Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Дикие животные Сахалина»
Конспект образовательного мероприятия Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Дикие животные Сахалина» Автор образовательного мероприятия: Калашникова Раиса Петровна, воспитатель, первая квалификационная категория. Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»» г. Долинск, Сахалинской области. Цель: формирование знаний о диких животных, их образе жизни, повадках. Задачи: 1. Закрепить представление детей о диких животных Сахалина. 2. Уточнение и расширение словаря по теме. 3. Закрепление представлений о смене времен года, характерных признаках. 4. Развитие диалогической связной речи, физиологического дыхания; тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и слухового внимания; логического мышления. 5. Совершенствование грамматического строя речи. 6. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств к природе. Оборудование и материалы: Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, Фонограмма с записью песни о весне и фрагментом колыбельной мелодии. 4 Стола. Цветные карандаши по количеству детей. Разрезные картинки с изображением животного (крупные пазлы). Геометрические фигуры – части тела животных. Листы бумаги А-4 на каждого ребенка. Трафареты с изображением белки. Мяч резиновый. Наклейки с изображением диких животных для каждого ребенка. Помещение для проведения мероприятия: Групповое помещение. ИКТ-приложение к занятию: Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point «Дикие животные». Предварительная работа: Экскурсия с родителями в зоопарк. Чтение стихов И. Токмаковой и рассказов о диких животных Е. Чарушина. Просмотр DVD – фильма «Дикие животные». Разучивание дыхательного упражнения «Лесной воздух» и игрового упражнения «Медведь» с воспитателями группы. Обучение составлению рассказов-описаний по картинкам в индивидуальной деятельности. Разучивание с музыкальным руководителем песни о весне. Формирование умения разгадывания загадок. Обучение детей умению собирать фигуру животного из геометрических частей. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Слайд 2. Фон. Игровое упражнение «Улыбка». [Развитие коммуникативных навыков. Вовлечение детей в учебную деятельность.] Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! В о с п и т а т е л ь: - Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Дети выполняют упражнение. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационный момент. [Развитие диалогических умений, мышления.] В о с п и т а т е л ь: - У меня для вас ребятки, приготовлена загадка. Приготовьте ушки, слушайте внимательно. Тает снежок, ожил лужок День прибывает, когда это бывает? Д е т и: - Весной! Слайд 3. Весенний лес. В о с п и т а т е л ь: - Как вы догадались? Д е т и: - Потому что весной солнышко греет и снег тает и т.д. В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите в окно, какой сегодня день? Д е т и: - Солнечный, теплый, весенний. В о с п и т а т е л ь: - В такой замечательный день так и хочется выйти на улицу. Предлагая вам совершить прогулку в наш весенний лес. Вы согласны? Д е т и: - Да! В о с п и т а т е л ь: - В Сахалинский лес пойдем – песню о весне споем! Пение песни «Весна». [Совершенствование навыка хорового пения. Развитие координации речи с движением ] Воспитатель предлагает детям спеть песню, которую они выучили с музыкальным руководителем. Дыхательная разминка. Упражнение «Лесной воздух» [Развитие неречевого и речевого дыхания.] Каждому ребенку предлагается повторить упражнение, ориентируясь на действия воспитателя. В о с п и т а т е л ь: - Вот мы и в лесу. А какой чистый и свежий воздух здесь! Давайте почувствуем его, для этого вдох делаем носиком, надувая животик как шарик, а выдох – ртом, не спеша, проговаривая слово «хорошо». Дети выполняют упражнение. Воспитатель контролирует. Вводная беседа. [Уточнение словаря по теме «Дикие животные. Развитие диалогических умений.] В о с п и т а т е л ь: - Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Д е т и: - Животных. В о с п и т а т е л ь: - Верно, диких животных. Почему мы их так называем? Д е т и: - Они живут в лесу, сами добывают еду, сами строят жилище. Упражнение «Послушай и назови». [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи.] В о с п и т а т е л ь: - Верно. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте его и постарайтесь запомнить, названия каких диких животных в нем прозвучали. Весело аукнулась из лесу весна. Ей медведь откликнулся, проурчав со сна. Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач Всполошилась белочка, глянув из дупла, - Дождалась, пушистая, света и тепла!... В о с п и т а т е л ь: - Перечислите названия животных, которые вы запомнили. Д е т и: - Медведь, зайки, белочка, грач. В о с п и т а т е л ь: - Молодцы! Как вы думаете, кто в этом ряду лишний и почему? Д е т и: - Лишний грач. Грач – это птица, а все остальные звери. В о с п и т а т е л ь: - Умницы, похлопайте себе! ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Беседа о диких животных и продуктивная деятельность. [Рассматривание изображений животных. Развитие связной речи. Подготовка к составлению описательных рассказов о животных. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие воображения при создании пластических образов, на основе характерных признаков животного и музыкального впечатления. Развитие зрительного внимания, гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой моторики. Формирование умения узнавать, различать и называть геометрические фигуры, соотносить формы частей тела с геометрическими фигурами.] Слайд 4. Изображение зайца. В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите на изображение, кто прячется под кустом? Д е т и: - Заяц. В о с п и т а т е л ь: - Правильно. Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки? Д е т и: - Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки. В о с п и т а т е л ь: - Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной? Д е т и: - Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую. Воспитатель вместе с детьми перемещается к одному из столов, на которых разложены геометрические фигуры. В о с п и т а т е л ь: - Ребята, давайте составим фигурку зайца из геометрических фигур. Дети выполняют задание, проговаривая свои действия. Д е т и: - Это голова, она круглая. Это туловище – оно овальное. Это лапки и хвостик – они круглые. В о с п и т а т е л ь: - А еще про зайку можно сказать, что он быстроногий. Покажите, как прыгает зайка по лесу. Дети под музыку имитируют движение зайца. Слайд 5. Изображение лисы. В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите на изображение, кто бежит по лесной тропинке? Д е т и: - Лиса. В о с п и т а т е л ь: - Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост? Д е т и: - Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост. Воспитатель вместе с детьми перемещается ко второму столу (или магнитной доске), на котором разложены элементы пазл. В о с п и т а т е л ь: - Ребята, давайте составим фигурку лисы из частей, которые лежат на столе. Собирайте детали и называйте часть, изображенную на ней. Дети выполняют задание, проговаривая свои действия. Д е т и: - Это голова. Это туловище. Это лапы. Это хвост. В о с п и т а т е л ь: - Молодцы, красивая лиса у нас получилась! Для чего лисе длинный хвост? Д е т и: - Чтобы заметать следы. Чтобы охотник её не выследил. В о с п и т а т е л ь: - Покажите, как лиса заметает следы. Дети под музыку имитируют движение лисы. Слайд 6. Изображение белки. В о с п и т а т е л ь: - Ой, кто это на меня шишку уронил? Посмотрите на изображение, кто прыгает с ветки на ветку? Д е т и: - Белка. В о с п и т а т е л ь: - Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост? Д е т и: - Белка маленькая, серая. У неё большой пушистый хвост и кисточки на ушах. В о с п и т а т е л ь: - Скажите, где у белки находится дом и как он называется? Д е т и: - Дупло. Воспитатель приглашает детей к следующему столу, на котором разложены карандаши, листы бумаги и трафареты. В о с п и т а т е л ь: - Сейчас вы обведете фигурку белки. Какой карандаш вам нужен, чтобы обвести белку? Д е т и: - Оранжевый. В о с п и т а т е л ь: - Верно. Начинайте работу. Дети выполняют задание, воспитатель, если необходимо, оказывает помощь. В о с п и т а т е л ь: - Про белку можно сказать, что она шустрая и прыгучая. Покажите, как прыгает белка с ветки на ветку. Дети под музыку имитируют движения белки. Слайд 7. Изображение медведя. В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите на изображение, кто вышел на лесную поляну? Д е т и: - Медведь В о с п и т а т е л ь: - Правильно. Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы? Д е т и: - Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы. В о с п и т а т е л ь: - Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Релаксационная пауза. Игровое упражнение «Мишка». [Развитие слухового внимания; снятие усталости и эмоционального напряжения.] В о с п и т а т е л ь: - Пришло время нам играть, превращенье начинать. Дети кружатся вокруг себя и имитируют позу медведя. В о с п и т а т е л ь: Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез. Дети ходят как медведь. Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон. Ложатся на спину и закрывают глаза. Дети на спину легли и как Мишка, видят сны. Звучит фонограмма колыбельной мелодии. Птички стали щебетать, будем глазки открывать, Дети слушают пение птиц. Миша- миша, поднимайся, косолапый просыпайся. Уж на двор весна пришла, да тепло принесла. Открывают глаза, встают с ковра.
Слайд 8. Фон. Упражнение «У кого кто?». [Развитие ручной моторики. Совершенствование грамматического строя речи. Снятие зрительного напряжения.] В о с п и т а т е л ь: - 1-2-3-4-5 – встанем в круг мои друзья. Ребята, у диких животных весной появляются детеныши. Давайте вспомним, у кого кто? Я называю дикое животное и качу одному из вас мяч. Тот, к кому прикатился мяч- называет детенышей и катит мяч мне. В о с п и т а т е л ь: - Медведь. Р е б е н о к: - Медвежата. В о с п и т а т е л ь: - Лиса. Р е б е н о к: - Лисята. В о с п и т а т е л ь: - Белка. Р е б е н о к: - Бельчата. В о с п и т а т е л ь: - Заяц. Р е б е н о к: - Зайчата. В о с п и т а т е л ь: - А теперь называем одного детеныша. Медведица. Р е б е н о к: - Медвежонок. В о с п и т а т е л ь: - Лиса. Р е б е н о к: - Лисенок. В о с п и т а т е л ь: - Белка. Р е б е н о к: - Бельчонок. В о с п и т а т е л ь: - Заяц. Р е б е н о к: - Зайчонок. В о с п и т а т е л ь: - Отлично. Вы очень хорошо выполнили моё последнее задание. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Окончание занятия. [Подведение итогов занятия. Оценка работы детей.] В о с п и т а т е л ь: - А сейчас, 1-2-3, повернись и в саду очутись! Давайте вспомним, о чем мы беседовали сегодня? Р е б е н о к: - Мы говорили о диких животных, что у них появляются весной детеныши. В о с п и т а т е л ь: - Перечислите задания, которые вы выполняли. Р е б е н о к: - Складывали картинки из геометрических фигур, из частей, обводили силуэты животных. Играли с мячиком. Называли детенышей диких животных. В о с п и т а т е л ь: - Вы очень хорошо сегодня отвечали, были дружными и активными. Я вами горжусь! Похлопайте себе. Дети хлопают. В о с п и т а т е л ь: - На память о путешествии всем мы дарим эти наклейки с изображениями животных. Детям раздают наклейки с изображениями животных.