Тема урока: Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.
Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.
Задачи: Обучающие: -закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса; -овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания Развивающие: -развивать интерес учащихся к хоровому пению; -развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля; Воспитывающие: -воспитывать любовь к хоровому искусству; -воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся; -воспитывать толерантное отношение друг к другу. Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Характеристика класса: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
Ход урока. I. Организационный момент
Приветствие учителя. -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке. -Итак, вы готовы к работе? -Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
II. Разминка
-В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка). -А теперь «подпитаем» мозг кислородом. (выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой) (Приложение 2).
III. Распевание (Приложение 3)
Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки. Повторение правил пения сидя и стоя: • при пении поза должна быть неподвижной; • правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция); • тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево; • вредным является совершенно излишнее поднимание плеч; • нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены; • нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения. ( учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует) -Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!
IV. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания
-А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 4). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа. -Песня относится к категории шуточных, игровых песен. Какой характер данного произведения? (веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный) -Размер (2/4) -Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur)) -Темп (быстрый) -Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой) -Штрихи (нон легато (non legato)) -Форма (сложная трехчастная со вступлением) -Строение I части ( период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием) -Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон) -Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части. -В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах) -А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание. (Работа в парах, оценивание товарища)
V. Сообщение темы урока
-Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да) -Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель» -Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)
VI. Разучивание I части песни «Журавель»
-Разбор этого произведения мы начнем с I части. Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование) • Разучивание всем хором партии альтов (A) • Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II) • Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I) -А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий) • Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе) • Каждая партия исполняет свою строчку -Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет? (Анализ выполненной работы)
VII. Итог
-Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.
VIII. Рефлексия.
-Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное). -Как вы физически чувствуете себя? • Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат) • Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат) • Я устал(а), мне плохо (черный квадрат) -Что можете сказать об уроке: • Мне было легко и интересно (красный квадрат) • Мне было трудно, но интересно (синий квадрат) • Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат) -Как вы оцениваете свою работу на уроке? • 5 (красный квадрат) • 4 (синий квадрат) • 3 (черный квадрат) Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IХ. Домашнее задание
Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007. 2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/ 3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/
Приложения к статье: http://mm-festival.letitbit.net/download/5909eaa4463ab2d16948c2e473c83d284/DanilovaYA.rar.html