Воскресенье, 22.07.2018, 17:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » Информатика

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССЕ
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»
2. Предмет в направлении информатика
3. Класс. 7-9
4. Автор/ы статьи. Майстренко Наталья Виктровна
5. Должность. преподаватель информатики
6. Образовательное учреждение. ФГКОУ ОПКУ
7. Республика/край
8. Город/поселение. Оренбург
9. Краткая аннотация статьи
В работе рассматривается практический опыт применения игровой технологии на уроках информатики.

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
на уроке информатики в 7-9 классе
ВСТУПЛЕНИЕ
В информационном обществе у молодого человека возрастает потребность в самостоятельном поиске информации, ее оценке и анализе, хранении, обработке и представлении в рациональной форме, поэтому формированию информационной культуры ученика на уроках информатики уделяется большое внимание.
Важнейшим компонентом информационной культуры является умение применять теоретические знания о работе с информацией в процессе решения практических задач, поэтому наиболее эффективными формами образовательной деятельности становятся активные метода обучения, среди которых довольно продуктивными являются деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями, позволяющие вовлечь ребенка в соответствующие действия. Продуктивность и осмысленность деятельности ученика в огромной степени зависит от содержания обрабатываемой информации, что позволяет интегрировать предмет информатика с любым учебным предметом.
В работе рассматривается опыт организации учебной деятельности учеников на уроках информатики в 7 - 9 классах в виде деловых игр, осно-ванных на интеграции с физикой, историей, литературой и другими областями знаний.

Применение активных методов обучения в процессе реализации интегративного взаимодействия на уроках информатики в 7-9 классах

Достигнутый сегодня уровень общественного развития обусловливает усвоение учащимися больших объемов знаний. В информационном обществе у молодого человека возрастает потребность в самостоятельном поиске информации, ее оценке и анализе, хранении, обработке и представлении в рациональной форме. Поэтому формированию информационной культуры ученика уделяется большое внимание на всех предметах, и поиск продуктивных методов формирования информационной компетентности школьников является одной из актуальных задач. Курс информатики может стать интегриру-ющим звеном при решении данной проблемы. Интеграция здесь заключается в том, что освоение навыков рациональной работы с информацией может осуществляться на уроках информатики на основе источников, содержание которых касается других учебных дисциплин, поэтому в процессе формирования культуры работы с информацией предмет информатика легко интегрируется с любой образовательной областью.
Формы интегрированных уроков могут быть различны, но в каждом уроке должно быть достаточно материала для продуктивной образовательной деятельности. В связи с этим наиболее подходящими для проведения интегрированных уроков являются активные формы и методы обучения, которые побуждают учащихся к постоянной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
В Оренбургском президентском кадетском училище преподаватели информатики широко используют в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:
– проблемный; (один из вариантов данного метода - метод проектов)
– диалоговый;
– игровой;
– исследовательский;
– модульный;
– метод опорных сигналов;
– автоматизированного обучения и т. д.
Немаловажным аспектом образовательной деятельности воспитанни-ков является заинтересованность в усвоении учебного материала, учебная мотивация. Психологи утверждают, что познавательная активность ребенка - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Следовательно, преподаватель училища обязан создавать среду, благодаря которой у учащихся повышается интерес к овладению новым учебным материалом, формируется положительное отношение к учебе. Игровые формы урока позволяют создать условия для повышения учебной мотивации за счет занимательности игрового процесса, положительного эмоционального фона игровой деятельности.
Применяя игровые ситуации важно учитывать возрастные особенности воспитанников. Сценарий игрового урока не должен заставлять воспитанников «впадать в детство».
В процессе разработки сценария игрового урока важно максимально использовать его педагогические возможности, а именно:
- игровой урок может иметь нестандартную структуру за счет сюжет-ной линии урока, что в свою очередь позволяет включать в сценарий не-обычные формы работы, создающие условия для поддержания внимания ребят на высоком уровне;
- хорошо продуманное разнообразие видов деятельности помогает снимать утомление за счет переключения с одного вида работы на другой;
- привлечение воображение учащихся для поддержания игровой ситуации, служит развитию творческого мышления;
- игровые формы урока позволяют организовывать работу в малых группах, что способствует развитию коммуникативных способностей, навыков сотрудничества;
- в рамках игрового сценария более органичным становится включение интересной дополнительной информации, выходящей за рамки школьных учебников, что способствует расширению кругозора учащихся.
Рассмотрим особенности и образовательные результаты применения игровых технологий на уроках информатики в 7-9 классах Оренбургского президентского кадетского училища.
В процессе изучения темы «Базы данных» с учащимися 8-х классов было проведено два урока в форме деловой игры.
Фрагмент имитационной игры «Исторический архив»
Урок по теме «Базы данных», посвященный закреплению знаний ос-новных понятий темы и освоению навыков создания простейших баз данных, проходил в форме имитационной игры, в которой воспитанникам предлагалось выступить в роли работников исторического архива. В начале урока архивариусы получили текст о выдающихся военачальниках, участвовавших в Великой Отечественной войне (подробный текст задания и результат работы ученика см после доклада, «Дидактический материал для игры «Исторический архив»»). Ученикам предстояло проанализировать исторические сведения о великих полководцах, на основе этой информации разработать наиболее полную формализованную модель и структуру реляционной базы данных, а затем создать ее и внести имеющиеся сведения.
Несмотря на то, что ребята работали над созданием структуры базы данных индивидуально, на втором этапе урока они просматривали базы данных одноклассников. Для обмена файлами с базами данных можно использовать локальную сеть, электронную почту и современные «облачные технологии» хранения данных. Построенную одноклассниками структуру, ребята сравнивали со своей, обсуждали, дорабатывали и редактировали поля базы данных.
Интегративная сторона деятельности заключалась в формировании у школьников общеучебных навыков работы с информацией: умение анализировать и структурировать данные, строить таблицу на основе текстовой формы сообщения. Межпредметные связи с историей повысили информационную насыщенность урока. Обращение к историческим фактам вызвало у ребят живой интерес и позволило эмоционально украсить урок информатики.
Деловая игра «Администратор базы данных».
Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Информационные модели в базах данных» проходил в форме деловой игры «Администратор базы данных» (конспект урока и дидактический материал для его проведения даны после доклада»).
По сюжету урока воспитанникам предстояло включиться в работу патентного бюро «Инсайт», которое занимается выдачей патентов на технические изобретения. Для того чтобы упорядочить процесс выдачи патентов, не выдавать патенты на уже имеющиеся изобретения, предприятие фиксирует и систематизирует сведения о технических изобретениях и их авторах.
По сюжетной линии игры, кроме директора, роль которого играл учитель, руководящую роль в ходе урока играл заместитель директора патентного бюро «Инсайт» - воспитанник Шуваев Денис. Он заранее сдал на «отлично» зачет по теме урока, поэтому был готов к тому, чтобы помогать преподавателю оценивать работу сотрудников (одноклассников) и оказывать помощь в организации работы предприятия.
В ходе урока воспитанникам предлагалось поэтапно выполнить сле-дующие профессиональные действия:
На первом этапе ребятам предстояло пройти конкурсный отбор на должность администратора баз данных в патентном бюро «Инсайт». Оценка профессиональных знаний кандидатов проводилось в форме устного собеседования и компьютерного тестирования.
На втором этапе ученики, уже в качестве администраторов баз данных, выполняли задания директора предприятия по редактированию структуры базы данных, формированию запросов в базе данных «Изобретатели» и оформлению отчетов по результатам работы в электронном виде. Данный вид деятельности не только способствовал формированию навыков структурирования, классификации и анализа информации, но и позволил ребятам узнать интересные сведения об открытиях, сделанных известными учеными. Составленный электронный отчет воспитанники отправляли по электронной почте заместителю директора и директору, а они в свою очередь оценивали материалы сотрудников и при необходимости отправляли их на доработку, сопровождая результат работы сотрудника конструктивными замечаниями.
Выбранная модель передачи знаний позволила пробудить познавательную активность учащихся, содействовала становлению самостоятельности в мышлении и деятельности, способствовала расширению общего кругозора.
Деловая игра «Предприятие»
Уроки в форме деловой игры проводились и в 9-м классе. Деловая игра «Предприятие» в рамках учебной темы «Узлы и устройства ЭВМ» способствовала формированию критического мышления. По сюжету игры воспитанники работали в качестве менеджеров предприятия. Выполняя производственные задачи, воспитанники составляли служебные записки на закупку персональных компьютеров, формируя свой запрос на основе прайс-листов различный компьютерный магазинов. Анализировали служебные записки «сотрудников», исправляли в них смысловые ошибки, связанные с назначением и характеристиками устройств персонального компьютера. Обсуждали вопросы на «производственном совещании» по проблемам оформления документов на поставку комплектующих узлов для модернизации компьютеров. Деловая игра способствовала развитию критического мышления и коммуникативных навыков.
Деловая игра «Издательство»
В седьмых классах освоение навыков работы с таблицами в текстовом редакторе было организовано в форме деловой игры «Издательство». Воспитанники выступали в роли дизайнеров печатной продукции. Им, как работникам издательства, была поставлена задача: разработать дизайн календаря. Так как календарь состоит из 12 месяцев, то работу требовалось разделить между сотрудниками. Страница одного из месяцев (в нашем случае - декабрь) была разобрана в качестве образца. На примере этой страницы прошло объяснение нового учебного материала. Были продемонстрированы приемы ввода и форматирования простых таблиц, прошло повторение вставки графических объектов и форматирования текста. Обязательным условием при работе учеников над собственной страницей календаря, посвященной какому-либо месяцу, было размещение на ней стихотворного отрывка и подходящей фотографии или картины для придания соответствующего эмоционального и эстетического фона согласно времени года. По завершении работы ученикам предлагалось выбрать лучший дизайн, обладатель которого награждался премией – дополнительной пятеркой за урок. Чтобы обеспечить продуктивную работу ребят, преподаватель обязан заранее подготовить папки с электронными ресурсами. В одной папке - коллекция фотографий или картин известных художников, посвященных временам года, в другой - стихи русских поэтов о временах года. Ребята могли также использовать авторские стихи и фотографии, а также материалы сети интернет. Несмотря на соревновательный характер сформулированной задачи, воспитанникам разрешалось обращаться друг к другу за помощью в случае возникновения проблем при вводе таблиц. В некоторых классах ребята не воспользовались предоставленной возможностью, а в некоторых, например в 7 «А» и 7 «Г», активно помогали одноклассникам, что способствовало развитию партнерских отношений в классе. Практическая направленность урока позволила повысить мотивацию обучения, а потребность в поиске подходящего пейзажа и стихотворения заставляла работать с литературными и художественными шедеврами, что способствовало обогащению культурного запаса учащихся.
Образец страницы календаря на декабрь.
Деловая игра «Свой бизнес»
Предлагаемые в учебниках информатики задачи зачастую не имеют реальной практической ценности, выглядят формальными и не вызывают интереса у школьников. Использование же компьютера по его прямому назначению (для решения практических задач, для выполнения громоздких, малоинтересных вычислений, для обработки большого объёма информации и др.) усиливает практическую направленность информатики. Ролевой характер взаимодействия учащихся во время деловой игры позволяет создавать сценарии, направленные на развитие критического мышления за счет заданий, требующих оценки полученных результатов.
В 7-х классах закрепление темы «Абсолютные и относительные ссылки в электронных таблицах» проводилось в виде деловой игры «Свой бизнес». Учащимся предлагалась таблица, в которой отсутствовало большое количество информации. Были заполнены наименования колонок таблицы, и дан ряд дополнительных данных. Воспитанникам 7 курса предстояло представить себя в роли предпринимателя, который занимается реализацией товаров и услуг. Анализируя данные в таблице, ученик должен был придумать направление деятельности предприятия, определив перечень товаров, реализуемых организацией. Творческую работу воспитанники выполняли на основе таблицы, которая была заполнена частично, поэтому, прежде чем вводить собственные данные и формулы для расчета, ученикам требовалось проанализировать имеющуюся информацию. Ребята активно заполняли таблицы, осуществляя «продажу» спортивного инвентаря, автомобилей, канце-лярских принадлежностей и других товаров. Предоставленная возможность проявить фантазию при заполнении таблиц способствовала позитивному настрою на уроке и развитию оценочного, критического мышления, так как требовалось вводить формулы с учётом наименований столбцов таблицы и заданных единиц измерения.
ВЫВОДЫ
Рефлексия, проведенная учащимися на заключительных этапах игровых уроков, показала, что ребятам нравится такая форма занятий. Несмотря на то, что в процессе подготовки таких уроков ученикам давались индивидуальные задания, требовавшие серьезной дополнительной подготовки, ребята выполняли их ответственно, даже более качественно, чем домашние задания к обычному уроку.
Анализ уроков информатики в 7-9 классах ОПКУ, проведенных в форме деловых игр, позволяет выявить положительные стороны данной технологии:
• повышается качество усвоения учебного материала, прочность усвоения новых знаний обеспечивается эмоциональной вовлеченностью учеников в процессе игры;
• возрастает мотивация учения,
• воспитанники получают коммуникативные навыки, осваивают партнерские отношения;
• у учащихся развиваются презентационные умения, формируется конкурентоспособность.
• предлагаемые в деловых играх роли способствуют повышению ответственности ребят, как на этапе подготовки, так и при проведении урока в игровой форме;
• вырабатывается уверенность в себе и своих силах, повышается самооценка;
• формируются навыки рационального поведения в условиях не-полной информации;
• развиваются навыки решения комплексных проблем;
Кроме того, подготовка и проведение уроков в форме деловой игры позволили сформулировать рекомендации:
1. Проведение занятий в форме деловой игры требует серьезной подготовки сценария урока, атрибутов игры, технических и других средств для создания эмоционального фона урока.
2. При подготовке межпредметного урока требуется тщательное изучение учебного материала того предмета, с которым формируются связи на данном уроке.
3. Уроки в игровой форме нельзя проводить часто. При всех плюсах технологий игрового обучения постоянное и непрерывное их использование остается проблематичным. Игры могут выступать как составная часть учебного процесса, некое вкрапление, приуроченное к определенным этапам его реализации.

Литература
1. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потреб-ность? / В.Н. Филиппов //Учительская газета. - 2006. - № 3.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
3. Современные технологии обучения / Под ред. Н.В. Борисовой, Т.Ю. Аветковой. – СПб., 2007. – 192 с.
4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 214 с.
5. Иванова, М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование. – 2005. - №5.
6. Колин, К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и образование. - 2007. - №6.

Дидактический материал для игры «Исторический архив»

Задание для учащихся
Тема: «Создание БД»
Цель урока: Изучить базовые понятия по теме «Реляционные СУБД», научиться разрабатывать структуру простой реляционной БД, вводить и редактировать ее в среде СУБД Microsoft Access.

Задание. Проанализируйте предложенный ниже текст о выдающихся советских военачальниках времен Великой Отечественной войны. Продумайте, из каких по-лей должны состоять записи в архиве об этих личностях, чтобы информация о пол-ководцах была наиболее полной?
Сформируйте табличную модель, введите в базу данных сведения о двух полко-водцах, фамилии полководцев нужно узнать у преподавателя. Сохраните свою базу данных в локальной сети в папку «Военачальники» под своей фамилией. Просмот-рите базы данных четверых своих одноклассников, скопируйте сведения из них в свою, при необходимости добавьте недостающие поля.
Приготовьтесь привести аргументы, подтверждающие полноту сведений в по-строенной вами структуре
Практическое домашнее задание: Дома проведите поисковую работу для того, чтобы пополнить базу данных и внести в нее 3-4 свои записи.
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Сколько записей в вашей базы данных? Сколько в ней полей?
2. Укажите тип данных для каждого поля.

ВЫДАЮЩИЕСЯ СОВЕТСКИЕ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Гео́ргий Константи́нович Жу́ков (1 декабря 1896 - 18 июня 1974, Москва) — выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР. Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и ме-далей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховно-го Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего.
Алекса́ндр Миха́йлович Василе́вский (16 сентября 1895 - 5 декабря 1977) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного Главнокомандования. В годы Великой Отече-ственной войны А. М. Василевский принимал участие в разработке и осуществле-нии практически всех крупных операций на советско-германском фронте. С февра-ля 1945 года командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёниг-сберга. В 1945 главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке в войне с Японией. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), кавалер двух ор-денов «Победа» (1944, 1945).
Никола́й Фёдорович Вату́тин (3 декабря 1901 - 15 апреля 1944) — советский военачальник, генерал армии (1943), Герой Советского Союза (15 апреля 1944 года, посмертно). Николай Ватутин, прошёл путь от красноармейца до генерала армии. В годы Великой Отечественной войны он последовательно возглавлял войска Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов до своей гибели в 1944 году.
Леони́д Алекса́ндрович Го́воров (10 февраля 1897 - 19 марта 1955) — совет-ский военачальник, Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Сою-за(1945). Говоров был награждён орденом «Победа» за разгром немецких войск под Ленинградом и в Прибалтике.
Константи́н Константи́нович Рокоссо́вский ( 21 декабря 1896 - 3 августа 1968) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Назначался командующим Брянским, Донским, Центральным, Белорусским, 1-м Белорусским, 2-м Белорусским фронтами. Командовал парадом Победы. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).
Бори́с Миха́йлович Ша́пошников (20 сентября 1882 - 26 марта 1945) — Маршал Советского Союза, выдающийся советский военный и государственный деятель, военный теоретик. Б. М. Шапошников внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых сил СССР, в их укрепление и совершен-ствование, подготовку военных кадров.
Васи́лий Ива́нович Чуйко́в (12 февраля 1900 − 18 марта 1982) — советский вое-начальник, Маршал Советского Союза (1955), во время Великой Отечественной войны — командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).

Одни из вариантов работы ученика по созданию базы данных
ВЫДАЮЩИЕСЯ СОВЕТСКИЕ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

№ Фамилия Имя Отчество Дата рождения Дата смерти Дожил до по-беды Герой Совет-ского Союза (кол-во зва-ний)
1 Василевский Алек-сандр Михайлович 18.09.1895 5.12.1977 да 2
2 Ватутин Николай Фёдорович 03.12.1901 15.04.1944 нет 1
3 Говоров Леонид Александрович 10.02.1897 19.03.1955 да 1
4 Жуков Георгий Константинович 01.12.1896 01.06.1974 да 4
5 Конев Иван Степа-нович 28.12.1897 21.05.1973 да 2
6 Малиновский Ро-дион Яковлевич 23.11.1898 31.03.1967 да 2
7 Рокоссовский Кон-стантин Констан-тинович 10.03.1905 21.05.1905 да 2
8 Тимошенко Семён Константинович 18.02.1895 31.03.1970 да 2
9 Черняховский Иван Данилович 16.06.1906 18.02.1945 нет 2
10 Чуйков Василий Иванович 12.02.1900 18.03.1983 да 2
11 Шапошников Бо-рис Михайлович 2.10.1882 26.03.1945 нет 0

РАЗРАБОТКА УРОКА ИНФОРМАТИКИ ПО ТЕМЕ «МОДЕЛИРОВАНИЕ В БАЗАХ ДАННЫХ» В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Информационные модели в базах данных» в форме деловой игры "Администратор базы данных", проведенного 7декабря 2012 года в 8 «Д» классе.

Майстренко Н. В., преподаватель информатики высшей квалифика-ционной категории

Тема: Моделирование в базах данных. (8 класс)
Тип урока: Деловая игра "Администратор базы данных"
Оборудование:
• Компьютеры с установленным пакетом Microsoft Office, имеющие до-ступ в Интернет.
• Интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран
Дидактический материал:
- Компьютерная презентация
- Индивидуальные карточки для организации рефлексии собственной дея-тельности воспитанников в ходе урока в виде таблицы результатов практической деятельности
- Опорный конспект с описанием базовых понятий и терминов по теме «Базы данных», в котором пропущены сами термины (конспект подготовлен индивидуально для каждого ученика в бумажном варианте)
- Электронный тест по теме «Основные понятия по теме «Базы данных»»
- Задания по вариантам в электронном виде для работы с базой данных

Предварительная работа:
Накануне мероприятия учитель просит воспитанников выслать на свой электронный адрес, специально созданный для работы с учащимися, электронное письмо, в котором напечатано одно слово: «тест». Полученные письма позволят учителю накануне урока (вечером или утром в день проведения урока) отправить файлы для выполнения третьего задания по ходу урока.

Цели:
1. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, правилах составления условий на поиск данных. Формирование практических навыков работы в СУБД на примере Microsoft Access: манипулирования данными и составление запросов на поиск необходимой информации.
2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
4. Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
5. Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.
6. Развитие общего кругозора, любознательности.

Задачи:
воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах, воспитание культуры работы с информацией;
учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию, редактированию и поиска информации в базах данных;
развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления, оценивания соб-ственной деятельности.

Ход мероприятия:
I. Организационный момент
Вводное слово преподавателя сопровождает презентация в виде слайд-шоу с изображениями сотрудников, работающих в различных базах данных, а также экранные страницы, демонстрирующие работу различных информационных систем.
Учитель:
Базы данных прочно вошли в жизнь современного человека. Мы пользуемся ими, когда обращаемся к информационно-поисковым системам для покупки билетов на поезд или самолет, нам стало привычно читать электронные книги через Интернет-библиотеки, или покупать их в интернет-магазинах, где информация о книгах хранится в базах данных. Криминалисты, юристы получают оперативные сведения, пользуясь соответствующими поисковыми системами.
В течение трех последних уроков мы с вами изучали тему: «Базы данных».
Чему вы научились за это время?
Предполагаемые ответы учеников:
- Мы выучили основные понятия, связанные с базами данных, научились проектировать, создавать и редактировать табличные базы данных, составлять запросы на поиск информации в них.
Учитель:
Прежде чем двигать дальше по теме, я предлагаю остановиться, и оценить, насколько прочно вы освоили изученный материал.
Для успешного анализа собственной деятельности, у вас на партах приготовлена технологическая карта (таблица) результатов вашей работы на сегодняшнем уроке. Каждый будет заполнять ее в течение урока.
В ней перечислены задания урока, максимальная оценка за каждое задание, в столбец «Получена оценка» вы запишите свои баллы за задание, а в колонке «Ошибки в заданиях» будете отмечать тип работы или названия терминов, в которых ошиблись. Это нужно, чтобы в конце урока сформулировать для себя рекомендации для улучшения знаний по теме.
Подпишите свои таблички, внимательно посмотрите и задайте вопросы по заполнению таблицы, если они есть.
Таблица результатов практической деятельности
по теме «Создание базы данных и манипулирование данными»
Фамилия, имя________________________ Класс_________________

№ за-да-ния Знания и умения, проверяе-мые на данном этапе Вид дея-тель-ности Макси-мальная оценка за зада-ние Получена оценка за задание Ошибки в заданиях:
указать термины, номера заданий, или другие проблемы)
1 Понятия и термины Работа с опорным конспек-том 9

2 Базовые умения по созданию запросов Тестиро-вание 11

3 Анализ ис-ходных данных, со-здание структуры БД Практи-ческая работа (базовые умения) 6

4 Создание сложных запросов 15

7 Рефлексия Какое задание было самым интересным
Какое (какие) задание было самым сложным
Что понравилось на уроке
Что не понравилось на уроке?
Какие термины необходимо выучить?
Какие умения необходимо тренировать?
Какие пожелания себе по улучшению знаний по те-ме?
Наш урок пройдет в форме деловой игры под названием: «Администраторы баз данных».
Итак, представьте, что я директор патентного бюро «Инсайт». Патент – это документ подтверждающий авторство на изобретение чего-либо, а название «Инсайт» происходи от значения этого слова – «озарение».
Важно, чтобы изобретение было действительно новым. Известно ли вам, что в 2001 года юрист из Мельбурна Джон Кэо запатентовал колесо - «круглое устройство, применяемое для транспортировки грузов». Это стало возможно потому, что есть незапатентованные изобретения.
Поэтому для успешной работы моего учреждения нужно собрать и систематизировать данные о том, что уже создано изобретателями мира.
Заместителем директора патентного бюро «Инсайт» я назначаю Шуваева Дениса Игоревича, он поможет мне выбрать сотрудников и организовать работу предприятия. Денис выбран не случайно. Он уже сдал зачет по теме «Базы данных» на «отлично».
Но мне нужны также сотрудники – администраторы баз данных, которых я и хочу набрать среди вас.
Итак, первым этапом при приеме на работу является собеседование, позво-ляющее оценить базовые знания кандидатов.
Ребята, у вас на столах лежат опорные конспекты по теме «Базы данных». В конспектах даны определения основных понятий темы, но сами термины в них пропущены. Ваша задача восстановить конспект в течение 3-х минут. По завершении работа сдайте ее заместителю директора.
Учащиеся работают над конспектом (рис.2), заполняя пропущенные термины. В результате у них должен получиться конспект, изображенный на рисунке 3. Заместитель исправляет красной ручной ошибки ребят, количество верных ответов каждого ученика фиксирует в своем списке, возвращая ребятам исправленные конспекты.
Пока заместитель проверяет конспекты, на экране отображается конспект ребят с пропусками. А после сдачи работ на экране появляются термины, выделенные красным цветом (на рисунке 3 они взяты в рамочку красного цвета).

Рисунок 2. Конспект незаполненный

Рисунок 3. Конспект заполненный

Учитель: Ребята, запишите в таблицу результатов количество правильных ответов и термины, которые вы не смогли верно определить. Опорный конспект оставьте у себя, он поможет при подготовке домашнего задания закрепить основные понятия.
На втором этапе нам с Денисом Игоревичем нужно установить вашу квалификацию. Для этого, на компьютерах заготовлен электронный тест. Исполняемый файл находится в папке «8д Базы данных» и называется gotest.exe. На выполнение теста отводится 5 минут. (Вопросы теста даны в приложении 1). Задания теста предполагают выбор одного верного ответа из предложенных.
По завершении тестирования позовите директора, чтобы зафиксировать количество верных ответов. Обязательно просмотрите вопросы, в которых допущены ошибки, и зафиксируйте содержание ошибок в вашей таблице результатов практической деятельности в колонке «Ошибки в заданиях».
Учитель подводит итоги двух первых этапов словами: «Поздравляю вас, вы приняты на работу». Называя лучших учеников, учитель назначает их начальниками отделов (в каждом отделе по 2-3 человека). Распределяя учеников по отделам (микро группам), преподаватель старается добиться, чтобы в ней присутствовал сильный ученик, способный помочь своим товарищам.
II. Работа в группах
Учитель: Итак, ваше первое производственное задание. Вам предстоит его выполнять по отделам (группами).
Для получения этого задания займите, пожалуйста, свои места за компьютерами. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички “Группа 1”, “Группа 2”, “Группа 3”. (Количество групп может быть больше трех, в этом случае задания для 4-й группы совпадает с заданием для 1-й группы и т.д.)
Откройте свой электронный ящик, среди входящих у вас имеется письмо с темой «Запросы в базе данных». К данному письму прикреплено семь фай-лов: база данных «Изобретатели» в файле «Изобретения.accdb» и шесть текстовых файлов:
1. 1 группа задание 4_1.docх
2. 1 группа задание 4_2.docх
3. 2 группа задание 4_1.docх
4. 2 группа задание 4_2.docх
5. 3 группа задание 4_1.docх
6. 3 группа задание 4_2.docх
Скопируйте на свой компьютер базу данных «Изобретатели» и задания, соответствующие номеру вашей группы.
Откройте и проанализируйте базу данных «Изобретатели», определите названия и типы полей, прочтите насколько записей в базе.
В текстовых файлах содержатся задания. Посмотрите на экран. Ваши задания имеют такую же структуру, как на экране:

Учитель:
В столбце «Вопрос» указаны вопросы, на которые вы должны ответить, пользуясь базой данных «Изобретатели». В колонку «Условия поиска дан-ных» в печатаете условие запроса в формате команды «выбор» (т.е. на русском языке), а в среде Microsoft Access формируете запрос в формате Microsoft Access. Подсчитываете количество записей по запросу и печатаете это число в колонку «Количество найденных записей». Полученный текстовый файл отсылаете на адрес директора, то есть на мой адрес.
Выполнив задание из первого файла, и отправив его, вы приступаете ко второму заданию. На данный вид работы вам отводится 15 минут.
Содержимое текстовых файлов с заданиями дано в приложении 2.
Заместитель директора и директор выполняют в процессе работы роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.
Ученики выполняют задания, а затем отсылают результаты работы на адрес директора. Учитель проверяет задания, отмечает красным цветом ошибки, и высылает задание на доработку.
III. Выступление каждой группы.
После завершения работы начальники отделов поочередно выходят к доске, и отчитываются о проделанной работе и найденной информации. Во время выступления ученика его ответ, присланный учителю в текстовом файле, выводится на интерактивной доске
Учитель:
Установим регламент для доклада каждой группы – 2 минуты. Слово предоставляется первой группе.
Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученных запросах и результатах работы.
IV. Подведение итогов урока
Ребята, подводя итог урока, хочется отметить вашу активную работу. Но чтобы вы знали, над чем вам еще предстоит поработать дома и на следующих уроках, давайте еще раз посмотрим в ваши таблички и ответим на вопросы, которые находятся в строке «Рефлексия».
Ученики поочередно анализируют свою работу на уроке, отмечая ошибки, которые допустили в работе, а также выражая свое отношение к проведенному уроку через вопросы:
 Какое задание было самым интересным
 Какое (какие) задание было самым сложным
 Что понравилось на уроке
 Что не понравилось на уроке?
 Какие термины необходимо выучить?
 Какие умения необходимо тренировать?
 Какие пожелания себе по улучшению знаний по теме?

Тест для урока
Внешний вид тестирующей программы.
Рисунок 1.

При выполнении заданий № 5,6,7,8,10,11 используется один и тот же фрагмент БД «Хобби», представленный на рисунке 1. Правильные ответы отмечены знаком «+».
Тест
1. База данных – это
a. набор данных, собранных на одной дискете
b. данные, предназначенные для работы программы
c. +совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и обработки данных
d. данные, пересылаемые по коммуникационным сетям.

2. Поле – это
a. Строка таблицы
b. +Столбец таблицы
c. Совокупность однотипных данных
d. Некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.
3. Запись – это
a. +Строка таблицы
b. Столбец таблицы
c. Совокупность однотипных данных
d. Некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.
4. БД содержит информацию о собаках: кличка, порода, дата рождения, пол, количество медалей. Какие типы должны иметь поля?
a. текстовое, текстовое, числовое, текстовое, числовое
b. +текстовое, текстовое, дата, текстовое, числовое
c. текстовое, текстовое, дата, числовое, числовое
d. текстовое, текстовое, числовое, логическое, числовое
5. Сколько записей будет выбрано в БД «Хобби» по условию:
(ХОББИ=компьютер) ИЛИ ( ХОББИ=шахматы)
a. 2
b. 3
c. +4
d. 5
e. Ни одной
6. Какие записи будут выбраны в БД «Хобби» по условию:
((ХОББИ=компьютер) И (ВОЗР.<16)
a. +3
b. 3,5
c. 1,2,3,6
d. Таких записей нет
7. Для БД «Хобби» выберите условие поиска сведений о шахматистах, играющих в шахматы не менее 5 лет.
a. +(ХОББИ=шахматы) И (СТАЖ>=5)
b. (ХОББИ=шахматы) ИЛИ (СТАЖ>=5)
c. (ХОББИ=шахматы), (СТАЖ<5)
d. (ХОББИ=шахматы) И (СТАЖ <5)
8. Сколько записей будет выбрано в БД «Хобби» по условию:
(ХОББИ=компьютер) ИЛИ ( ПОЛ=Муж)
a. 1
b. 2
c. +3
d. 4
e. Ни одной
9. Система управления базами данных - это:
a. информационная структура, хранящаяся во внешней памяти
b. +программное обеспечение для работы с базами данных
c. внешнее устройство, управляющее базами данных
d. информационная структура, хранящаяся в оперативной памяти
10. Какие записи будут выбраны в БД «Хобби» по условию: (СТАЖ<=4)
a. +1,2,4,5,6
b. 1,2,5
c. 4,6
d. 1,2,3,5
11. Какие записи будут выбраны в БД «Хобби» по условию: НЕ (ПОЛ=Жен)
a. +1,5
b. 2,3,4,6
c. Ни одной
d. Неверная запись запроса
Приложение 2
Поиск данных осуществляется в базе данных «Изобретения», фрагмент которой представлен на рисунке.
Содержимое текстового файла «1 группа задание 4_1.doc»
Задание 4_1: Составьте запросы, позволяющие ответить на данные вопросы.
№ Вопрос Условие поиска данных Количество найденных за-писей Отметка о выполнении
1 Сколько россий-ских изобретений в базе данных

2 Какие открытия, касающихся элек-троники и робототехники сделаны в Японии и США

Условия поиска и количество найденных записей запишите в соответствую-щую колонку. Запросы сохраните в виде файла. Подготовьтесь к публичной презентации полученных сведений.

Содержимое текстового файла «1 группа задание 4_2.doc»
Задание 4_2: Составьте запросы, позволяющие ответить на данные вопросы. Условия поиска и найденное количество записей запишите в соответствующую колонку. Запросы сохраните в виде файла. Подготовьтесь к публичной презентации полученных сведений.
№ Вопрос Условие поиска данных Количество найденных записей Отметка о выполне-нии
3 Кто изобрел телефон?
4 Кто из ученых, сде-лавших открытия с области медицины, содержит в фамилии или имени букву «е»
5 Какие открытия сде-ланы с 1800 по 1850 год в области меха-ники

Содержимое текстового файла «2 группа задание 4_1.doc»
Задание 4_1: Составьте запросы, позволяющие ответить на данные вопросы.
№ Вопрос Условие поиска данных Количество найденных запи-сей Отметка о выполнении
1 Какие изобрете-ния сделаны в Германии?
2 Какие виды во-оружения изоб-ретены в 20 веке.
Условия поиска и количество найденных записей запишите в соответствую-щую колонку. Запросы сохраните в виде файла. Подготовьтесь к публичной презентации полученных сведений.

Содержимое текстового файла «2 группа задание 4_2.doc»
Задание 4_2: Составьте запросы, позволяющие ответить на данные вопросы. Условия поиска и найденное количество записей запишите в соответствующую колонку. Запросы сохраните в виде файла. Подготовьтесь к публичной презентации полученных сведений.
№ Вопрос Условие поиска данных Количество найденных запи-сей Отметка о выполнении
3 Кто и в какой стране изобрели лампу накалива-ния?
4 Назовите фами-лии Российских ученых в области медицины и био-логии
5 Какие открытия в области физики сделали Россий-ские ученые в первой половине 19 века

Содержимое текстового файла «3 группа задание 4_1.doc»
Задание 4_1: Составьте запросы, позволяющие ответить на данные вопросы.
№ Вопрос Условие поиска данных Количество найденных запи-сей Отметка о выполнении
1 Какие изобретений сделали французы?
2 Какие изобретения в области химии сделаны позднее 1900 года?
Условия поиска и количество найденных записей запишите в соответствую-щую колонку. Запросы сохраните в виде файла. Подготовьтесь к публичной презентации полученных сведений.
Содержимое текстового файла «3 группа задание 4_2.doc»
Задание 4_2: Составьте запросы, позволяющие ответить на данные вопросы. Условия поиска и найденное количество записей запишите в соответствующую колонку. Запросы сохраните в виде файла. Подготовьтесь к публичной презентации полученных сведений.
№ Вопрос Условие поиска данных Количество найденных запи-сей Отметка о выполнении
3 Что и когда изобрел Жозеф-Арман Бомбардье?
4 Названия каких изобретений начинается на букву Р и сдела-ны в России?
5 Какие открытия сделаны не в России с 1900 по 1999 год в области информатики?
Таблица для построения базы данных «Изобретатели»
Год изобре-тения ФИ изобретате-ля Изобретение Область Страна
818 Карл Фон Дрез Велосипед Механика Германия
1843 Джованни Ка-зелли Факс Электроника Франция
1853 Джордж Крам Чипсы Кулинария США
1876 Александр Белл Телефонная связь Электроника США
1872 А.Н. Лодыгин Лампа накаливания Электроника Россия
1895 А.С. Попов Радиоприемник Электроника Россия
1927 С.В. Лебедев Синтетический кау-чук Химия Россия
1915 Н.Д. Зелинский Угольный противо-газ Химия Россия
1802 В.В. Петров Гальваническая ба-тарея Физика Россия
1802 В.В. Петров Электрическая дуга Физика Россия
1806 К.К. Принц Платформенные весы Механика Россия
1804 Ричард Треви-тик Паровоз Механика Англия
1814 П.И. Прокопо-вич Рамочный улей Сельское хозяй-ство Россия
1826 В.В. Любарский, П.С. Соболев-ский Порошковая метал-лургия Химия Россия
1837 Д.А. Загряжский Гусеничный ход Механика Россия
1838 Б.С. Якоби Гальванопластика Химия Польша
1838 Б.С. Якобсон Судно с гальваниче-скими элементами Техника Германия
1914 Шоттлендер Подводная лодка Механика Германия
1903 Орвил и Уилбур Райт Самолет Механика США
1903 Эдуард Бене-диктус Небьющееся стекло Химия Германия
1904 Томас Салливан Чайный пакетик Промышленность Германия
1903 И.П. Павлов Понятие об услов-ных рефлексах Биология Россия
1911 Г.Е. Котельни-ков Ранцевый парашют Авиация Россия
1921 В.И. Вернадский Радиевый институт Образование Россия
1946 В.А. Неговский Реанимационный центр Медицина Россия
1946 В.П. Демихов Пересадка сердца собаке Медицина Россия
1962 Н.Г. Басов Первый полупро-водниковый лазер Электроника Россия
1956 фирма IBM Жёсткий диск RAMAC 305 Информатика США
1909 Хайрам Перси Максим Оружейный глуши-тель Вооружение США
1910 Генри Коанда Тепловой реактив-ный двигатель Механика Румыния
1980 Фудзи Масуока Флеш-память Информатика США
1989 Тим Бернерс-Ли Всемирная паутина Информатика Великобритания
2000 фирма ASIMO Бытовой робот для домашнего хозяй-ства Робототехника Япония
2000 Дин Кеймен Cамокат с динами-ческой стабилиза-цией Механика США
1986 Стивен Блок, Говард Берг Оптический пинцет Медицина
1985 Алек Джеффрис ДНК-дактилоскопия Биология США
1976 Билл Гор Материал Gore-Tex Химия США
1973 Купер, Мартин Мобильный теле-фон Микроэлектроника США
1971 Дайсуке Иноуэ Караоке Электроника Япония
1971 фирма Sony Кассетный видео-магнитофон Электроника Япония
1970 Дом Квинто Сдуватель листвы Техника
1967 Джон Шепард-Баррон Банкомат Электроника Шотландия
1961 Дэвид Пауль Грегг Оптический диск Микроэлетроника
1959 Жозеф-Арман Бомбардье Снегоход Машиностроение Канада
1954 Трейси Холл Искусственный ал-маз Химия Шотландия
1955 Жорж де Мест-раль Застёжка-липучка Текстильная про-мышленность Франция
1953 Джон Уайлд, Дуглас Хаури Ультразвуковое ис-следование Медицина США
1954 Брайс Браун Милицейский радар Элетроника Австралия
1952 Йосиро Нака-мацу Дискета Информатика Япония
1931 Макс Кнолль, Эрнст Руска Электронный мик-роскоп Оптика Германия
1925 Чарльз Джен-кинс Телеобъектив Оптика США
1923 Ли де Форест Звуковое кино Техника США
1916 Джон Браунинг Пистолет системы браунинг Вооружение США
1910 Анри Фабр Гидроплан Техника Франция
1872 А.Н. Лодыгин Лампа накаливания Электричество
Категория: Информатика | Добавил: nv_maystr (29.06.2012) | Автор: Майстренко Наталья Виктровна E
Просмотров: 2377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]