Четверг, 23.11.2017, 21:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

"Конфетная страна. Звук [ы], буква Ы".
Конспект
организованной образовательной деятельности для детей с нарушениями речи 6 года жизни (старшая группа)
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы»
Тема занятия: «Конфетная страна. Звук [ы], буква Ы».
Задачи:
• Развивать навыки фонематического анализа и синтеза, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
• Актуализировать словарь по теме «Продукты питания».
• Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление точных ответов - предложений на заданный вопрос), грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе; образование формы множественного числа имен существительных).
• Учить давать характеристику звука по его артикуляционным признакам. Познакомить со звуком и буквой Ы.
• Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
• Формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми.
Оборудование: Мультимедийная установка, макет дерева с «конфетами», зеркала, схемы - конфеты для определения позиции звука, «чашки» для упражнений на дыхание, «волшебная конфета», пробки, фломастеры, звуковые схемы, игрушка еж, корзина с конфетами.
Предварительная работа: работа над темой «Продукты питания, кондитерские изделия», экскурсии с родителями в магазин.
Ход занятия:
I.Организационный момент: Дети, к нам пришли гости. Гостей принято угощать чаем, печеньем, конфетами. Я всё приготовила и всех приглашаю в конфетную страну. А такая страна бывает?
Это сказочная страна. Здесь вы научитесь говорить слова-признаки так, чтобы они дружили с другими словами, будете тренировать язык и губы, познакомитесь с новым звуком и буквой, будете учиться называть один предмет и несколько.
II. Основная часть:
В этой стране все сделано из шоколада. (Слайд №2 На экране автоматически появляются картинки)
Всё, что вы здесь видите, назовите шоколадным. Земля из шоколада – шоколадная. А теперь вы расскажите вы об это стране.
Ответы детей (согласование существительных и прилагательных в роде):
трава – шоколадная, солнце – шоколадное, дерево – шоколадное,
белка – шоколадная, облака – шоколадные, заяц – шоколадный, цветы – шоколадные, дом – шоколадный.
Даже дождь и тот, какой? (Дождь шоколадный) (Слайд №3)
Последите глазами за шоколадными каплями, как они падают. (Гимнастика для глаз)
- Да, ребята, спору нет
Сказок меньше чем конфет.
В этой стране даже на деревьях растут конфеты. Педагог обращает внимание детей на «конфеты», которые развешаны по дереву.
Вы рады, покажите, как вы радуетесь. (Упражнение на развитие мимики)
- Чтобы съесть наши конфетки,
Их сорвать нам нужно с ветки,
А чтоб вкус ее узнать,
Мало только их сорвать
Нужно приготовить ротик,
Чтобы смог он поработать.
Чтоб конфетку прожевать,
Надо наши губы, зубы, язычок тренировать.
Мы сделаем зарядку вместе с Веселым язычком.
2. Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке»
Наш Веселый Язычок проснулся и открыл окошко (упражнение «Окошко»). Он вышел на крыльцо («Лопаточка»), подул свежий ветерок, язычок поежился от холода («Змейка») и пошел пить чай. Чай был горячим и язычок стал дуть. (Тренажер «Чашка»). Чай остыл, и он стал пить чай «Кошка лакает молоко». Какой чай без конфет? Язычок ел конфету («Часики»), а потом прилепил к «потолку» («Грибок»), проглотил. Верхняя губа стала сладкой и нижняя («Вкусное варенье»). На верхней губе остался кусочек («Вкусное варенье»). Ему было весело, и он пел АУИ (дети повторяют), УИА, ИАУ.
Мы сделали заряду вместе с язычком, пора и за конфеты приниматься.
Ребята, а конфет здесь нет. Висят одни фантики.
Ну как же получается
Что сказки не кончаются,
А конфеты навсегда
Исчезают без следа.
Какая неприятность, кто-то съел наши конфеты. Вы огорчились? Покажите, как вы огорчились? (Упражнение на развитие мимики)
Что делают люди, когда у них случаются неприятности? (Плачут).
Как? (ы-ы-ы-ы-ы-ы)
Не огорчайтесь, мы обязательно узнаем, кто съел наши конфеты.
Вспомните, какой звук мы произносили, когда плакали. (Звук [ы]).
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Посмотрите в зеркало, что делают губы, когда произносят звук [ы]? (Улыбаются, но уголки опускаются вниз) Что делает язык? (Спокойно лежит во рту) Что можно сказать про голосок? (Свободно идет через рот)
Как вы думаете, в каком домике живет звук [ы]? (В красном доме)
Какой звук [ы]? (Он гласный)
Как мы его будем обозначать? (Мы будем обозначать красным квадратом)
4. Развитие фонематического слуха.
В моей волшебной конфете живет звук [ы]. Ой! Конфета открылась и звук [ы] улетел. Когда услышите звук [ы] поймайте его:
а) а, у, ы, к, а, ы, и, о, ы, м, ы,х, ы, ы;
б) ам, ык, от, ып, ух, ым.
в) Конфет нет. Интересно, а как назывались конфеты? Давайте рассмотрим фантики от конфет. Что на фантике нарисовано, так конфета и называлась. Возьми по одному фантику.
Как назывались ваши конфеты? (Дети дают названия своим конфетам: шары, цветы, мышка, рыба, коты, ягоды)
Не все звуки [ы] я спрятала в конфету? Найдите, где он «спрятался» в ваших словах: в начале, средине или конце слов и обозначьте его красным квадратом. (Дети определяют место звука и объясняют: шары – звук [ы] стоит в конце слова; рыба – звук [ы] стоит в середине слова).
Дети, а вы заметили, где стоял в словах звук [ы]? (В середине и конце слов)
В русском языке нет слов, которые начинались бы на звук [ы].
5. Пойдемте искать конфеты. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Идем конфеты мы искать.
Высоко вот так шагаем
Слева, справа наблюдаем.
Наклонились до земли
И руками развели.
6. Работа над мелкой моторикой рук.
Сидит белочка на ветке. (Рука сжата в кулак)
Раздает она конфетки (Ладошка)
Лисичке-сестричке, ежу колючему, (Считают пальцы)
волку зубатому,
мишке косолапому, заиньке усатому.
7. Знакомство с буквой.
В волшебной стране спустился шоколадный дождь. (Слайд №4)
Посмотрите, какая интересная лужа! На что она похожа? Да, она похожа на букву Ы.
А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой – увы!
Вы можете выложить букву Ы из пробок, из фломастеров.
8.Звуковой синтез и анализ.
а) Дети, а вот на этих фантиках нет картинок, а значит и названий.
Придумайте сами названия для конфет со звуком [ы].
Что получится, если я скажу [т] - [ы] (ты) (Объяснение значений этих слов), [м] - [ы] (мы), [п] - [ы] (пы). -А такое слово есть? (Нет)
А если я скажу так: [п] - [ы] - [х] (Пых). Что обозначает это слово? (Ответы детей)
В темном уголке сидит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Педагог показывает игрушку – ежа.
Все конфеты он поел.
И об этом пожалел.
Чтобы вас не огорчать
Он решил всех угощать.
9. Работа над словообразованием.
А вот и конфеты! Еж вас угощает. (Педагог показывает корзину с конфетами) Съел конфетку - апельсин, дарит… (апельсины). (Слайд №5)
съел он вкусный банан, а дает … (бананы),
съел лимон – дает …(лимоны),
сливу поменял на … (сливы),
ананас на … (ананасы),
грушу на - (груши). Пора их все скушать!
Какой звук вы слышали в конце слов?
III. Итог занятия. В какой стране вы сегодня были? Что интересного вы там узнали?

Литература:
Агранович З.Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Агранович З.Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

Приложение:https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%2FChueva%20TN.ppt&name=Chueva%20TN.ppt&c=5279f9c7898b

Источник: http://yadi.sk/d/ezsR2aOFCDcdm
Категория: Развитие речи | Добавил: tanyny (03.11.2013) | Автор: Чуева Татьяна Николаевна E
Просмотров: 1295 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]