"Использование мультимедийных презентаций в логопедическом сопровождении дошкольников с нарушениями речи"
Невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Компьютер быстро входит в жизнь каждого ребенка и становится хорошим помощником педагога при работе с детьми. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для дошкольников с нарушениями речи. При проведении занятий с воспитанниками по исправлению звукопроизношения в условиях логопункта, учитель-логопед одновременно устраняет и другие нарушения устной речи детей, такие как недостаточное понимание и различение грамматических форм; низкий объём словаря; вербальные замены; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста. Наш опыт показал, что компьютер не только способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической структур речи, но и повышает уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям. Одним из основных средств расширения детских представлений являются мультимедийные презентации. Презентация - это 1 обучающий мини – мультик; 2 электронная звуковая книжка с красивыми картинками; 3 отличное пособие, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны. Принцип детской электронной презентации - «развлекаясь – обучаюсь!» Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как 1 средство педагогического процесса. 2 удобный и эффективный способ предоставить ребенку информацию об окружающем его мире. Она сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Детская электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы). Такой показ «карточек» намного эффективнее обычного просмотра бумажных картинок: не надо искать материал (резать журналы, клеить, хранить в конвертах), изображение на компьютере можно редактировать (резать, уменьшать, менять цвет), использовать одну картинку в разных темах (презентациях), а самое главное – такие карточки легко и удобно хранить! Мы используем мультимедийные презентации при проведении НОД по: • ознакомлению с окружающим миром; • формированию лексико – грамматических категорий и связной речи; • формированию правильного звукопроизношения. А так же при проведении логопедического обследования и в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Просматривая презентацию, ребенок: 1 легко и ненавязчиво знакомится с разнообразием животного и растительного мира, начинает узнавать достопримечательности мира, транспорт, профессии, инструменты и т.д. 2 быстрее и лучше запоминает информацию; 3 подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь; 4 классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие; 5 учится сопоставлять картинку и звук; 6 задействует различные каналы восприятия; 7 моделирует такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. В наших ОУ не только компенсирующие группы строят свою работу в соответствии с лексическими темами, но и массовые. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоционально насыщенная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. В этом нам помогает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Мы активно используем разработки в этой области. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Наряду с готовыми, мы составляем и используем свои обучающие презентации по различным лексическим темам. Собственно составленные презентации позволяют: - проводить НОД по конспекту, не нарушая последовательности; - при подготовке к занятию в любой момент можно поменять картинки местами, убрать или дополнить их, добавить текст, озвучить фрагмент; - в зависимости от цели занятия, использовать либо всю презентацию, либо только её часть; Например, презентацию «Животные Севера» мы используем в процессе • обобщающей беседы о Севере; • беседы о животных Севера; • разговора о том, как приспосабливаются животные и птицы к условиям обитания на Севере; • при сравнении двух животных. - показать разнообразные презентации можно в любое время, при этом доставать с полок папки и искать картинки совсем не надо, все нужные презентации умещаются на диске или флешкарте, поэтому расширять развивающую среду в группе с помощью презентаций, гораздо проще и удобнее. В любую собственную презентацию всегда можно добавить звуковое сопровождение – музыку, звуки природы, голоса животных. Например, в презентации «Морские обитатели» мы использовали – звук прибоя. Яркие, красочные картинки мультимедиа создают эффект присутствия, ещё более усиливая впечатления. Дошкольникам это нравится. Они живо включаются в беседу, рассказывают свои ситуации и истории связанные с темой, тем самым не только обогащая и активизируя словарь, но и тренируясь в построении предложений. Наиболее понравившиеся презентации («Космос», «День Победы», "Мы читаем сказки Пушкина" и другие), дети предлагают показать и вне занятий, что позволяет закрепить материал, а полученные знания остаются в памяти на более долгий срок. В процессе работы нами были разработаны учебно-наглядные пособия, объединенные в серию под названием «Край наш северный». Наряду с речевыми, они решают и патриотические задачи в рамках использования регионального компонента. Используя презентации, мы проводим виртуальные экскурсии по тем местам, которые мы не можем посетить («Северодвинск», «Архангельск», «Малые Корелы», «Животные севера» и другие ). Во время просмотра презентаций, дети получают массу положительных впечатлений. Дома они рассказывают родителям об увиденном, совместно с ними ищут в энциклопедиях, Интернете дополнительную информацию и делятся ею в детском саду. Это создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей. Таким образом, ещё в дошкольном возрасте дети обучаются самостоятельному добыванию знаний, повышая свою познавательную активность, что сыграет немаловажную роль при дальнейшем школьном обучении. И ещё мы подметили такую особенность, которая характеризует педагогов, как творческих личностей: даже по одной и той же презентации занятия у всех педагогов проходят по-разному. Каждый находит в них свою «изюминку». Исходя из вышесказанного, можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях мультимедийных презентаций: 1 значительно возрастает интерес детей к знаниям; 2 развивается активность детей, непроизвольное и произвольное внимание; 3 за счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности; 4 применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка; 5 открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.
Список использованной литературы. 1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г. 2. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007. 3. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование – 1989 № 6. 4. Леонова Л.А., Макарова Л.В."Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004 5. Лизунова Л.Р."Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста". Пермь, 2005. 6. Лынская М.И.Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13). 7. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3. 8. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. 9. Никитина М. "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006 10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования . /Под ред. Полат Е.С.М.: Академия, 1999.
Ссылка на приложение: http://www.moi-file.ru/58euja54hs5v.html
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!
Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]