Занимательная олимпиада по сольфеджио. Конспект урока
Занимательная олимпиада по сольфеджио_2 класс. Конспект урока
Цели и задачи: Основной целью занимательной олимпиады по сольфеджио ставится выявление музыкально одаренных, перспективных учеников. Задачами олимпиады являются: • Повышение интереса учащихся к предметам теоретического цикла ДМШ; • Сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых мультимедиафрагментов; • Выявление наиболее одаренных учеников; • Применение новых форм и методов работы на уроке сольфеджио; • Обмен опытом работы преподавателей теоретического отдела.
Условия проведения: Занимательная олимпиада проводится в рамках и в форме очередного урока по сольфеджио для всех учащихся 2-го класса во всех параллелях школы. Кабинет должен быть оборудован компьютером (ноутбуком) с большим монитором либо с выводом изображения на экран телевизора или через проектор на доску. На компьютере должна быть установлена программа для работы с презентациями Microsoft PowerPoint.
Программные требования и подсчет баллов: 1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу (знаки в тональности до двух включительно, порядок ключевых знаков, ступени в тональностях, включая главные ступени и трезвучия лада, виды минора, количественная и качественная сторона интервалов, виды трезвучий). 10 заданий. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
2 тур – письменный по пройденным тональностям и ритмам (работа с ритмическим примером со ступенями – запись его нотами в предложенной минорной тональности, изменение ступеней в соответствии с предложенным видом минора, поиск в примере предложенных главных ступеней лада). 3 задания. За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла (см. ниже оценивание каждого задания).
3 тур – определение на слух (виды гамм, интервалы, виды трезвучий) - письменное. 3 задания. За каждый правильный ответ присуждается 1-2 балла (см. ниже оценивание каждого задания).
4 тур – пение заранее разученного номера наизусть с аккомпанементом – поочередное выступление. Максимально присуждается 5 баллов. (оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры: точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов, неточность в одной из характеристик – 4 балла, неточность в нескольких характеристиках – 3 балла, неточность в большинстве характеристик – 2 балла, очень слабое пение и игра – 1 балл)
Всего 27 баллов.
Все ответы на задания 1,2,3 тура ученики вписывают в специальный Бланк ответов. При проведении 4 тура выступающий ученик отдает Бланк ответа преподавателям для оперативного оценивания задания этого тура.
После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов 1,2,3 тура и суммирование баллов, а также выявление победителей: ученики, набравшие наибольшее количество баллов по всем параллелям, признаются победителями занимательной олимпиады по сольфеджио (распределяются I, II и III места).
Награждение: Учащиеся, занявшие I, II и III места, награждаются памятными медалями и подарками.
Жюри: Преподаватели теоретического отдела.
Время и место проведения: Март 2012 года. Все филиалы ДМШ№2 г.Подольск.
Подготовка к мероприятию: Преподавателям передается презентация с заданиями олимпиады в электронном виде. Распечатываются Бланки ответов для каждого ученика.
Ход мероприятия: Ученикам раздаются Бланки ответов. Объясняется общий ход занимательной олимпиады. На примере слайда №2 презентации объясняются правила заполнения бланков.
1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Задание 1 (слайд №2) Перед вами ключевые знаки. Вопрос: Сколько знаков в тональности Ре мажор? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 2 (слайд №3) Перед вами называния тональностей. Вопрос: в какой тональности нота «соль» будет второй ступенью? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 3 (слайд №4) Перед вами называния главных ступеней. Вопрос: Как называется IV ступень? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 4 (слайд №5) Перед вами изменения ступеней минора. Вопрос: Что происходит в мелодическом миноре при движении вверх? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 5 (слайд №6) Перед вами варианты строения гамм. Вопрос: Какое строение имеет минор? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 6 (слайд №7) Перед вами варианты порядка ключевых знаков. Вопрос: Какой порядок имеют диезы? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 7 (слайд №8) Перед вами обозначения интервалов. Вопрос: Какой цифрой обозначается интервал септима? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 8 (слайд №9) Перед вами названия интервалов. Вопрос: Как называется интервал, который обозначается цифрой 4? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 9 (слайд №10) Перед вами количество тонов в интервалах. Вопрос: Сколько тонов в квинте чистой? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 10 (слайд №11) Перед вами обозначения видов трезвучий. Вопрос: Как обозначается минорное трезвучие? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
2 тур – письменный по пройденным тональностям и ритмам. За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла.
Задание 1 (слайд №12) Перед вами ритмический пример со ступенями. Задание: Напишите этот пример нотами в тональности ре минор, соблюдая ритмический рисунок и ступени - в соответствующей строке бланка. (оценивается правильность написания нот и длительностей: от 0 до 1 ошибки – 3 балла, от 2 до 3 ошибок - 2 балла, от 4 до 5 ошибок – 1 балл, 6 и более ошибок – 0 баллов)
Задание 2 (слайд №12) В полученном нотном примере превратите натуральный вид минора в гармонический путем повышения нужных ступеней: Впишите нужные знаки около нужных нот. (оценивается правильность определения нужных нот и знаков: 0 ошибок – 2 балла, 1 ошибка - 1 балла, 2 и более ошибки – 0 баллов)
Задание 3 (слайд №12) В полученном нотном примере найдите ступень, которая является доминантой для этой тональности. Обведите все полученные ноты в кружок. (оценивается правильность определения нужной ноты и количество таких нот: 0 ошибок – 2 балла, 1 ошибка - 1 балла, 2 и более ошибки – 0 баллов)
3 тур – определение на слух. За каждый правильный ответ присуждается 1-2 балла.
Задания 1,2,3 (слайд №13) Перед вами обозначения гамм, интервалов и аккордов. Задание 1: Послушайте один из видов гаммы. Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка. (оценивается правильность лада и вида: определен лад и вид – 2 балла, определен лад, но не определен вид – 1 балл, не определены лад и вид – 0 баллов)
Задание 2: Послушайте один из интервалов. Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка.
Задание 3: Послушайте один из видов трезвучий. Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка.
4 тур – пение заранее разученного номера наизусть с аккомпанементом. Максимально присуждается 5 баллов.
Перед вами домашний номер. Задание: Спойте его наизусть с аккомпанементом. (оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры: точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов, неточность в одной из характеристик – 4 балла, неточность в нескольких характеристиках – 3 балла, неточность в большинстве характеристик – 2 балла, очень слабое пение и игра – 1 балл)
Подведение итогов: Поздравление учеников с участием в занимательной олимпиаде, благодарность за проделанную работу, нацеливание на дальнейшую активную музыкальную деятельность. Исполнение учениками песни Я. Дубравина «Музыка» под аккомпанемент преподавателя.
На следующем по плану уроке - Поздравление победителей.
Приложение к конспекту урока: http://mm-festival.letitbit.net/download/470f6d699d4d540791d3bb218d1f6a0e3/______________________________________2__________________.pptx.html