Воскресенье, 19.11.2017, 02:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

Создание цифровых образовательных ресурсов в логопедической практике
СОЗДАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Александровская Н. Ю.
МБДОУ г. Кудымкара
«ЦРР - Детский сад № 17 «Солнышко»

Формирование у детей правильной речи - важная задача в системе работы по обучению родному языку в детском саду. В последние годы значительно увеличился процент детей со сложными речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом, и зачастую процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать помощь большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей.
Эффективность логопедических занятий повышается при использовании наглядных материалов, однако современного ребенка невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками и игрушками.
Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование компьютерных технологий.
В 2008-2010 году в детском саду был проведен эксперимент, целью которого было выявление целесообразности использования компьютерных технологий в коррекции речи дошкольников. В ходе эксперимента были использованы методы изучения психолого-педагогической литературы, наблюдения, сравнительного анализа экспериментальных данных.
В ходе эксперимента было выявлено, что компьютер представляет широкие возможности использования моторного, слухового и зрительного анализаторов в процессе выполнения компьютерных заданий. Компьютерные технологии - современный инструмент педагога для преодоления дисбаланса между обучением и развитием ребёнка, возникающего в практике, когда обучение сводится к механическому заучиванию. Они позволяют представить информацию в яркой форме, что ускоряет запоминание материала и обеспечивает занимательную для ребенка форму экспериментирования. Ориентируясь на привлекательную графику, ребенок ищет приемы самоконтроля. Во время занятий с использованием компьютерных заданий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением.
Однако сегодня мы не можем не признать тот факт, что компьютер еще не стал мощным помощником учителям - логопедам в реализации коррекционных программ. Во-первых, специализированных логопедических программ и игр не так уж и много, во-вторых, разрекламированные разработки отпугивают высокой ценой, в–третьих, многие имеют несовершенства, требуют дополнений и изменений. В связи с этим возникла идея создать свой программный продукт - версию логопедических игр, известных детям в бумажном варианте, перенесенных на компьютерную основу.
В процессе создания компьютерной версии логопедических игр, было разработано и внедрено в практику электронное пособие, которое называется «Веселая семейка». Это семейка компьютерных героев. Пособие представляет собой систему взаимосвязанных гиперссылками презентаций. Оно содержит игры и упражнения на все группы звуков, которые чаще всего нарушаются. Это пособие позволяет работать над всеми сторонами речи. То есть логопед имеет возможность, работая над звуковой стороной речи, одновременно развивать у ребенка и фонематический слух, и обогащать словарный запас, и устранять несовершенства грамматического строя языка, и совершенствовать связную речь и развивать психические процессы. По этим направлениям и подобраны игры и упражнения данного пособия. При проведении артикуляционной гимнастики использование в качестве опоры картинок и символов в виде презентации позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. При автоматизации и дифференциации поставленных звуков выводятся на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок может назвать появившуюся картинку, выполнить нужное задание и получить от героя пособия поощрение за правильный ответ. В пособие включены игры на автоматизацию звука в слогах «Цветное пианино» (нажимая на цветные клавиши, ребенок проговаривает различные слоги), «Собери бусы» (ребенок мышкой собирает бусинки определенного цвета, проговаривая слоги), «Добавь слог» (в этой игре ребенок должен добавить определенный слог, чтобы получилось слово), «Выбери предмет» (в этой игре ребенок помогает героям выбрать подарки на определенный звук), «Четвертый - лишний» (ребенок должен исключить предмет, в котором нет названного звука). Программный продукт «Веселая семейка» может использоваться и при обучении навыкам звукового анализа. С этой целью в пособие включен звуковой тренажер. Пособие позволяет проводить работу и по формированию лексико-грамматических средств языка. Пособие содержит игры «Большой - маленький» (в этой игре ребенок учится образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Один - много» (в данной игре ребенок должен назвать предметы, правильно согласовав числительные с существительными). На этапе работы над предложением можно использовать игру «Добавь слово» (ребенок должен добавить к данной чистоговорке походящее по смыслу слово, и тогда появится картинка). В пособии есть возможность развивать психические процессы через игры «Четвертый лишний», «Путаница» (ребенок должен понять суть небылицы и назвать ошибки художника). Разработанное пособие может использоваться в логопедической практике как дополнение к традиционным методам. Оно позволит разнообразить процесс работы, внести в него яркость и привлекательность. Введение игровых форм обучения с использованием компьютерной графики побуждает детей к более активной речи, общению, повышает у них настроение и вызывает интерес к учебному процессу.
По данным диагностики детей, на конец эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень развития речи составил - 48%, выше среднего -43%, средний-9%, ниже среднего - нет; интерес к занятиям 95%. В контрольной группе высокий уровень – 48%, выше среднего – 37%, средний – 15%, ниже среднего – нет, интерес к занятиям – 60%.
Дети лучше усваивали материал, с интересом занимались на занятиях, сократились сроки автоматизации звуков, повысился уровень речевого развития детей, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью. Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению и эффективности коррекционной работы.

Библиографический список:
1. Белова-Давид Р.А. «Нарушения речи дошкольников» М.,Просвещение,1972
2. Косинова Е.М. « Уроки правильной речи» ЭКСМО, Москва, 2004
3. Кукушкина О.И. «Компьютер в специальном образовании» Дефектология, 1994, № 5
4. Репина З.А. «Новые информационные технологии: специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» Вопросы гуманитарных наук, 2004 ,№ 5
5. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Пермь, 2007
Категория: Развитие речи | Добавил: ziba (28.06.2012) | Автор: Александровская Наталья Юрьевна E
Просмотров: 1065 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]