Тема занятия: «Знакомство со звуком «Э» и буквой «Э» Возраст: 7-ой год Форма работы: подгрупповая Программное содержание Решаемые задачи: 1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «э». 2. Учить выделять звук из ряда гласных. 3. Развивать слуховое внимание. 4. Познакомить с буквой «Э». 5. Развивать мелкую моторику. Предметная среда Игровое и дидактическое оборудование: символ звука «Э»: девочка укориз-ненно говорит котенку: «ЭЭЭЭ…», звуковые линейки, красные кружки, заглавная и строчная буквы «Э». Используемые ЭОР: электронный образовательный ресурс ЗАО «Новый Диск-трейд» № 077 Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска. Ход занятия 1. Организационный момент Игра с мячом «Назови ласково»». Дети перебрасывают друг другу мяч со словами, обозначающими названия животных в уменьшительно-ласкательной форме: коза – козочка… 2. Основная часть 2.1.Знакомство со звуком. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке: Живет без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит. (Эхо). Детям объясняется правильная артикуляция звука «Э»: - губы в улыбке; - зубы сближены; - широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; - горлышко «работает». Символ звука «Э»: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ…». Характеристика звука «Э»: звук «Э» - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок. 2.2. Фонетическое упражнение. Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ…х!» 2.3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Э»: э, а, э, у, о, э…; эх, ах, ух, эх…; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля. 2.4. Найти лишнее слово в ряду ( по наличию или отсутствию звука «Э»): ав-тобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики. 2.5. Выделение звука «Э» из стихотворения: Электричество в домах, Свет горит на этажах, Экономить надо свет. Ты запомнил или нет? 2.6. Звуковой анализ слов (работа со «Звуковой линейкой»). Дети с помощью красного кружка показывают место звука «Э» в словах: экран, каноэ, электрик, статуэтка, этаж, дуэт. 2.7. Составь предложение. По опорным словам дети составляют предложения: - мы, третий, этаж, жить (Мы живем на третьем этаже.); - Лена, эскимо, купить (Лена купила эскимо.); - играть, футбол, Эдик, идти (Эдик идет играть в футбол.). 2.8. Физминутка. Выразить состояние людей заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу. (Грустно.) Закричали все «Ау!» (Громко.) Никто не отзывается, (Печально) Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!» Эхо! Эхо! (Весело.) Вот потеха. Это эхо каждый раз Передразнивает нас! Е.Благинина. 2.9. Знакомство с буквой «Э». Это – Э С открытым ртом И большущим языком. Г.Юдин 2.10. Работа с интерактивной доской (конструирование буквы). Дети по очереди работают «Карандашом». 2.11. Гимнастика для глаз. 2.12. Конструирование буквы «Э» из пальцев. Большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки – «язычок» буквы «Э». 3. Итог занятия Игровое задание: что похоже на букву «Э» (или наоборот: на что похожа буква «Э»).
Используемая литература 1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 2. Корнев А.Н. Подгтовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис-пресс, 2006. 3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. 5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 1999.