образ олимпийских игр в Сочи 2014 в технике лоскутного шитья"
Тема: "Образ олимпийских игр в Сочи 2014 в технике лоскутного шитья"
Цель: познакомить воспитанников объединения с историей воплощения идеи образа олимпийских игр в Сочи 2014, создать сувенирную продукцию в технике печворк. Задачи: • обучающие: формирование у детей представлений об идее образа олимпийских игр в Сочи 2014 и его оформлении; познакомить с мотивами орнаментов самых известных национальных промыслов России; • развивающие: развитие творческих способностей воспитанников, овладение детьми особым видом рукоделия -пэчворк (лоскутная техника - особого стиля шитья из кусочков ткани) • воспитательные: создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы сотрудничества педагога и обучающихся.
Оборудование: • ноутбук, проектор, слайдовая презентация фотографий 16 орнаментов России; • музыкальная фонограмма; • заготовки изделий сувенирной продукции, нитки, иголки по количеству детей
Ход занятия 1 часть - организационная Приветствие, создание настроя на предстоящую деятельность Здравствуйте, ребята. 25 апреля в Москве состоялась презентация оформления ХХII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр в Сочи (слайд 1).. В основу дизайнерского решения лег принцип "лоскутного одеяла" - сочетание 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России (слайд 2), от гжели до хохломы. Образ стал наглядным воплощением идеологии Игр, призванных выразить характер современной России, познакомить гостей со всего мира с традиционным русским гостеприимством.
2 часть – вводная. Российская Федерация – самое большое государство на карте мира – 1/7 часть суши, 17 миллионов квадратных километров, 9 часовых поясов, 13 морей, 160 народов, 180 языков. И сейчас я предлагаю вам на экране посмотреть то, каким образом будут оформлены олимпийские игры в Сочи в 2014 году. (видео презентация)
3 часть - основная Цель:познакомить с историей возникновения идеи оформления образа олимпийских игр Сочи 2014г. Мы все-такие разные, но нас объединяет одна страна, которой мы все вместе гордимся! На карте Россия – как лоскутное одеяло – зелёные океаны лесов соседствуют с сияющими ледниками и снежными горными вершинами, голубыми полотнами озёр и узкими полосками рек. В основу оформления олимпиады заложена идея сопричастности каждого жителя страны Играм в Сочи, отражение русского характера, сочетания противоположностей – холод/жара, горы/море и так далее. В России, как и во всем мире, каждый регион готов гордиться своей самобытностью. Поэтому и существует такое разнообразие народных традиций, песен и промыслов, подчеркивающих индивидуальность своих создателей. Каждая из этих индивидуальностей очень хороша сама по себе и зачастую самодостаточна. Но только используя эту роскошь выбора для отображения всего многообразия, творческий коллектив BOSCO в качестве собирательного образа предложил такое знакомое, доброе, теплое, насыщенное, разнообразное, характерное и просто любимое – ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО. Оформление создано по мотивам орнаментов самых известных национальных промыслов России. Здесь уфтюжская роспись и вологодское кружево, гжель и жостовская роспись, кубачинские узоры и павло-посадские платки, мезенская роспись и хохлома, якутские узоры и ивановский ситец. Идея ОБРАЗА ИГР, разработанная компанией BOSCO, содержит в себе характер и отражение севера и юга России, эмоциональность и сдержанность, деликатность и экспрессию, одним словом – русский характер, присущий каждому жителю страны-хозяйки Игр 2014 года. Национальные орнаменты, словно частицы самых ярких впечатлений об Играх в Сочи, соединяются в лоскутное одеяло – пестрое и гармоничное одновременно. Много поколений такое одеяло было непременным атрибутом настоящего русского дома. Со временем пэчворк - лоскутная техника превратилась в искусство, которым увлекались даже знатные особы. Историкам известен любопытный факт: супруга Петра I Екатерина собственноручно сшила мужу в подарок лоскутное одеяло. Сегодня же оно известно не только в России.Ведь именно оно, будучи родным как для Суздали, Иваново, Костромы, так и для других стран (Шотландии, Португалии, Японии, Австралии, Канады, Австрии, Монголии), является понятным и приятным.
Олимпийское лоскутное одеяло – это красота русской природы каждого времени года, самобытность и яркость характеров разных национальностей, ремесла, песни, танцы, люди, эмоции.
Цель: Знакомство с орнаментами (Презентация фото орнаментов) Я прошу Вас ребята – приступить к выполнению сувениров, и пока вы будете сшивать изделие. Я вам немножечко расскажу об орнаментах, и покажу их фотографии.
Знаменитая русская зима – глубокий синий цвет кобальта на белом фоне гжельских орнаментов будто белоснежные сугробы и ярко-синее небо, а вологодское кружево как морозные узоры на стекле. Нежность весны в палитре распускающихся цветов на павлопосадских платках. Пестрый ковер летнего луга в ярких цветах и травах на набивных рисунках русского ситца. Богатство золотой осени в сочетании красного, медово-золотистого и черного на хохломской посуде. Русская удаль и жизнерадостность частушек, достоинство и аристократизм палехской миниатюры, горячий темперамент кубачинских кинжалов и кубков Кавказа, сказочные птицы и животные в северодвинской живописи русского севера, самобытность орнаментов национальных нарядов Якутии.
ОРНАМЕНТЫ 1 Кубанские узоры (слайд 3, 4). Традиции южнорусской культуры нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме, поскольку большинство мужчин носили военную форму казаков. Рукава, ворот, манжеты и нижнюю часть подола традиционно вышивали мережками, крестом и гладью. Вышитые узоры – цветы, животные – не только украшали одежду, но и служили оберегами от злых сил. 2 Кубачинские узоры. Художественной обработкой металла на Кавказе начали заниматься еще в глубокой древности. Кубачинцы изготовляли не только холодное оружие, но и серебряную посуду и украшения. «Не старайся подделать, старайся выдумать», - говорили мастера. Такое отношение к ремеслу привело к зарождению знаменитых кубачинских узоров. Их основа – стилизованные растительные мотивы. 3 Гжель (слайд 5 – 7). В 60-ти километрах от Москвы раскинулся так называемый «Гжельский куст» - 27 деревень, где с середины 17 века добывают глину для фаянса и фарфора. Гжельскую посуду расписывают вручную оксидом кобальта, который после обжига в печи приобретает насыщенный синий цвет. 4 Хохлома (слайд 8-11). Старинный народный промысел, появившийся в 17 веке в Нижегородской губернии. На лоскутном олимпийском одеяле будет легко различить сочные красные ягоды земляники и рябины. В конце 19 века декоративную роспись по золотистому фону узнали и оценили в Европе. Удивительно, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. После того, как изделие покроют специальным составом и 3-4 раза обработают в печи, тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет хохломской посуды. 5 Жостовская роспись (слайд 12-14). Жостовская фабрика стала известна на весь мир благодаря расписным подносам. Почти два века мастера в деревне Жостово в Подмосковье вручную выводят яркими красками на черном фоне крупные цветы. На жостовских подносах используется интересный оптический эффект – по краям рисуют мелкие цветы, которые словно сливаются с темным фоном. Поэтому кажется, что основной узор словно выступает из глубины. 6 Вологодское кружево (слайд 15-16). Белоснежные кружевные узоры стали популярны в Европе еще в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных Вологодскими кружевами. При производстве ткани, например, используются всего две нити, при вязании – одна, а при плетении кружев их количество может достигать 60-ти и даже больше. В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. 7 Павлопосадские платки. В небольшом подмосковном городе Павловский Посад еще в 18 веке местные мастерицы делали платки с орнаментом из золотой нити. Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Сейчас, конечно, используют специальные шаблоны, что существенно упрощает процесс изготовления. В узоре преобладают пышные цветы и гирлянды. 8 Палехская миниатюра (слайд 17-19). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Мастера в поселке Палех Ивановской области расписывают шкатулки, ларцы, брошки, панно, заколки для галстука, игольницы. Родоначальниками палехского стиля считаются художники Голиков и Глазунов. Палех всегда славился своими иконописцами. Когда мастера познакомились с папье-маше, традиционная для иконы технология темперной живописи и условная стилистика изображения были перенесены с дерева на папье-маше. 9 Якутские узоры. В старину в Якутии по одежде и украшениям женщины можно было довольно точно узнать ее возраст, положение и даже количество детей, а также коров, лошадей и оленей. Самый популярный мотив в якутском орнаменте – лира. Это стилизованная конская морда. Очень важное значение имеют сочетания цветов. Черно-белый узор символизирует жизнь – смена дня и ночи, радости и горя. Зеленый – цвет роста, природы. Синий – цвет снега и воздуха. 10 Северодвинская живопись. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки распространили там искусство переписи книг, которые оформлялись с помощью различных декоративных приемов. Со временем мастера-переписчики перенесли эти приемы в повседневную жизнь, начали украшать бытовые предметы из дерева, придавая праздничность суровому северному быту. Северодвинская живопись отличается преобладанием красного цвета и сложными флористическими узорами, включая изображение сказочных птиц и животных. 11Мезенская роспись. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, протекающими на границе тайги и тундры. Характерной особенностью мезенской росписи является отсутствие характерной для Руси многоцветности. Стилизация рисунка сближает мезенскую роспись с древними наскальными рисунками русского Севера. 12 Ракульская роспись. Центр народной росписи на реке Ракулке (приток Северной Двины) открыла экспедиция Загорского музея-заповедника в середине прошлого века. Ракульская роспись имеет определенную живописно-графическую стилистику. Рисунок на лицевой стороне прялки имел, как правило, трехъярусную композицию: пышная извивающаяся ветвь наверху, изображение птицы в середине и цветок тюльпана на ножке. 13 Уфтюжская роспись. Район Верхней Уфтюги (приток Северной Двины) является настоящим музеем народного искусства. Здесь мастерили небольшие берестяные короба с крышкой. Для уфтюжской живописи характерно то, что большая часть поверхности остается непокрытой орнаментом. Композиция всегда одна и та же: гибкая веточка, несущая легкий цветок, раскинувшиеся «ресничками» листья, ягоды, птицы. 14 Трехгранновыемчатая резьба. Это национальный вид искусства у многих народов России. Этим способом широко пользовались при изготовлении прялок (самые известные – тарногские прялки, район Тарнога, Вологодская область). Главным узором был резной геометрический орнамент: розетки означают символ солнца, а теснящиеся пересеченные квадраты – образ возделанной земли. 15 Русский ситец. Славянские племена с X века занимались разведением льна, ткачеством холстов и полотен. Темой узора для будущей ткани часто становились окружающие предметы: «елочки», «горох», «цветы», «рубчики», «клетка». Часто для набойки использовались старинные лубки, изображения с прялок и наличников. 16 Узоры олимпийских одежд Сборной России. Узор олимпийской коллекции BOSCO – «перо жар-птицы» (слайд 20), был впервые представлен в коллекции Пекин 2008. До этого основным декоративным элементом был растительный узор с однокопеечной монеты дореволюционного выпуска. Перо жар-птицы стало олимпийским узором не случайно. Эта птица - из волшебного образа русских сказок, воплощающая мечту об удаче и благополучии. Этот узор стал поистине олицетворением восприятия Олимпийских одежд сборной России как у нас в стране, так и во всем мире. По ходу рассказа педагог подходит к каждому ребенку, поясняет, помогает сшивать детали, оказывает поддержку, хвалит.
4 часть - заключительная Какие замечательные у нас получились сувениры в технике лоскутного одеяла (слайд 21). Под песню «Звезда России» дети рассматривают изготовленные сувениры, дарят гостям.