Четверг, 28.03.2024, 16:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

"Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ".
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стертых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать стертую форму дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выгодский, Н.И.Жинкин, Г.В.Гуровец, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская и др.).
Оптимальному решению данной задачи способствует использование в коррекционной работе с детьми специализированных компьютерных технологий.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Специалисту, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.
Анализируя заключения ПМПК детей посещающих логопункт, группу компенсирующей направленности ДОУ, можно сделать выводы об увеличение количества детей со сложным речевым и клиническим диагнозами.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Приоритетная задача применения ИКТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях ДОУ, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти нетрадиционные формы работы с использование компьютерных технологий, направленные на коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка.

Исходя из следующего является необходимым:
 Разработка системы использования компьютерных технологий в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе с детьми в условиях ДОУ;
 Создание максимально-комфортных условий для коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий.
 Повышение эффективности процесса коррекции нарушения языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на основе применения ИКТ;
 Внедрение в индивидуально - подгрупповую работу специальных компьютерных технологий;
 Отслеживание эффективности применения специализированных компьютерных технологий в коррекционном процессе;
 Снижение риска социальной дезадаптации дошкольников.

Новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей – логопатов, поэтому внимания требует особая проблема – общение ребёнка и компьютера. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого представляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «… компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнёром по общению» (Тимофеева Ж.А. 1997г).
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы – это вымышленные вещи. Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно – логического мышления создают предпосылки для коррекции у них нарушений лексико – грамматических средств языка.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Таким образом, использование компьютерных технологий в коррекционном процессе:
 даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.
 активизирует компенсаторные механизмы на основе сохранных видов восприятия, развития у детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:
 активизировать познавательную деятельность детей;
 индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;
 повышать интерес к обучению (мотивация);
 осуществлять дифференцированный подход;
 эффективно корректировать речевые нарушения.

А, главное, использование ИКТ позволяет:
 повысить учебную мотивацию воспитанников и эффективность усвоения ими знаний, умений и навыков;
 ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появления у них вторичных расстройств письменной речи;
 снизить риск социальной дезадаптации дошкольников;

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевая преграды на пути достижения успеха. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции речевых нарушений, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Считаю возможным использование компьютерных технологий воспитателями групп при формировании лексико-грамматических категорий и связной речи при наличие материально-технического оснащения.
Вижу необходимость и актуальность обучения родителей грамотно использовать компьютер в развитии ребенка, с соблюдением гигиенических норм.

Перспективы использования компьютерных технологий:
 в коррекционном дошкольном образовательном учреждении;
 в дошкольном образовательном учреждении общего типа;
 в группах кратковременного пребывания детей;
 для индивидуальной работы в условиях домашнего режима для ребенка с нарушением речи;
 в частной практике специалистов (учителя-логопеда, воспитателя).
 родителями и педагогами при подготовке детей к школе.
Категория: Развитие речи | Добавил: marina0810 (18.03.2012) | Автор: Аннаева Мунира Мунировна E
Просмотров: 4876 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]