Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"
Ход занятия: 1. Организационный момент - Доброе утро! – Птицы запели. - Добрые люди Вставайте с пастели, Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идет по домам. Вы поскорее ко мне подойдите И друзей с собой видите - Вас в круг, ребята, собираю! Пообщаться приглашаю! (Дети собираются около педагога)
2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент. - Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик) Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне. - Ребята, а где живет ежик? (в лесу) - Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай. - Скажите, какое сейчас время года? (Осень) - Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы) - Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу. - Вы готовы? Тогда в путь
3. Работа по теме «Дары осени в огороде» а) Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)
Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)
- Катится колючий ежик, Нет ни головы не ножек Мне по пальчикам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит Бегает туда-сюда, Мне щекотно, да, да, да Уходи колючий еж, В темный лес, где ты живешь.
б) Упражнение «Назови овощи» - Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)
Слайд №3
- Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды
Слайд №4
- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи) - Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.
- Картофель (выкапывают) - Лук (срезают) - Редис (выдергивают) - Помидор (срывают) - Морковь (выдергивают, а большую выкапывают) - Баклажан (срывают) - Перец (срывают) - Свекла (выдергивают, а большую выкапывают) - Капусту (срезают)
г) Упражнение «Повтори слова» - Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис. - Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит? Ежик: Нет - Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?
- А теперь нам надо отправиться, за фруктами.
4. Работа по теме «Дары осени в саду» а) Упражнение «Назови фрукты» - Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев
Слайд №6
- Посмотрите и скажите, что растет в саду
Слайд №7
б) Упражнение «Один много» - Надо собрать фрукты для ежика в корзину. Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило. - На картинке одна груша, а ежику надо много (груш) - Одно яблоко, много (яблок) - Один банан, много (бананов) - Один апельсин, много (апельсинов) - Один лимон, много (лимонов) - Один мандарин, много (мандаринов)
в) Упражнение «Назови садовые ягоды» - Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?
Слайд №8
- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал. - Давайте ежику расскажем об этих ягодах
г) Упражнение «Опиши ягоду» - Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус
- Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая • Ай-да скромница-клубника, Твоего не видно лика. Раскраснелась со стыда. Ох, не скрыться никуда.
Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом - Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью. - Смородина (форма, размер, цвет, вкус) • Красная смородина До чего крупна! Кисленькая, вроде бы, Но с сахаром, вкусна!
- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус) • Не крапива, не шиповник, Но шипами так же густ... Называется - крыжовник Этот злой кошачий куст.
д) Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки) - Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)
Слайд №9 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)
Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной - Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине) И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание) А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам) Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
6. Работа по теме «Дары осени в лесу»
Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется
а) Упражнение «Назови лесную ягоду»
Слайд №10
- В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные) - Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка) - Какой гриб несъедобный? (Мухомор)
Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая
7. Подведение итогов - Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика Огурец, помидор, баклажан – это … Яблоко, груша, апельсин – это … Клубника, малина, смородина – это … Рябина, калина, ежевика – это … Опенок, сыроежка, груздь – это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. Досвидание.
- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путишествовать.