Понедельник, 29.04.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Цифровые образовательные ресурсы в обучении информатике и ИКТ
Цифровые образовательные ресурсы в обучение информатике и ИКТ.
XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Современные учащиеся живут в огромном море разнообразной информации. В связи с этим, меняется роль учителя – он должен стать координатором информационного потока, который обрушивается со всех сторон на наших детей. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со своими учениками.
Очень часто я, как учитель информатики, прихожу к выводу, что дети видят в компьютере только средство для развлечений. На первом уроке информатики, задавая вопрос пятиклассникам «Зачем им нужен компьютер?», получаю ответы: «играть», «слушать музыку», «смотреть мультики». Поэтому основной своей задачей, я считаю, донести до учащихся, что компьютер – это средство, с помощью которого можно интересно, быстро и просто обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и актуальными. И вся моя образовательная деятельность направлена на формирование на уроках информатики у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании. Использование компьютера должно быть направлено на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности.
Современный урок информатики и ИКТ невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, так как именно содержание этого предмета помогает понять информационную и целостную картину мира. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении информатике.
Информатика и ИКТ - это единственный предмет, который трудно представить без использования ЦОР. Применение цифровых образовательных ресурсов является, по-моему, мнению на данном этапе развития образования наиболее актуальным. Организация образовательной деятельности учащихся с применением ЦОР позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, ведет к повышению качества знаний по предмету.
В рамках национального проекта «Образование» создана Национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, разрабатываются цифровые учебные материалы по всем общеобразовательным дисциплинам. Мы наблюдаем реальную поддержку процессов информатизации в каждой школе.
Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по-новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. И наша главная задача – извлечь и этого оборудования максимальную пользу. В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.
К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР по предметам, по темам, по урокам.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Мною были определены цели использования ЦОР в моей педагогической деятельности:
- повышение эффективности и качества процесса обучения,
- повышение активности познавательной деятельности учащихся;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
- формирование информационной культуры:
- формирование умений осуществлять обработку информации.
Затем я распределила, какие типы ЦОР можно использовать на различных этапах урока:
Этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы;
Этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, обучающие среды;
Этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
Этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды.
Цифровые образовательные ресурсы на своих уроках применяю следующими способами: использую мультимедийный проектор и интерактивную доску ( при демонстрации отдельных мультимедиа–объектов по теме; при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока); «живая» демонстрация различных способов решения задач; использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию); два ученика за одним компьютером (фронтальные лабораторные работы; групповое исследовательское задание; групповое творческое задание; интерактивное обучение способам решения задач); ученик за одним компьютером (виртуальный лабораторный практикум; индивидуальное исследовательское задание; индивидуальное творческое задание; интерактивное обучение).
Первоначально при планировании уроков я использовала готовые образовательные ресурсы, которые были поставлены в школу в рамках приоритетного направления «Образование»: диск «1С:Школа. Вычислительная математика и программирование». Особенно следует отметить, имеющуюся на данном диске, логическую игру «Ежиные тропы», которая очень нравится учащимся, позволяет развивать логическое мышление и показывает использование команды ветвление на практике. Данную игру использую при закреплении темы «Цикл Ветвление».
При планировании уроков физики использую диски «Открытая физика 1.1.», «Физика. Практикум», ресурсы которого позволяют раскрыть сущность тех лабораторных опытов, которые нельзя показать в нашем кабинете. После подключения школы к сети Интернет, у меня появилась возможность применять цифровые образовательные ресурсы, расположенные в сети Интернет:
http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.openclass.ru – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;
http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал;
http://katalog.iot.ru/ – Образовательные ресурсы сети Интернет:
Федеральные образовательные ресурсы;
Региональные образовательные ресурсы;
Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
Электронные библиотеки, словари, энциклопедии и т.д.
При внедрении цифровых образовательных ресурсов на своих уроках я придерживалась следующих методических правил:
- цифровые образовательные ресурсы – это средства, направленные на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;
- цифровые образовательные ресурсы используются в сочетании с различными педагогическими технологиями;
- при использовании цифровых образовательных ресурсов следует учитывать необходимость создания максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного и самостоятельно размышляющего учащегося;
- цифровые образовательные ресурсы являются средством, усиливающим отдельные приемы и компоненты деятельности педагога.
Далее я начала создавать собственные ЦОР. При составлении тестов, кроссвордов, контрольных работ, лабораторных работ, викторин удобна и проста в использовании на первом этапе программа Microsoft Word. Я использую эту программу в качестве самостоятельного задания для старшеклассников создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, развивается творческое мышление, интеллектуальная сообразительность и логика, формируются навыки самостоятельной работы, имеется возможность индивидуальной работы. Тесты, созданные с помощью Microsoft Word, очень просты в составлении, но минус тестов, сделанных в данной программе в том, что компьютер не может сам проверить их и выдать результат, и мне надо самой проверять и оценивать.
В Microsoft Excel можно создавать много различных цифровых образовательных ресурсов. Эта программа удобна для меня тем, что может считать результат и выдавать оценку по заданным критериям. При составлении подобных тестов я использую язык программирования VBA.
Достоинства ЦОР, созданных в данной программе в том, что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению.
Программа Microsoft Office Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций. Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы.
Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. На уроке появляется возможность давать такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без использования цифровых образовательных ресурсов. Например, в объяснении и закреплении нового материала я предлагаю исследовательские, практические задачи, задачи для самостоятельного решения. Анимация позволяет доступно и интересно изложить трудный для восприятия материал. Исследовательские задачи в анимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслить даже слабым учащимся, а практические задачи (ориентируют ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем.
В своей практике я использую эту программу и для создания тестов (с использованием языка VBA), кроссвордов. Также в этой программе я создаю образовательные игры, целью которых является формирование и развитие навыков и умений учащихся. Использование данных цифровых образовательных ресурсов во внеклассной работе повышает интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает решить мне следующие образовательные задачи:
- обеспечить организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
- обеспечить качественное усвоение программного материала;
- обеспечить содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;
- обеспечить компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для закрепления и тренировки;
- обеспечить доступность и наглядность изучаемого материала;
-учитывать индивидуальные особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
-воспитать интерес к предмету.
Повысился интерес к изучению информатики, учащиеся с удовольствием осваивают самостоятельно некоторые темы курса. Выполняют творческие работы, создают кроссворды по любой теме информатики. Именно образовательный процесс с применением цифровых образовательных ресурсов позволяет учащимся не только приобретать новые знания, но и формировать новые умения и навыки.
Следует отметить такой вид учебной деятельности, который позволяет учащимся соприкоснуться с миром цифровых образовательных ресурсов – проектная деятельность, элементы которой я включаю как в урочную, так и внеурочную деятельность.
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровые образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Цифровой образовательный ресурс не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- цифровые образовательные ресурсы могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
Категория: Информатика | Добавил: nataly_bata (10.01.2012) | Автор: Батанова Наталья Викторовна E
Просмотров: 3655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]