Конспект организованной образовательной деятельности для детей с нарушениями речи 6 года жизни (старшая группа) Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы» Тема занятия: «Конфетная страна. Звук [ы], буква Ы». Задачи: • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. • Актуализировать словарь по теме «Продукты питания». • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление точных ответов - предложений на заданный вопрос), грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе; образование формы множественного числа имен существительных). • Учить давать характеристику звука по его артикуляционным признакам. Познакомить со звуком и буквой Ы. • Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза. • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми. Оборудование: Мультимедийная установка, макет дерева с «конфетами», зеркала, схемы - конфеты для определения позиции звука, «чашки» для упражнений на дыхание, «волшебная конфета», пробки, фломастеры, звуковые схемы, игрушка еж, корзина с конфетами. Предварительная работа: работа над темой «Продукты питания, кондитерские изделия», экскурсии с родителями в магазин. Ход занятия: I.Организационный момент: Дети, к нам пришли гости. Гостей принято угощать чаем, печеньем, конфетами. Я всё приготовила и всех приглашаю в конфетную страну. А такая страна бывает? Это сказочная страна. Здесь вы научитесь говорить слова-признаки так, чтобы они дружили с другими словами, будете тренировать язык и губы, познакомитесь с новым звуком и буквой, будете учиться называть один предмет и несколько. II. Основная часть: В этой стране все сделано из шоколада. (Слайд №2 На экране автоматически появляются картинки) Всё, что вы здесь видите, назовите шоколадным. Земля из шоколада – шоколадная. А теперь вы расскажите вы об это стране. Ответы детей (согласование существительных и прилагательных в роде): трава – шоколадная, солнце – шоколадное, дерево – шоколадное, белка – шоколадная, облака – шоколадные, заяц – шоколадный, цветы – шоколадные, дом – шоколадный. Даже дождь и тот, какой? (Дождь шоколадный) (Слайд №3) Последите глазами за шоколадными каплями, как они падают. (Гимнастика для глаз) - Да, ребята, спору нет Сказок меньше чем конфет. В этой стране даже на деревьях растут конфеты. Педагог обращает внимание детей на «конфеты», которые развешаны по дереву. Вы рады, покажите, как вы радуетесь. (Упражнение на развитие мимики) - Чтобы съесть наши конфетки, Их сорвать нам нужно с ветки, А чтоб вкус ее узнать, Мало только их сорвать Нужно приготовить ротик, Чтобы смог он поработать. Чтоб конфетку прожевать, Надо наши губы, зубы, язычок тренировать. Мы сделаем зарядку вместе с Веселым язычком. 2. Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке» Наш Веселый Язычок проснулся и открыл окошко (упражнение «Окошко»). Он вышел на крыльцо («Лопаточка»), подул свежий ветерок, язычок поежился от холода («Змейка») и пошел пить чай. Чай был горячим и язычок стал дуть. (Тренажер «Чашка»). Чай остыл, и он стал пить чай «Кошка лакает молоко». Какой чай без конфет? Язычок ел конфету («Часики»), а потом прилепил к «потолку» («Грибок»), проглотил. Верхняя губа стала сладкой и нижняя («Вкусное варенье»). На верхней губе остался кусочек («Вкусное варенье»). Ему было весело, и он пел АУИ (дети повторяют), УИА, ИАУ. Мы сделали заряду вместе с язычком, пора и за конфеты приниматься. Ребята, а конфет здесь нет. Висят одни фантики. Ну как же получается Что сказки не кончаются, А конфеты навсегда Исчезают без следа. Какая неприятность, кто-то съел наши конфеты. Вы огорчились? Покажите, как вы огорчились? (Упражнение на развитие мимики) Что делают люди, когда у них случаются неприятности? (Плачут). Как? (ы-ы-ы-ы-ы-ы) Не огорчайтесь, мы обязательно узнаем, кто съел наши конфеты. Вспомните, какой звук мы произносили, когда плакали. (Звук [ы]). 3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Посмотрите в зеркало, что делают губы, когда произносят звук [ы]? (Улыбаются, но уголки опускаются вниз) Что делает язык? (Спокойно лежит во рту) Что можно сказать про голосок? (Свободно идет через рот) Как вы думаете, в каком домике живет звук [ы]? (В красном доме) Какой звук [ы]? (Он гласный) Как мы его будем обозначать? (Мы будем обозначать красным квадратом) 4. Развитие фонематического слуха. В моей волшебной конфете живет звук [ы]. Ой! Конфета открылась и звук [ы] улетел. Когда услышите звук [ы] поймайте его: а) а, у, ы, к, а, ы, и, о, ы, м, ы,х, ы, ы; б) ам, ык, от, ып, ух, ым. в) Конфет нет. Интересно, а как назывались конфеты? Давайте рассмотрим фантики от конфет. Что на фантике нарисовано, так конфета и называлась. Возьми по одному фантику. Как назывались ваши конфеты? (Дети дают названия своим конфетам: шары, цветы, мышка, рыба, коты, ягоды) Не все звуки [ы] я спрятала в конфету? Найдите, где он «спрятался» в ваших словах: в начале, средине или конце слов и обозначьте его красным квадратом. (Дети определяют место звука и объясняют: шары – звук [ы] стоит в конце слова; рыба – звук [ы] стоит в середине слова). Дети, а вы заметили, где стоял в словах звук [ы]? (В середине и конце слов) В русском языке нет слов, которые начинались бы на звук [ы]. 5. Пойдемте искать конфеты. Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять. Идем конфеты мы искать. Высоко вот так шагаем Слева, справа наблюдаем. Наклонились до земли И руками развели. 6. Работа над мелкой моторикой рук. Сидит белочка на ветке. (Рука сжата в кулак) Раздает она конфетки (Ладошка) Лисичке-сестричке, ежу колючему, (Считают пальцы) волку зубатому, мишке косолапому, заиньке усатому. 7. Знакомство с буквой. В волшебной стране спустился шоколадный дождь. (Слайд №4) Посмотрите, какая интересная лужа! На что она похожа? Да, она похожа на букву Ы. А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой – увы! Вы можете выложить букву Ы из пробок, из фломастеров. 8.Звуковой синтез и анализ. а) Дети, а вот на этих фантиках нет картинок, а значит и названий. Придумайте сами названия для конфет со звуком [ы]. Что получится, если я скажу [т] - [ы] (ты) (Объяснение значений этих слов), [м] - [ы] (мы), [п] - [ы] (пы). -А такое слово есть? (Нет) А если я скажу так: [п] - [ы] - [х] (Пых). Что обозначает это слово? (Ответы детей) В темном уголке сидит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Педагог показывает игрушку – ежа. Все конфеты он поел. И об этом пожалел. Чтобы вас не огорчать Он решил всех угощать. 9. Работа над словообразованием. А вот и конфеты! Еж вас угощает. (Педагог показывает корзину с конфетами) Съел конфетку - апельсин, дарит… (апельсины). (Слайд №5) съел он вкусный банан, а дает … (бананы), съел лимон – дает …(лимоны), сливу поменял на … (сливы), ананас на … (ананасы), грушу на - (груши). Пора их все скушать! Какой звук вы слышали в конце слов? III. Итог занятия. В какой стране вы сегодня были? Что интересного вы там узнали?
Литература: Агранович З.Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Агранович З.Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!
Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]