Здоровье - вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Тема занятия: Здоровье — это вершина, на которую каждый должен подняться сам (Н.Н. Брехман) Цель занятия: формирование здорового образа жизни и укрепление своего здоровья. Задачи занятия: - закрепить знания о здоровом образе жизни; - прививать навыки соблюдения гигиены человека и здорового образа жизни; - воспитывать чувство ответственности за свое здоровье. Форма занятия: соревнование между группами учащихся 9 класса. Оформление: плакаты о здоровом образе жизни. Оборудование: ПК, проектор и экран. Приглашенные: медработник школы, учитель биологии. План занятия: Быть здоровым – значит жить в радости. 1. Что такое здоровье? 2. Знание своего тела. 3. Гигиена тела. 4. Гигиена полости рта. 5. Гигиена питания. 6. Питание и здоровье. 7. Гигиена труда и отдыха. 8. Полезные и вредные привычки. 9. Профилактика инфекционных заболеваний. Ход занятия: 1. Что такое здоровье? Конкурс №1. Пословицы про здоровый образ жизни. • Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. • Здоровье, физкультура и труд рядом идут. • Посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. • В здоровом теле - здоровый дух. • Голову держи в холоде, а ноги в тепле. • Заболел живот, держи закрытым рот. • Быстрого и ловкого болезнь не догонит. • Землю сушит зной, человека болезни. • К слабому и болезнь пристает. • Поработал – отдохни. • Любящий чистоту – будет здоровым. • Здоровье не купишь – его разум дарит. • Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи. Что же такое здоровье? Каждая группа готовит свое видение этого вопроса (в виде рисунка). Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. • Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. • Психическое здоровье – состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием. • Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение. • Духовное здоровье - система ценностей и убеждений. • Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Назовите 7 составляющих здоровья и обсудить Правильная (традиционная) духовная ориентация; Отсутствие вредных привычек; Правильное питание; Достаточная физическая активность; Хороший психологический климат в семье и на работе; Внимательное отношение к своему здоровью; Поведение, направленное на создание семьи. Подготовьте ответ на вопрос: Что такое ЗОЖ? Здоровый образ жизни – это: 1) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье; 2) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья; 3) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание. Что можно считать Правилами здорового образа жизни: Думайте светлыми мыслями. Находитесь в позитивном восприятии жизни. Напитывайтесь хорошими эмоциями. Почаще улыбайтесь, особенно когда не хочется. Ищите повод улыбнуться, порадоваться простым вещам в жизни - солнцу, свежему. воздуху, шелесту листвы. Бывайте почаще на свежем воздухе, на природе. 2. Знание своего тела. Надо ли знать и изучать свое тело? Знание своего тела - знание своих пяти пальцев. Каждый палец - это живое существо. Можно ли по ногтевым пластинам человека определить состояние внутренних органов человека? На ногтевых пластинах человека отражается состояние внутренних органов. - Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. - Синеватый и фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца, сердечной недостаточности. - При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белесыми. - Если ногти желтеют, то это грибковые заболевания или гепатит. Или же вы много курите и плохо моете руки. - Белые точечки или полоски могут быть связаны с нарушениями в работе пищеварительной системы. Конкурс №2. Физкультурные минутки Показать комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ). ФМ для улучшения мозгового кровообращения: И. п. – сидя на стуле, • 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, • 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. • ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, • свести локти вперед, голову наклонить вперед, • локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно, • ФМ для снятия утомления с туловища. И.п.- стойка ноги врозь, • 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, • 3-4 – и.п., • 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. 3. Гигиена тела. Что такое гигиена тела? - Это гармоничное взаимодействие, сохранение и совершенствование всех систем нашего организма. "Чем больше созидательных сил ты тратишь, тем больше сил тебе прибудет”. 1. Спортивные секции и клубы для совершенствования своего тела. 2. Занятия йогой, спортивной или тяжелой атлетикой. 4. Гигиена полости рта. Средства гигиены: зубные щетки; зубные пасты; жидкие средства гигиены полости рта; флосы; зубочистки; жевательные резинки; ирригаторы, ёршики; 5. Гигиена питания. Гигиена питания изучает проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека. Следует остерегаться желудочно-кишечных расстройств и заболеваний. Нельзя грызть ногти, принимать пищу грязными руками, нельзя пить грязную воду, употреблять в пищу недоброкачественные и необработанные продукты. Чтобы защитить себя от этих болезней, необходимо: - предохранять пищу и воду от насекомых, содержать дом в чистоте; - мыть любые фрукты; - не хранить долго продукты перед приготовлением; - стерилизовать кухонные предметы, лучше в кипяченой воде; - следить за своевременным удалением отходов и отбросов. При рвоте не следует употреблять тяжелую пищу. Употребляйте питье маленькими порциями, через равные промежутки времени. Не солите пищу слишком обильно. Что такое лечебное питание? • диетология изучает питание больных и разрабатывает принципы лечебного питания • разработка рационального питания • санитарный контроль • профилактика пищевых отравлений Разминка. Показать пример гимнастики для глаз. Конкурс №3. Примерное меню школьника Составить примерное меню школьника. 6. Питание и здоровье • Здоровье школьников можно укрепить, не только грамотно дозируя учебные нагрузки, подключив занятия спортом, но и с помощью правильно организованного питания в школьной столовой. • Болезни органов пищеварения в структуре общей заболеваемости детей стоят на втором месте (после заболеваний органов дыхания). • Школьное меню должно соответствовать потребностям детского организма и по составу (баланс белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов), и по энергетической насыщенности. Десять суперблюд, защищающих сердце.
1.Черника 2.Виноград 3.Яблоки 4.Помидоры 5.Чеснок 6.Артишок 7.Зелень 8.Крупы 9.Огурцы и капуста 10.Алкоголь (польза и вред) 11. Рыба и рыбий жир 12. Какао и Шоколад 13. Чай 14. Сахарозаменители 15. Растительные жиры
7. Гигиена труда и отдыха. Прекрасное средство повышения работоспособности и профилактики утомления – активный отдых и физические упражнения. Максимальный уровень двигательной активности у школьников наблюдается в интервале 8-12 часов. 8. Полезные и вредные привычки. Конкурс №4. Полезные и вредные привычки
Полезные привычки Привычка завтракать Привычка чистить зубы Привычка делать зарядку Привычка - использовать контрастный душ Привычка подниматься по лестнице Привычка разминаться при выполнении однообразных действий
Вредные привычки Курение Алкоголизм Наркомания Ковыряние в носу Цыкать зубом Сплевывать на пол Грызть ногти, карандаш Шопоголизм Компьютерная зависимость
Вредные привычки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Притча о табаке. Очень давно, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один мудрый старец. Он невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды он увидел, что вокруг купцов, разложивших товар, собралась толпа. Купцы кричали: "Божественный лист! Средство от всех болезней!” Подошел старец и сказал: "Этот "Божий лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится”. Купцы с радостью смотрели на него. "Ты прав, о мудрый старец!” – сказали они. – Но откуда ты знаешь о чудесных свойствах "Божественного листа”? Мудрец пояснил: "Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости… Отошли крестьяне от купцов и задумались… 9. Профилактика инфекционных заболеваний. • Улучшение экологической ситуации. • Повышение иммунитета. • Натуральные продукты питания и правильный рацион. • Хорошее медобслуживание и вакцинация. • Закаливание и занятия спортом. • Отказ от вредных привычек. • Качественные лекарства. • Высокий уровень жизни людей. • Снижение нагрузки на детей, стрессы. • Приём витаминов. Заключение. Помните! 9/10 нашего счастья зависит от здоровья. Берегите здоровье! «Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний. И старение - это болезнь, которую можно лечить». В. И. Вернадский