Что дает школьникам XXI века проектное обучение Семилуцкая Л.В. E-mail: clv08@inbox.ruclv2004@yandex.ru МБОУ ВСШ №1, г. Воронеж
«Вместо места для заучивания уроков – школа должна стать социальной группой, где мастерские, лаборатории и площадки для игр не только развивают самодеятельность, но и учат общению и кооперации, расширяя понимание общественных взаимоотношений…». (John Dewey)
На современном этапе развития образования компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения. В сфере образования стали всё больше использовать автоматизированные системы обучения, контроля и управления учебным процессом. Информационно - коммуникационные технологии имеют огромные преимущества перед традиционным обучением. Во-первых, информационные технологии значительно расширяют возможности предоставления учебной информации. Е.И Машбиц считает, что компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению, ИКТ вовлекает обучающихся в учебный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Сегодня многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров. Достаточно сказать, что с помощью компьютеров: трёхлетние дети учатся различать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать и писать; выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения; студенты исследуют, что произойдёт, если температура атомного реактора превысит допустимый предел. В настоящее время компьютеры стали столь популярными средствами обучения, поэтому я в своей деятельности также их использую. Во-первых, компьютер обладает “беспредельным терпением”: он будет повторять объяснения пять, десять и даже сто раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия. Во-вторых, он позволяет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам, которые схватывают материал быстрее или медленнее, чем вы. И, в-третьих, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами, т.е. “всё его внимание” – только вам. Кстати, вы отвечаете ему тем же, поскольку многие учебные программы не только познавательны, но и очень увлекательны. Целью моей работы является повышение мотивации и результативности обучения. Применение ИКТ на уроках информатики способствует достижению этой цели. Задачи: •развивать у обучающихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя ресурсы сети Интернет; •вырабатывать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное и использовать на уроке; •повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ; •стимулировать самостоятельную деятельность учащихся при подготовке к урокам. Я обучаю не только работе на компьютере, но и приобщению к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, и при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Использование ИКТ предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новую роль учителя – как консультанта, а ученика - как активного исследователя, творчески работающего над учебной задачей и широко использующего информационные технологии для получения знаний. По данным исследований, в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик увлечён активными действиями в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Использование форм и методов работы с применением ИКТ формирует у обучающихся информационную компетентность; учит применять полученные знания, позволяет вовлечь в учебный процесс каждого обучающегося, при этом развивается познавательный интерес к учебному предмету; активизируется познавательная деятельность, развиваются психические процессы: мышление, восприятие, память. Но вместе с этим появились и проблемы: различный стартовый уровень знаний и умений школьников по информатике; приобретение качественных знаний по всему курсу информатики в оптимальном сочетании личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии. ошибочное представление учащихся об области научных знаний информатике. Вследствие этого была определена цель деятельности: создание психолого-педагогических условий для внедрения метода проекта в деятельность учащихся, для повышения качества образования и успешной социализации школьников. Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи: изучить возможности метода проекта, как части проблемного обучения и внедрить в практику работы для повышения качества знаний, умений и навыков школьников в образовательной, предметной области «Информатика»; развивать межпредметные связи на уроках информатики через проектную деятельность; развивать и совершенствовать учебно-методическую базу для проведения занятий по курсу информатики и информационных технологий в русле проектной деятельности; повышать профессиональную компетентность. Участвуя в проекте, я поняла, что проектная деятельность - это интересно. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать процесс обучения значимой деятельностью для каждого участника, и т.о. сделать обучение более продуктивным. Поэтому я в своей педагогической практике использую проектное обучение. Первые шаги в этом направлении мной уже сделаны. Причем, проект не обязательно должен быть таким громоздким и объемным, пусть это будут мини-проекты, но в их эффективности я уже убедилась. Метод позволяет ученику самому выстроить свой план, использовать свои навыки и возможности, получить конечный результат в любом случае. Нацеленность на результат прививает важное качество, которое определяет жизненную созидательную позицию. Важен результат, а не процесс. Повышение интереса к обучению обусловлено использованием ИКТ, что сейчас у учеников является доминирующей составляющей их интересов.
Итак, использование ИКТ даёт учителю экономию времени на уроке, глубину и наглядность изучения материала, возможность одновременного использования аудио-, видео- и мультимедиа материалов; возможность развития коммуникативной компетенции обучающихся, учит самостоятельно мыслить, рассуждать, самостоятельно добывать нужную информацию. Источники: • http://www.256.ru/publish/publ-stat.php?page=stat-guriev_i Информационные компьютерные технологии • http://www.academiaxxi.ru/ Компьютер как средство сохранения и развития образовательной среды Литература: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат - М., 1999. 2. Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор пед. наук. “Метод проектов в современной школе”. В сборнике “Методология учебного проекта” М.: МИПКРО, 2000.