Четверг, 23.11.2017, 10:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

Конспект интегрированного занятия по развитию речи
Савинова Г.А. учитель-логопед
МБДОУ Алексеевский детский
сад №1 «Ромашка» Алексеевского
муниципального района РТ
«В зимней стране родственных слов»
Образовательная область «Коммуникация»
занятие для детей 6-7 лет
Лексическая тема «Зима»
Продолжительность: 30-35 минут
Аннотация: Данное занятие продолжает цикл занятий по этой теме. Учитель-логопед ставит задачу сформировать навыки и умения по данной теме. Использование мультимедийных средств, направленных на развитие мышления, памяти, внимания и активизацию речи, позволяют повысить мотивацию, заинтересованность детей. На занятии применяются индивидуальные и групповые формы работы.
Список слайдов используемых на занятии:
• Развитие произвольного внимания. «Найди слова со звуком С» (слайд №1)
• Развитие логического мышления. «Назови лишнюю картинку» (слайды № 2, 3)
• Образование притяжательных прилагательных. «Чьи следы?» (слайд №4)
• Составление предложений с предлогами. «Дикие животные зимой» (слайд №5)
• Развитие зрительной памяти. «Зимующие птицы на дереве» (слайд №6)
• Схема составления рассказа (слайд №7)
Конспект занятия
Интегрирование: коррекционное направление
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: Активизация словаря, развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать родственные слова;
- упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных;
- обобщать и систематизировать знания о зиме;
- закреплять умение составлять предложения с заданными словами;
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Педагогические приёмы: беседа, объяснения педагога, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, игровые задания и упражнения.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: снежинки; предметные картинки: снег, Снегурочка, снегирь, мороженое, подснежник, сне¬жинка, снеговик, снегоход; картонные снежинки - буквы разной высоты (М, О, Р, О, 3), слайды; мультимедиа; схемы предлогов; вырезанные из бумаги рукавички по две с одинаковым орнаментом; магнитная доска; .
Раздаточный материал: карточки для закрашивания, лист бумаги голубого цвета, простые карандаши, снежинки на липкой основе.
Предварительная работа: выучить текст физминутки, пальчиковой гимнастики, беседы о зиме.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети стоят полукругом около столов. Настрой на занятие.
Логопед. Давайте вспомним игру «Рукавички»
Раздаю вырезанные из бумаги рукавички (по две с одинаковым орнаментом).
Дети находят свою пару, обнимаются и говорят: «Здравствуй, здравствуй, это я – это парочка твоя»
Собираю рукавички и раздаю их снова.
Игра повторяется.
II. Актуализация знаний. Характеристика звука С
Логопед. Ребята, сегодня мы поговорим с вами об удивительном времени года. А помогать нам будет звук С. Давайте, вспомним, что мы о нем знаем?
Дети. Звук согласный, свистящий, глухой.
III. Постановка проблемы. Формулировка темы занятия. Слайд№1.
Дети садятся за столы.
Логопед. Предлагаю вам посмотреть на экран. Нужно назвать слова со звуком С.
Дети рассматривают слайд, называют слова со звуком С (снегопад, снег, снежинки, солнце, скворечник, сорока, снеговик, санки, сугроб, собака)
Логопед. Догадались, о каком времени года мы будем беседовать?
Дети. О зиме.
Логопед. Сегодня за правильный ответ вы будете получать снежинку. В конце занятия они нам помогут узнать, кто больше работал на занятии.
Какие три слова очень похожи друг на друга?
Дети. Снег, снегопад, снежинки
Сказка о родственных словах.
IV. Обогащение словаря. Подбор родственных слов (по вопросам).
Логопед. Ребята помогите мне найти родственные слова к слову зима. Я буду задавать вам вопросы. Как называется одежда, которую мы носим зимой? (Индивидуальные ответы).
Дети. Зимняя.
Логопед. Какие птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать?
Дети. Зимующие.
Логопед. Зверь в лесу пережил зиму. Значит, что сделал?
Дети. Перезимовал.
Логопед. Если рожь посеяли поздней осенью, под зиму, то какая она?
Дети. Озимая.
Логопед. Как вы называете ласковую зиму?
Дети. Зимушка.
Логопед. Как называется место, где зимуют животные?
Дети. Зимовье.
Логопед. От какого слова родились слова зимняя, зимующие, озимая, перезимовал, зимушка?
Дети. Зима.
Логопед. Ребята, что такое родственные слова?
Дети. Родственные слова – это близкие по звучанию и значению слова.
V. Развитие моторики. Игровое задание «Кто, где зимует?»
Предлагаю закрасить клеточки, отмеченные точками, и узнать, кто где зимует.
Дети выполняют задание и называют: белка зимует в дупле, заяц зимует под кустом, лиса зимует в норе.
VI. Игровое упражнение «Вспомни слова». Рефлексия
Логопед. Я предлагаю вам встать в круг и ещё раз повторить родственные слова слову зима.
Дети встают в круг
Называю слово «зима» и бросаю снежок ребёнку. Ребёнок называет родственное слово и бросает снежок обратно
VII. Подбор родственных слов. (по картинкам)
Дети садятся на свои места
Логопед. Дети отгадайте загадку:
Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой
Как положишь на ладонь
Дети. Снег.
Логопед выставляет на наборном полотне картинки.
Логопед. Назовите картинки.
Дети. Снегурочка, снег, снегоход, снеговик, подснежник, снегирь, снежинка
Логопед. На какое слово похожи эти слова?
Дети. На слово снег.
Логопед. Как их можно назвать?
Дети. Родственные слова.
VIII. Пальчиковая гимнастика «Снежки»
Логопед. Теперь давай поиграем в снежки
Дети.
Раз, два, три, четыре
Дети загибают пальцы, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили.
Меняют положение ладоней — лепят
Круглый, крепкий
Соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук.
Очень гладкий
Гладят ладонью одной руки кисть другой
И совсем-совсем не сладкий
Грозят пальчиком
Раз — подбросим
Подбрасывают воображаемый снежок
Два — поймаем
Ловят воображаемый снежок
И вперёд его бросаем
Бросают воображаемый снежок
IX. Игровые упражнения. Назови картинку. Рефлексия. Развитие памяти
Логопед. Запомните, какие картинки мы выставили. А теперь проверим, кто, сколько картинок назовет. За ответ снежинку.
Вызванный ребёнок поворачивается спиной к наборному полотну и называет картинки. Остальные дети помогают.
X. Упражнение «Поставь снежинки по росту»
Подзываю к доске ребёнка. Предлагаю поставить снежинки по росту (на обратной стороне буквы).
Дети выполняют задания. Затем переворачивают снежинки.
Логопед. Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у вас получилось.
Дети. Мороз
XI. Подбор родственных слов без наглядной опоры
Логопед. Назовите родственные слова слову мороз.
За каждое слово дети получают снежинку. Если дети затрудняются, то помогаю наводящими вопросами.
Дети. Морозное утро, заморозки, морозилка, морозный (день), замороженные (продукты), морозец.
Хоровое повторение.
XII. Упражнение «Назови лишнюю картинку» Развитие логического мышления. Слайды №2, 3
Логопед. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая из них лишняя. Объясните почему.
Зимородок, зимушка, снегоход, озимые. Заморозки, подснежник, мороженое, морозилка. За ответы снежинку.
Дети называют все картинки, выделяют «лишнюю» и объясняют свой выбор. (Снегоход, мороженое)
XIII. Физминутка. Дети стоят около столов.
Мы катались на коньках,
Даже жарко стало! Имитируют катание на коньках
В снежки играли на поляне,
Всё нам было мало! Имитируют бросание снежков
Дружно мы на лыжи встали
И по снегу побежали, Имитируют катание на лыжах
А потом на санки сели,
Смело с горки мы слетели! Приседают
XIV. Образование притяжательных прилагательных. Игровое задание «Чьи следы?». Слайд №4, 5
Дети встают перед экраном.
Логопед. Дети, представьте, что вы пришли в лес! Что вы увидите на снегу?
Дети. Следы.
Дети определяют, кто оставил на снегу свои следы. Показывают, куда они ведут. Называют домики этих животных
Логопед. Дети, чьих следов мы не увидим в лесу? Почему? Каких ещё животных можно встретить в лесу зимой? (За ответы – снежинка)
Дети. Медведь и ёж зимой спят. Можно увидеть зимой лося.
XV. Ритмическая упражнение «Мороз»
Логопед. Ребята, вставайте. Давайте выполним упражнение «Мороз»
Улицей гуляет
Дедушка Мороз Дети хлопают по коленям
Иней рассыпает
По ветвям берёз. Щёлкают пальчиками
Ходит, бородою
Белою трясёт, Ритмично наклоняют голову
Топает ногою,
Только треск идёт. Притопывают.
XVI. Развитие зрительной памяти. Слайд №6
Логопед. Садитесь на стульчики. Кому ещё холодно бывает зимой?
Дети. Птицам.
Логопед. Назовите всех птиц.
Дети. Синица, воробей, голубь, ворон, сорока
Логопед. Запомните, как они размещены. (Слайд убирают (1 мин)).
Дети рассказывают ,где и какие птицы сидели раньше
Логопед. Как можно помочь птицам?
Дети. Повесить кормушки
XVII. Составление рассказа. Игра «Логический поезд»
Логопед. Из этих карточек-саночек мы будем собирать не совсем обычный поезд – логический. Нужно объяснить связь между этими предметами. За каждый ответ дети получают снежинку.
Дети составляют логическую цепочку на доске и объясняют свой выбор
XVIII. Составление рассказа о зиме. Слайд №7
Логопед. А сейчас давайте расскажем о зиме по схеме.
XVIII. Итог занятия
Логопед. Вот и подошла к концу наша беседа о зиме. Какие слова мы сегодня подбирали? А какие это слова? А сейчас наклейте свои снежинки на лист. У кого на листочке получился сильный снегопад – тот сегодня был самым активным
Дети выполняют и оценивают свою работу.

Ссылка на слайды:
http://mm-festival.letitbit.net/download/24fc322eb8d96f03d1546aa8d1e6811d2/SavinovaGA.ppt.html
Категория: Развитие речи | Добавил: SavinovaGA (31.03.2012) | Автор: Савинова Галина Александровна E
Просмотров: 1845 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]