Воскресенье, 17.12.2017, 20:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

"Использование мультимедийных презентаций в логопедическом сопровождении дошкольников с нарушениями речи"
Невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Компьютер быстро входит в жизнь каждого ребенка и становится хорошим помощником педагога при работе с детьми. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для дошкольников с нарушениями речи.
При проведении занятий с воспитанниками по исправлению звукопроизношения в условиях логопункта, учитель-логопед одновременно устраняет и другие нарушения устной речи детей, такие как недостаточное понимание и различение грамматических форм; низкий объём словаря; вербальные замены; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста. Наш опыт показал, что компьютер не только способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической структур речи, но и повышает уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям. Одним из основных средств расширения детских представлений являются мультимедийные презентации.
Презентация - это
1 обучающий мини – мультик;
2 электронная звуковая книжка с красивыми картинками;
3 отличное пособие, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны.
Принцип детской электронной презентации - «развлекаясь – обучаюсь!»
Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога.
Презентация выступает как
1 средство педагогического процесса.
2 удобный и эффективный способ предоставить ребенку информацию об окружающем его мире.
Она сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Детская электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы). Такой показ «карточек» намного эффективнее обычного просмотра бумажных картинок: не надо искать материал (резать журналы, клеить, хранить в конвертах), изображение на компьютере можно редактировать (резать, уменьшать, менять цвет), использовать одну картинку в разных темах (презентациях), а самое главное – такие карточки легко и удобно хранить!
Мы используем мультимедийные презентации при проведении НОД по:
• ознакомлению с окружающим миром;
• формированию лексико – грамматических категорий и связной речи;
• формированию правильного звукопроизношения.
А так же при проведении логопедического обследования и в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Просматривая презентацию, ребенок:
1 легко и ненавязчиво знакомится с разнообразием животного и растительного мира, начинает узнавать достопримечательности мира, транспорт, профессии, инструменты и т.д.
2 быстрее и лучше запоминает информацию;
3 подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь;
4 классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие;
5 учится сопоставлять картинку и звук;
6 задействует различные каналы восприятия;
7 моделирует такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
В наших ОУ не только компенсирующие группы строят свою работу в соответствии с лексическими темами, но и массовые. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоционально насыщенная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. В этом нам помогает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Мы активно используем разработки в этой области. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Наряду с готовыми, мы составляем и используем свои обучающие презентации по различным лексическим темам.
Собственно составленные презентации позволяют:
- проводить НОД по конспекту, не нарушая последовательности;
- при подготовке к занятию в любой момент можно поменять картинки местами, убрать или дополнить их, добавить текст, озвучить фрагмент;
- в зависимости от цели занятия, использовать либо всю презентацию, либо только её часть;
Например, презентацию «Животные Севера» мы используем в процессе
• обобщающей беседы о Севере;
• беседы о животных Севера;
• разговора о том, как приспосабливаются животные и птицы к условиям обитания на Севере;
• при сравнении двух животных.
- показать разнообразные презентации можно в любое время, при этом доставать с полок папки и искать картинки совсем не надо, все нужные презентации умещаются на диске или флешкарте, поэтому расширять развивающую среду в группе с помощью презентаций, гораздо проще и удобнее.
В любую собственную презентацию всегда можно добавить звуковое сопровождение – музыку, звуки природы, голоса животных. Например, в презентации «Морские обитатели» мы использовали – звук прибоя. Яркие, красочные картинки мультимедиа создают эффект присутствия, ещё более усиливая впечатления. Дошкольникам это нравится. Они живо включаются в беседу, рассказывают свои ситуации и истории связанные с темой, тем самым не только обогащая и активизируя словарь, но и тренируясь в построении предложений.
Наиболее понравившиеся презентации («Космос», «День Победы», "Мы читаем сказки Пушкина" и другие), дети предлагают показать и вне занятий, что позволяет закрепить материал, а полученные знания остаются в памяти на более долгий срок.
В процессе работы нами были разработаны учебно-наглядные пособия, объединенные в серию под названием «Край наш северный». Наряду с речевыми, они решают и патриотические задачи в рамках использования регионального компонента. Используя презентации, мы проводим виртуальные экскурсии по тем местам, которые мы не можем посетить («Северодвинск», «Архангельск», «Малые Корелы», «Животные севера» и другие ).
Во время просмотра презентаций, дети получают массу положительных впечатлений. Дома они рассказывают родителям об увиденном, совместно с ними ищут в энциклопедиях, Интернете дополнительную информацию и делятся ею в детском саду. Это создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей. Таким образом, ещё в дошкольном возрасте дети обучаются самостоятельному добыванию знаний, повышая свою познавательную активность, что сыграет немаловажную роль при дальнейшем школьном обучении.
И ещё мы подметили такую особенность, которая характеризует педагогов, как творческих личностей: даже по одной и той же презентации занятия у всех педагогов проходят по-разному. Каждый находит в них свою «изюминку».
Исходя из вышесказанного, можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях мультимедийных презентаций:
1 значительно возрастает интерес детей к знаниям;
2 развивается активность детей, непроизвольное и произвольное внимание;
3 за счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
4 применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка;
5 открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.

Список использованной литературы.
1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
2. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007.
3. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование – 1989 № 6.
4. Леонова Л.А., Макарова Л.В."Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
5. Лизунова Л.Р."Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста". Пермь, 2005.
6. Лынская М.И.Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
7. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
8. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
9. Никитина М. "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования . /Под ред. Полат Е.С.М.: Академия, 1999.

Ссылка на приложение: http://www.moi-file.ru/58euja54hs5v.html
Категория: Развитие речи | Добавил: fktrcfylh (04.11.2013) | Автор: Ольга E
Просмотров: 1988 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 2
2  
Cпасибо, Наталья Леонидовна.

1  
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]