Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Путешествие в мир цветов. Цель: обучение составлению описательного рассказа с опорой на визуальный графический ряд. Задачи: Образовательные: – закреплять знания видов и названий цветов, их строения; – знакомить с особенностями жизни, способами ухода; – развивать навыки словообразования; – развивать навыки связной речи. Коррекционные: – учить координировать речь с движениями; – развивать фонематическое восприятие; – развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру; – развивать общую и мелкую моторику. Развивающие: – расширять и активизировать глагольный словарь; – развивать самоконтроль за речью. Воспитательные: – воспитывать бережное отношение к природе; – воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация), «лужа» - из синей ткани, картинки в форме дождевой капли с отверстием для шнурка с изображенными на них различными эмоциональными состояниями, картинки с изображениями комнатных растений для формирования команд, графические модели для составления плана рассказа. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, физическая культура, музыка. Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, чтение о цветах, наблюдение.
Перечень, формируемых универсальных учебных действий: Личностные: – развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации; – проявление инициативы, самостоятельности; – выполнение действий по словесной инструкции; – формирование умения работать по правилу и по образцу; – формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Регулятивные: – выполнение действий схематизации и моделирования; – самооценка собственной деятельности. Познавательные: – способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Коммуникативные: – вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета; – составлять описательный рассказ.
Ход непосредственно образовательной деятельности: Организационный момент: – Ребята, как настроение? Сегодня утром вы здоровались друг с другом? Как? – Привет! Салют! – Ребята, а как можно поздороваться со взрослыми людьми? – Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую Вас!
Основная часть: – Ребята, сегодня у нас в гостях Домовенок.(Слайд №2). Он хотел поселиться у нас в группе, в уголке природы, потому что он очень любит цветы. Но, что-то ему стало очень грустно. Как вы думаете, почему? – Конечно, ведь цветы у нас какие-то пожелтевшие, они пропадают. – Ребята, вы правы, а почему же так происходит? – Может надо полить? – Конечно, и не только полить, во-первых, нужно создать растениям необходимые условия для жизни, а во-вторых, регулярно за растениями ухаживать. – Ребята, как вы считаете, чтобы все это сделать что нужно? –Сначала надо узнать, какие бывают цветы, где растут цветы и как они устроены, зачем они нужны, как за ними ухаживать. –Ребята, а как узнать? Где? У кого? – В энциклопедии, в книге, в интернете, по телевизору, можно спросить у взрослых. – Конечно! Ребята, вы молодцы! Мы уже с вами знаем кое-что о цветах, но не все. А чего мы еще не знаем? – Мы не знаем, почему погибли наши растения? Как надо ухаживать? Чем полезны, мы не знаем? –Мы обязательно многое узнаем, посмотрев мультимедийную презентацию о цветах. А домовенку мы будем помогать? – Будем! –Как мы будем помогать домовенку? –Расскажем ему все о цветах, а еще можно посадить новые цветы! У меня дома есть маленький отросток! –Конечно, вы молодцы! Сначала посмотрим, потом составим рассказы. Готовы? Тогда – за дело! –Ребята, но как же нам все успеть? – Разделиться на команды. – Отличная идея. А начнем мы с того, что отправимся путешествовать в мир цветов. –Цветы, которые растут в разных местах и называются по-разному. ¬– Розы, гладиолусы – садовые. (Слайд №3-№4) – А какой аромат!!! Как приятно подышать этим чудесным запахом. (Дыхательная гимнастика) –А теперь прогуляемся по полю. (Слайд №5-№6) –Ромашки, маки – полевые. – Ребята, что же необходимо цветам для жизни? –Земля, солнечный свет, воздух и вода. (Слайд №7) –Вода… Что это за шум? Кажется, это гром! (Слышится шум дождя) – Это дождь! (Логопед разбрасывает капельки дождя, на которых изображены различные эмоциональные состояния: радость, грусть, безразличие, испуг, злость, удивление, восхищение) –Дождь! Открывайте зонтики, чтоб не промокнуть. Вот и закончился дождь. Но капельки все равно попали на вас. Что же на них изображено? (Дети открывают воображаемые зонтики и называют эмоции.) – Давайте произнесем предложение «Вот и закончился дождь» с различными эмоциями: весело, грустно, злобно и т. д. (Дети произносят и закрывают воображаемый зонтик) – Здорово у вас получилось! – И, конечно, после дождя остались …? – Лужи. – Да, смотрите, какая большая лужа. Ее сможет перепрыгнуть тот, кто ответит на вопрос. Цветы что делают? (Дети отвечают и перепрыгивают) – Растут, цветут, лечат, очищают воздух, дышат, пьют воду … – Конечно, ребята, правильно. Давайте разберемся, как же пьют и питаются растения. (Слайд №8 - №9) –Ребята, смотрите, опять веселое солнышко ярко светит, и отражается в луже. Давайте, подойдем ближе и посмотрим. Здесь можно увидеть и отражение не только солнца, но и цветов. Дети и логопед смотрят на картинки. – Посмотрим внимательно и скажем цветы какие? (Красивые, нежные, ароматные, цветущие, ядовитые, полезные, лечебные, комнатные и т.д.) –Ребята, мы снова находимся в комнате, но наше путешествие продолжается. Тут тоже есть цветы! Если мы в комнате, то здесь нас окружают…? –Комнатные цветы. (Слайды №10 –№14) – Верно, ребята! Ребята, а как они называются? – Бегония, традесканция, сансевиерия, фиалка, хлорофитум! –Ребята, как же нужно ухаживать за растениями, чтобы они всегда нас радовали своим цветением? (Слайд №15) –Поливать, опрыскивать, рыхлить… –Отлично, ребята, вы замечательно сегодня отвечаете!
Заключительная часть: – Ребята, многое мы сегодня сказали о цветах. И многое узнали. Давайте вспомним все, что мы сегодня говорили: и слова-признаки, и слова-действия. Составим красивый рассказ. А что нам в этом поможет? – План. –Конечно, давайте посмотрим, что нам пригодится для составления рассказа. (Логопед предлагает детям всех команд графические изображения для плана) – Вы составите красивый рассказ о цветах, тогда домовенок останется у нас. Мы будем дружить. Ребята, смотрите: у вас на спинках стульев приклеены картинки с комнатными растениями. Так у нас получатся команды. Каждая команда расскажет нам и домовенку о своем растении. (Каждая команда составляет рассказ). – Вы уже немного устали, вы очень старались, чтобы подробно рассказать нашему гостю о цветах. Давайте отдохнем и посмотрим, ведь домовенок приготовил для нас сюрприз. (Демонстрация видеоролика о том, как распускаются цветы) –Ребята, как вы думаете, что это значит? –Это значит, что домовенку понравились наши рассказы. –Конечно, вы молодцы! И еще, ребята, домовенок понял, что вы хотите посадить комнатные растения и научиться за ними ухаживать, чтобы в нашем уголке природы всегда были красивые цветы. – А какие же цветы мы посадим? Ребята, вы дома с родителями обсудите, пожалуйста, этот вопрос. И приготовьте для нас рассказ о каком-нибудь комнатном растении, которое есть у вас дома. Может у мамы есть какое – то любимое растение. Я родителям сообщу, как ваш рассказ оформить, чтобы получился настоящий «паспорт растения». А потом мы с вами выберем, какие растения больше всего подходят для нашего уголка. Посмотрите на экран, что вы видите? (Слайд №16) Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня молодец! (Дети оценивают себя) –Я молодец, потому что… 1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. 2. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. 3. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. 4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений / Н.Е. Арбекова.–М.: Издательство ГНОМ, 2010. Приложение к статье - BengardtOA_prezentaciya.zip http://moi-file.ru/eerpdgunyq3c.html